Задания для самостоятельной работы магистрантов. Подготовить сообщение на тему:
Задание 1
Подготовить сообщение на тему:
«Этические принципы современного воспитания»
Задание 2
Подготовить реферат на тему:«Самовоспитание обучающихся – условия, возможности»
Составьте кластер по теме лекции
Практическое занятие
по теме: Высшая школа как социальный институт
Форма занятия: практическое занятие
Основные понятия:виды и формы организации внеучебной деятельности,
этические принципы, самовоспитание
Цель практического занятия: способствовать углублению знаний и формированию умений по изученной теме.
Вопросы для обсуждения:
1.Виды и формы организации внеучебной деятельности.
2.Этические принципы современного воспитания.
3.Самовоспитание обучающихся – условия, возможности.
Магистрант должен знать:
- теоретический материал по теме в объеме вопросов обозначенных в лекции
Магистрант должен уметь:
-воспроизвеститеоретический материал по теме;
- выявить реальные связи полученных знаний с будущей профессиональной деятельностью;
- привести примеры, иллюстрирующие теоретический материал.
Литература:
1.Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М., 2005.
2.Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы. Текст лекций. Челябинск, 2000.
3.Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 383с.
4. Поправко Н.В. Социология образования: учебно-методическое пособие. – Томск: Томский госуниверситет, 2003. – 189 с.
5.Шумская Л. И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности. // Психология. - 2000. - № 3. - С. 3–11.
Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний.
При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям магистрантов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия в семинаре, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару.
Тема 12. Эдвайзерство.
Вопросы:
1.Содержание эдвайзерской деятельности.
2.Основные функции, структура эдвайзерской службы.
3.Активизация гражданской позиции и ответственности студента.
Форма занятия:проблемная лекция
Основные понятия:образование, эдвайзерская деятельность, функции, структура эдвайзерской службы.
Цель лекции:познакомить магистрантов с сущностью и содержанием эдвайзерской деятельности.
Основное содержание лекции:
Эдвайзер (Advisor)- преподаватель выпускающей кафедры, обеспечивающий функции наставника обучающихся (до одной учебной группы) по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формирование ИУП) и освоении образовательной программы в период обучения.
В соответствии с п.7 Закона РК от 7 июня 1999 года № 389-1 «Об образовании» деятельность эдвайзера следует рассматривать как, составляющую профессиональной деятельности преподавателя. Эдвайзеры назначаются Распоряжением декана факультета в начале учебного года на год. Работа эдвайзера является важнейшим показателем профессиональной деятельности преподавателя вуза и учитывается при его ежегодной аттестации и заключении индивидуального трудового договора на следующий год. Воспитательная работа эдвайзера отражается в рейтинге эдвайзеров вуза наряду с учебно-методической, научной работами. Освобождение от выполнения обязанностей эдвайзера производится распоряжением декана факультета. Эдвайзеры подчинены и подотчетны старшему эдвайзеру кафедры, который регулирует их деятельность, доводит до их сведения распоряжения по факультету. В свою очередь, старший эдвайзер кафедры подотчетен старшему эдвайзеру факультета, а тот - заместителю декана факультета по воспитательной работе. Заведующий кафедрой совместно со старшим эдвайзером кафедры дает рекомендации о назначении эдвайзеров академических групп, осуществляет контроль и организует помощь эдвайзерам в решении текущих вопросов.
Деканаты координируют и контролируют деятельность эдвайзеров совместно с Советом эдвайзеров вуза. Они оказывают методическую и организационную помощь старшим эдвайзерам факультетов, а также эдвайзерам академических групп.
Основной целью деятельности эдвайзеров является формирование гармонично развитой личности молодежи, воспитание гражданской зрелости (позиции) студентов. Основной задачей деятельности эдвайзеров является организация воспитательной работы в учебной группе, формирование самоуправления и постепенное вовлечение студентов в общественную и творческую жизнь вуза, содействие профессиональному самоопределению и профессиональной адаптации студентов на заключительном этапе их обучения в вузе.
Эдвайзер, осуществляя воспитательную работу, выполняет следующие функции:
-совместно с активом группы определяет цели и задачи, стоящие перед академической группой на учебный год. Разрабатывают совместно с активом группы план работы на год, соблюдая целенаправленность, непрерывность и преемственность воспитательного процесса в соответствии с перспективным планом учебно-воспитательной работы вуза.
-осуществляет контроль за выполнением планов работы группы, координирует деятельность актива группы и является основным связующим звеном между академической группой и администрацией факультета и вуза. Поддерживает постоянную связь с общественными организациями: Комитетом молодежных организаций, органами студенческого самоуправления, Сенатом студентов, профсоюзом студентов «Сункар», Высшим студенческим Советом общежитий и т.д. для активизации участия студентов в общественной жизни факультета, вуза.
-информирует студентов группы о приказах и распоряжениях ректора, декана, относящихся к учебно-воспитательному процессу. Знакомит студентов с правилами внутреннего распорядка, Уставом и организационной структурой университета. Доводит до сведения содержание положений о конкурсах, конференциях, соревнованиях, олимпиадах и других мероприятиях, проводимых на факультете и в вузе. Пропагандирует опыт работы лучших студентов и групп факультета и вуза.
-обязан информировать администрацию факультета, общественные организации об интересах, запросах и настроении студентов группы.
-в случае необходимости должен организовать психологическую поддержку и консультативную помощь студентам на основе социально-психологических проблем студенческой молодежи.
-определяет конкретные мероприятия по основным разделам гражданского, нравственного, эстетического, профессионального воспитания и культурной, спортивной, массовой работы.
-способствует формированию активной гражданской позиции студентов, повышая патриотизм молодежи, обязан участвовать в формировании гражданского, правового и профессионального мышления будущих специалистов, выбирая адекватные данным целям средства.
-способствует формированию здорового образа жизни молодежи, организуя мероприятия по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, по внедрению валеологического образования и физического воспитания студентов в рамках программы «Здоровые университеты».
-проводит мероприятия по профилактике правонарушений в студенческой среде.
-обязан участвовать в заседании комиссии Совета по правовому воспитанию и профилактике правонарушений при рассмотрении вопросов, относящихся к студентам курируемой группы и принимать участие в обсуждении и принятии решении о мерах воздействия к нарушителям.
-проводит мероприятия по сохранению и возрождению культурных ценностей, пропагандируя их среди студенческой молодежи.
-эдвайзер обязаны вести следующую документацию:
- дневник эдвайзера;
- план воспитательной работы;
- отчеты: текущая информация (ежемесячно), квартальный и годовой.
-регулярно посещать методические семинары и лекции по плану работы Совета эдвайзеров, общие собрания факультета, вуза, встречи с ректором.
Наряду с общими функциональными обязанностями, куратор-эдвайзер:
-содействует формированию актива группы и установлению порядка взаимоотношений между старостой и группой, профоргом и группой, руководителем Комитета молодежных организаций и группой; групповой сплоченности, солидарности; определению прав и обязанностей актива и студентов группы; определению порядка взаимоотношений между группой и администрацией факультета и общественными организациями.
-способствует активизации участия студентов в общественных организациях, конкурсах, олимпиадах, научных семинарах, конференциях.
-содействует работе системы студенческого самоуправления, движения студенческих строительных отрядов, клубов, объединений и других общественных организаций.
-организует информационное обеспечение студенческой молодежи о формах и методах организации досуга.
-создает систему морального и материального поощрения студентов и преподавателей (через рейтинги эдвайзеров), активно участвующих в организации внеучебной работы.
-содействует созданию благоприятного социально-психологического климата в группе, привлекая для реализации этой цели практического психолога университета и других сотрудников и должностных лиц.
-стимулирует студентов к здоровому образу жизни, активному участию в общественных мероприятиях кафедры, факультета, университета.
-участвует в организации и проведении тематических мероприятий по профилю кафедры, способствующих становлению у студентов интереса к избранной специальности, а так же мероприятиях по профориентационной работе среди учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев и т.д.
-поддерживать тесную связь с родителями студентов курируемой группы, а также контролирует успеваемость и дисциплину студентов.
-содействует формированию у студентов профессионально важных качеств личности, профессионального самосознания.
-участвует в реализации мероприятий, направленных на информирование студентов в области профессиональной ориентации и формирование у них навыков планирования и реализации профессиональной карьеры.
-знакомит студентов с действующими правовыми нормами распределения и трудоустройства будущих специалистов (лично или с привлечением специалистов).
Куратор - эдвайзер имеет право:
-самостоятельно выбирать формы, методы и средства реализации целей и задач воспитательной работы в учебной группе, учитывая планы воспитательной работы факультетов и университета, интересы и пожелания студентов.
-обращаться с предложениями по улучшению учебной, научно-исследовательской, воспитательной работы, культурно-бытовых условий жизни студентов во все административные и общественные организации факультетов и университета.
-по предварительному согласованию с преподавателями, присутствовать на лекциях, семинарах, практических и других занятиях, проходящих в группе.
-использовать возможность для установления контакта с родителями или родственниками студентов группы.
-участвовать в разработке и принятии решений администрации или общественных организаций по персональным делам студентов группы (назначение стипендии, наложение различных видов административного и общественного взыскания, исключения из вуза).
-принимать участие в работе органов студенческого самоуправления, вносить предложения по улучшению их деятельности, привлекать студентов группы к выполнению оперативных заданий в работе этих органов, выдвигать кандидатуры студентов для избрания в органы самоуправления.
Эдвайзер несет ответственность за выполнение программы воспитательной работы в учебной группе, согласованной с заместителем декана факультета по воспитательной работе, утвержденной деканом факультета.
Совет эдвайзеров вуза
Совет эдвайзеров вуза координирует работу старших эдвайзеров факультетов и обеспечивает методическую и организационную поддержку воспитательной работы. В состав Совета эдвайзеров вуза входят заместители деканов по воспитательной работе, старшие эдвайзеры факультетов, сотрудники вуза, выполняющие определенные функции в составе Совета. Заседание Совета созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в семестр.
Совет эдвайзеров осуществляет следующие функции:
-координирует и контролирует работу эдвайзеров ;
-изучает, обобщает и распространяет опыт работы эдвайзеров кафедр по
воспитанию студентов;
-организует семинары кураторов эдвайзеров по обмену опытом, использованию новых форм и методов воспитательной работы;
-разрабатывает рекомендации по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы вуза.
Процесс формирования гражданской позиции личности в вузе включает:
усвоение студентами гражданских знаний и ценностей в ходе профессиональной подготовки;
формирование навыков гражданского поведения и готовности студентов к выполнению социальных ролей: гражданина, специалиста, избирателя, патриота на основе реализации его прав и обязанностей;
формирование профессиональной готовности студента к защите прав и свобод граждан.
В качестве субъектов образовательно-воспитательного процесса выступают: профессорско-преподавательский состав, студенты, молодежные объединения, представители законодательной и исполнительной власти. Гражданская позиция студента представляет собой интегративное качество личности, в котором отражаются ее представления об обществе и его социальномидеале, являющиеся ориентиром ее гражданского поведения в профессиональной деятельности по защите прав и свобод граждан. К компонентам гражданской позиции студентов является:
потребностно-мотивационный,
познавательный,
эмоциональный,
деятельностный.
Потребностно-мотивационный компонент включает в себя глубокие внутренние мотивы и стимулы действия к гражданскому поведению и восприятию гражданских ценностей, устойчивые профессиональные интересы, социально-значимое отношение к законам, признание прав личности, что дает возможность заявить о собственной позиции, выработать собственное мнение, определить свой гражданский статус.
Познавательный компонент способствует:
-выработке системы базовых политико-правовых знаний, позволяющих студенту определить характер взаимоотношений человека и общества,
-восприятию особенностей культуры своего народа, выявлению собственных профессиональных возможностей;
-формированию интереса к реализации прав и обязанностей;
-развитию культуры взаимоотношений человека с обществом, государством.
Эмоциональный компонент предполагает необходимость формирования у студентов:
-эмоционального отношения к себе, обществу, государству, миру в целом;
-позитивного отношения к реализации прав и обязанностей;
принятия норм права;
умения соотносить свое поведение с общепринятыми нормами;
стремления к гражданскому самообразованию, к гражданской и профессиональной деятельности.
Деятельностный компонент предполагает:
-реализацию студентами своих прав как гражданина, выполнение гражданских обязанностей из внутреннего чувства осознанной необходимости;
-активное участие в жизни общества, законопослушание, понимание государственных проблем и поиск путей их решения;
развитие умения гражданского поведения.
Педагогическими условиями формирования гражданской позиции у студентов в вузе являются:
-мотивационная поддержка формирования профессиональных и гражданских качеств, расширение социального поля деятельности студента, развитие его потребности к формированию гражданской позиции;
-индивидуализация процесса формирования гражданской позиции студентов;
-организация научно-исследовательской работы студентов, обеспечивающей развитие у них представлений о гражданских ценностях;
-активизация гражданской позиции студентов в ходе прохождения практики, работы в юридической консультации, участии в работе студенческих обществ;
-взаимодействие всех субъектов образовательного процесса вуза в формировании гражданской позиции студента.
Формы и методы работы по формированию гражданской позиции студентов:
-ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации);
-дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы, целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями);
-поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования);
-игровое моделирование.
Формирование гражданской позиции в вузе, может включать пять этапов, соответствующих курсу профессиональной подготовки:
-на первом этапе (1курс) целью профессионального обучения является формирование личностного отношения к будущей профессии, гражданским ценностям, содействие развитию познавательной мотивации;
-на втором этапе (2 курс) – получение фундаментальных знаний, развитие гражданских способностей студентов, выработка ими собственного мнения;
-на третьем этапе (3 курс) – формирование у студентов профессиональных знаний и навыков, вовлечение студентов в научно-исследовательскую и практическую деятельность, содействие становлению гражданской ответственности;
-на четвертом этапе (4 курс) – закрепление полученных знаний и навыков, формирование готовности к профессиональной и гражданской деятельности;
-на пятом этапе (5 курс) – создание условий для проявления активной гражданской позиции.
Литература:
1. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под.ред.
А.В.Петровского. М., 2006.
2.Особенности современного развития высшего образования в ведущих
странах мира. / К.А.Ценкович, Л.Н., Л.Н. Тарасюк, М.И. Давыдов и др. - М.,2004
3.Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные
тенденции. - М.,2005.
4.Самоукина Н.В.Психология и педагогика профессиональной
деятельности. Изд.2-е, дополнен.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000.-384 с.
5. Мынбаева А.К. Основы педагогики высшей школы.- Алматы, 2013.
6. Урунбасарова Э.А. Методические указания к семинарским занятиям по педагогике.-Алматы, 2012.
Методические рекомендации
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит магистранту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРМ является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.
Вопросы контроля теоретических знаний магистрантов
1.Содержание эдвайзерской деятельности.
2.Основные функции, структура эдвайзерской службы.
3.Активизация гражданской позиции и ответственности студента.