Педагога дополнительного образования
Аксиологический компонентвоспитательного потенциала педагога дополнительного образования.Педагог дополнительного образования – новый тип профессионала, утверждающийся в теории и практике отечественного внешкольного открытого образования с 90-х годов ХХ века.Специфические ценностные характеристики педагога дополнительного образования определяются: а) ролью дополнительного образования детей – пространства свободного, добровольного, индивидуального освоения ребенком новых знаний, умений с учетом его способностей и потребностей и их практической реализации в окружающей жизни; б) актуализацией и востребованностью «дополнительных видов образовательной деятельности» обществом, семьей; в) типом, статусом структур дополнительного образования (учреждения, блока школьного образования; государственного, муниципального, частного, общественных статусов); г) направленностью образовательной деятельности (спортивная, естественно-научная, экологическая, художественная, туристско-краеведческая и др.), реализуемой педагогом; д) базовым профессиональным образованием педагога, его опытом, личностными качествами.
Воспитательный потенциал педагога заключен: в специфических ценностях конкретной профессионально ориентированной образовательной деятельности; в гуманистической и демократической организации этой деятельности, осуществляемой в сотрудничестве, сотворчестве с детьми, в педагогически организуемой среде жизнедеятельности (детском объединении); в органичном взаимодействии теории и практики в процессе обучения; в широте выходов образовательной деятельности в окружающий социум; в приоритетной роли самообразования и самовоспитания в личностно-профессиональном росте педагога.
Особая ценность деятельности педагога дополнительного образования – в направленности на индивидуальное воспитание и развитие ребенка.
Телеологический компонентвоспитательного потенциала педагога дополнительного образования.Цель, задачи деятельности педагога дополнительного образования в обобщенном варианте представлены в «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей»: а) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей; б) адаптация их к жизни в обществе; в)формирование общей культуры; г) организация содержательного досуга.
Применительно к деятельности конкретного педагога цели и задачи индивидуализируются, дифференцируются в зависимости от: а)специфических воспитательных ценностей, направленности основной образовательной деятельности, профессионализма педагога, его гражданской позиции, общественного статуса; б) состава воспитанников группы; в) особенностей дополнительной образовательной деятельности учреждения (однопрофильные, многопрофильные, федеральные, региональные, муниципальные и т.д.); г) социального заказа социума (семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных, корпоративных, частных структур).
Концептуальный компонентвоспитательного потенциала педагога дополнительного образования. Педагог дополнительного образования – новый тип педагога-воспитателя в досуговом пространстве: а) общего, открытого, непрерывного, начального профессионального образования; б) общественного воспитания. Инновационность его деятельности: в органичном взаимовлиянии, взаимодействии процессов обучения и воспитания на основе принципов природосообразности, гуманизации, демократизации, добровольности, индивидуализации, творческого сотрудничества педагога и ребенка. Это педагог-воспитатель, в первую очередь, по личному призванию к работе с детьми, по потребности, готовности передать свой жизненный, человеческий, профессиональный опыт молодому поколению. Деятельность педагога дополнительного образования – новый вид социально-педагогической деятельности, освоение которой позволяет школьному учителю преодолеть педагогические штампы, догмы, расширить сферу деятельности, с новых позиций посмотреть на учебную работу и ученика как ее активного участника.
Методический компонентвоспитательного потенциала педагога дополнительного образования.Педагог дополнительного образования по характеру, целям и ценностям, содержанию своей деятельности – исследователь и методист. Научно-методическое обеспечение его образовательной деятельности зависит, прежде всего, от его профессионального мастерства, педагогического опыта, способности грамотно рефлексировать, выявлять типичные трудности и определять адекватные пути, средства, методики их преодоления.
Составляющими научно-методического обеспечения деятельности педагога дополнительного образования являются: концепции, программы образовательной деятельности учреждения дополнительного образования; методические материалы, публикации, анализирующие, обобщающие позитивный опыт учреждения, отдельных педагогов, Положения о подготовке и проведении общих дел, акций, смотров; данные проводимого мониторинга.
Роль научно-методических публикаций, данных исследований проблем дополнительного образования, системы повышения квалификации значительна в том случае, если этот багаж отвечает индивидуальным запросам педагога, органично востребован им, стимулирует его личностно-профессиональный рост.
Интерактивный компонентвоспитательного потенциала педагога дополнительного образования.Педагог дополнительного образования – ведущий субъект учреждения дополнительного образования, партнер педагога школы во взаимодействии общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования.