И классный руководитель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее - на здоровье детей, семьи, страны
Формы общения с родителями
Для того чтобы определить направления и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. С этой целью используются анкеты, вопросники для родителей, встречи и беседы.
Круг проблем, которые могут быть рассмотрены во время встреч с родителями, очень широк и может касаться самых разных аспектов не только физического, но и духовного, нравственного здоровья. Выбор проблемы должен быть совместным делом учителя и родителей. Но, исходя из главной цели этой работы - помочь изменению образа жизни семьи, сделать его более здоровым, начать имеет смысл с тех проблем, которые имеют к ней прямое отношение.
Один из возможных вариантов - обсудить темы, относящиеся к соответствующему фактору риска хронических болезней (питание, низкая физическая активность, курение, алкоголизм, повышенный вес и ожирение, хронический стресс).
Приведем схему, которая поможет рассмотреть каждый фактор в разных аспектах.
1. Подробные сведения о каждом факторе риска: его распространенность, связь с конкретными хроническими болезнями, особенности и результаты профилактических программ в разных странах. При обсуждении данного раздела родителям можно предложить самим проанализировать конкретные семейные ситуации и попытаться ответить на вопрос, что является причиной появления того или иного фактора риска у данного члена семьи. Очень важно также рассмотреть уклад жизни семей, где прошло детство родителей, и его связь с образом жизни сегодняшней семьи.
Акцент должен быть сделан на том, чем грозит наличие данного фактора здоровью человека с приведением конкретных фактов, статистических данных. Такое «устрашающее» воздействие широко используется в профилактических программах многих стран, и оно достаточно эффективно.
2. Информация о преимуществах образа жизни без факторов риска для каждого члена и семьи в целом. Данный аспект подразумевает позитивный, «ободряющий» подход к проблеме (что приобретает, выигрывает каждый член семьи в физическом, духовном, нравственном здоровье, в финансовом положении, в реализации своих жизненных задач и т. п., если рассматриваемого фактора в семье не будет). Такой подход более приемлем для нашей ментальности.
3. Рассмотрение каждого фактора с точки зрения интересов детей, конкретного ребенка. Можно познакомить родителей с детскими взглядами на обсуждаемую проблему и проанализировать поведение членов семьи, помогая им увидеть себя в свете детского восприятия (пример для подражания, действенность запретов, если сами родители демонстрируют нелучшие образцы поведения и т. д.). Материалы для этого можно найти в книге Л.В. Баль «От 8 до 17, или Что думают о здоровье наши дети» (М., 2000).
При обсуждении любой темы необходимо максимально использовать позитивный опыт семей в изменении образа жизни на более благоприятный для здоровья. Как удалось избавиться от курения, изменить питание, приобщиться к физкультуре и спорту - любой практический опыт в этом направлении бесценен и может стать действенным стимулом для других.
Важно проанализировать все детали, в том числе трудности, с которыми столкнулась семья, и то, как эти трудности удалось преодолеть.
Обсуждение каждой темы, относящейся к тому или иному фактору риска, желательно завершить практическими советами, которые родители должны записать (например, как определить уровень физических нагрузок, как бросить курить, как уменьшить потребление соли и т. п.).
Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить назидательного, поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции (педагог, читающий текст, и формально присутствующие люди), чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждение темы.
Классный руководитель совсем не обязательно должен быть ведущим таких встреч. Эту роль могут прекрасно выполнить родители, если среди них найдутся профессионалы - медики, психологи или просто хорошо образованные люди. Тогда задача классного руководителя - координировать и направлять беседу.
Наиболее простая в организационном плане и привлекательная форма общения с родителями - семейная гостиная или клуб с соответствующим названием, где сама обстановка располагала бы к общению. Во время встреч в классе столы лучше расположить полукругом с местом для ведущего в центре - что сближает, располагает к общению.
Члены родительского коллектива могут сами стать организаторами семейной гостиной. В работе могут участвовать не только родители, но и бабушки и дедушки. Среди них есть немало профессионалов, просто умудренных опытом людей, располагающих свободным временем. Кроме того, их вклад в формирование поведенческих привычек детей может быть даже более значителен, чем вклад родителей, поэтому важно найти среди них единомышленников, заинтересованных в успехе общего дела. Быть может, имеет смысл устроить специальную встречу для бабушек и дедушек, которая позволила бы выяснить их интересы и возможности. К организации можно привлечь детей, которые оформят классное помещение и скажут приветственные слова. Это может дать импульс детям к осознанию потребности в объединении усилий всей семьи в движении к здоровью.
Родители в роли учителей
Главный координатор, организатор работы с семьей - классный руководитель. Его основная роль должна заключаться в налаживании постоянно действующего механизма сотрудничества всего классного коллектива, включающего учителя, родителей и детей, в движении к здоровому образу жизни.