Тема 2. Раздел 4. Чтение научной литературы
Тема 2. Управление наукой и ее организационная структура
Вопросы для обсуждения
1. Министерство образования и науки РФ и его функции.
2. Основные задачи Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
3. Российская академия наук (РАН).
4. Научная деятельность в вузах. Научно-исследовательская работа сту-
дентов.
5. Магистратура.
6. Организация подготовки научных и научно-педагогических работни-
ков в РФ.
7. Аспирантура и докторантура.
8. Ученые степени и ученые звания.
Основная литература
1. Основы научных исследований: учеб. пособие / Б.И. Герасимов [и др.]. –
М.: Форум, 2009.
2. Основы научных исследований: курс лекций / А.Я Черныш [и др.].– М.:
РИО РТА, 2010.
Дополнительная литература
1. Кузин, Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления.
Порядок защиты: практ. пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2011.
2. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие. –
М., 2011.
Тема 3. Методология и методы научного исследования
Вопросы для обсуждения
1. Сущность и особенности научного исследования.
2. Классификация, методология и методы научного исследования.
3. Методология и научное познание.
4. Уровни научного исследования.
5. Философские, общенаучные и частнонаучные методы исследования.
6. Основные методы междисциплинарного исследования.
Основная литература
1. Основы научных исследований: учеб. пособие / Б.И. Герасимов [и др.]. –
М.: Форум, 2009.
2. Вентцель, Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методо-
логия. – М.: Наука, 1980.
Тема 2. Раздел 4. Чтение научной литературы
Техника быстрого чтения
1. Прочитайте упражнение «Созерцание зеленой точки» (у Вас обязательно возможность получить оттиск этого упражнения для домашних занятий. Не отказывайтесь).
Смотреть на зеленую точку надо перед сном, в течении 10 минут, не старайтесь в ходе созерцания читать текст, со временем (при условии упорного и ежедневного созерцания), поле зрения Вас будет с каждым днем расширятся и Вы будете охватывать одним взглядом вначале фрагменты, а потом и весь текст.
Текст упражнения «Созерцание зеленой точки»
Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Мне легко учиться быстро читать. Занимаясь, я остаюсь свободным, свежим. Сейчас я стараюсь как можно ярче представить себе о чем идет речь. Текст любой трудности я читаю только один раз. Всегда использую первое правило быстрого чтения – читать без регрессий. Глаза бегут легко и свободно только вперед. Я умею так читать. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Зрительный образ алгоритма мне четко, ясно. Читая текст, я свободно раскладываю его содержание в блоки алгоритма. Все лишнее отбрасываю. Новая программа чтения действует теперь сама собой, по привычке. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение – доминанту. Ясно вижу ее. Она высвечивается, как на экране, выпукло, ярко, контрастно. Всегда могу записать ее своими словами, на языке собственных мыслей. Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Он не дает проговаривать. Я буду помнить его всегда. Я читаю все быстрее и быстрее. Чувствую, что с каждым днем мое зрение становится более острым, сосредоточенным, сильным. Поле моего зрения постоянно расширяется. С каждым днем я все лучше и лучше вижу всю страницу, вижу весь текст сразу. Ясно, отчетливо. Мой взгляд свободен, спокоен, ясен. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально, сверху вниз, по центру страницы. Я могу прочитать одну страницу за пятнадцать секунд, за семь секунд, за одну секунду. Вижу текст, как на экране. Ясно вижу всю страницу сразу. Я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Посторонние мысли не беспокоят. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую свое внимание. У меня отличная память. Моя память улучшается с каждым днем. Нужное запоминается само собой, без всяких усилий и высвечивается как на экране – полно и точно. Я читаю очень быстро. Я наслаждаюсь техникой быстрого чтения. Я читаю свободно, легко, с упоением. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Я читаю быстро. Я закодировал новые программы и коды чтения в своем мозге, в совеем сознании. Я буду быстро читать всегда.
Примечание: кружочек закрасить зеленым цветом.
2. Будем определять Вашу скорость чтения научного текста. Это делается следующим образом:
а) вам выдадут текст научного характера с определенным количеством знаков – «N».
б) вы, фиксируя время, читаете его как можно энергичнее (быстрее), но так чтобы понять суть и без регрессий (возвращениях по тексту).
в) затраченное на прочтение текста время в секундах переведите в доли минуты (t’) по нижеследующей таблице:
Перевод секунд в доли минуты | |||
секунды | доли минуты | секунды | доли минуты |
0,08 | 0,58 | ||
0,17 | 0,67 | ||
0,25 | 0,75 | ||
0,33 | 0,83 | ||
0,42 | 0,92 | ||
0,5 |
г) Вам будет задано 10 вопросов по смыслу прочитанного Вами контрольного текста. Сами себе (искренне) ответьте: «знаю», «не знаю». Сколько правильных ответов (без подглядывания в текст) таков коэффициент понимания («К») 9 из 10 = 0,9; 6 из 10 = 0,6 и т.д.
По формуле: V = N/t’ х К
Где V – скорость чтения, зн/мин.
N – количество знаков в тексте.
t’ – время, затраченное на прочтение текста в минутах.
К – коэффициент понимания.
Обращайте внимание на выходные данные: где, когда напечатано. А также кто автор? Название и т.д.
За среднюю скорость чтения принято – 1500 зн/мин.
Выше средней – 1800 зн/мин.
Быстро – 3000 – 5000 зн/мин.
Очень быстро – 10000 зн/мин.
3. используйте самостоятельно, для повышения скорости чтения, метод «Слалом». Суть его в ежедневном 30-минутном упражнении по наращиванию скорости чтения, которое проводится следующим образом:
а) найдите книгу научного характера, которую Вы не читали, лучше если это будет книга из области Вашей профессии;
б) читайте ее ежедневно последовательно в следующем алгоритме:
- 10 минут на предельной скорости;
- 5 минут (продолжая по тексту) вдумчиво, спокойно;
- 10 минут быстро;
- 5 минут медленно.
а) Созерцайте в одном из квадратов центральную цифру, удерживая одновременно в боковом поле зрения угловые цифры. Найдите, не двигая глазные яблоки, все числа от 1 до 25. Засеките время поиска. Доведите это время до 13 – 15 секунд (только честно!).
1. Вам выдадут отраслевой журнал (печать колонками).
а) Читайте примерно 10 см. столбца с максимальной скоростью. Запишите денотат мысли по прочитанному.
б) Читайте 2 столбца по 15 см. каждый ...
в) Читайте страницу ...
г) Читайте всю статью.
2. Интегральный алгоритм чтения.
Прочитайте научную статью в интегральном алгоритме НАВДОТФКН. Запишите все характеристики. Составьте реферат (резюме) по статье объемом не более 50 слов. Составьте список ключевых слов статьи (не более 15).
3. Дифференциальный алгоритм чтения.
Прочитайте научную статью в дифференциальном алгоритме:
а) читая текст, выделяйте смысловые ряды;
б) определите смысловую доминанту статьи, их может быть не одна, а 2 – 3.
в) выделите ключевые слова, несущие главную информационную нагрузку по существу статьи.
4. Антиципация – есть смысловая догадка по части (обрывку) текста.
Полученный текст (газета, журнал) читайте закрывая колонку листочками бумаги, линейками по 25 % с каждой стороны. Получается, - закройте по 30 % текста с обеих сторон.
Проработайте так 30-40 см. текстовых колонок. Вам могут дать специально подготовленный «урезанный» текст. Постарайтесь додумать изначальный смысл и содержание этих текстов.