Дидактические особенности исследовательского проекта
Структура | Алгоритм действия |
Цель | Формирование навыков учебного исследования. |
Результат | Не всегда известен с самого начала исследования, выдвигается гипотеза о результатах, которая затем подвергается экспериментальной или теоретической проверке. |
Структура | Данные проекты полностью подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную к структуре научного исследования или полностью совпадающую с ней, а именно: Ø аргументация актуальности, принятой для исследования темы; Ø выделение проблемы и цели исследования; Ø формулирование гипотезы исследования; Ø определение методов исследования, источников информации; Ø обсуждение, анализ и оформление полученных результатов. |
Форма продукта | Сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования проектной деятельности; анализ данных социологического опроса; публикация в СМИ; Web-сайт; атлас, карта; справочник молодежного английского сленга и др. |
Возможная форма презентации | Демонстрация видеофильма; защита на ученом совете; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; научная конференция и пр. |
Оценка | Необходимость внешней оценки: отзыв научного руководителя, других независимых специалистов. |
Ценность | Развитие навыков научного исследования обучающихся. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Структура | Алгоритм действия |
Цель | Сбор информации о каком-то объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. |
Результат | Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, колледжа, города, государства. |
Структура | Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры: Ø цель; Ø актуальность; Ø источники информации; Ø анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами; Ø аргументированные выводы; Ø обсуждение. |
Форма продукта | Видеофильм; газета, журнал; экскурсия; коллекция; мультимедийный продукт; прогноз; справочник; Web-сайт и др. |
Возможная форма презентации | Деловая игра; демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий); иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; научная конференция; научный доклад; реклама; телепередача и пр. |
Оценка | Организация внешней оценки: отзыв специалиста. |
Ценность | Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Структура | Алгоритм действия |
Цель | Развитие творческого потенциала личности. |
Результат | Остается открытым до конца проекта. |
Структура | Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В творческом проекте часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу все равно обязательно надо, чтобы при необходимости оказать помощь проектантам. |
Форма продукта | Костюм; модель; музыкальное сочинение; сборник сочинений, стихов, рисунков; видеофильм; выставка; праздник; игра; коллекция. |
Возможная форма презентации | Деловая игра; инсценировка реального или вымышленного события; реклама; соревнования; спектакль; театрализация; телепередача; экскурсия и др. |
Оценка | В рамках презентации. |
Ценность | Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися. |
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Планирование: анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
Задачи проектирования | Долгосрочный проект | Проект, средней продолжительности | Урок-проект | Мини-проект |
Постановка проблемы | Сентябрь-октябрь Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы. | До начала проектной недели | 1-й урок | 1-й урок (в числе спаренных) 2–3 мин. |
Выдвижение гипотез- путей решения проблемы. Деление на группы | ||||
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта | Октябрь Составление развернутого плана | 1-й день | ||
Подготовка продукта | Сбор информации | Ноябрь-декабрь | Неделя между 1 и 2 уроком | 1–2 урок 20–50 мин |
Структурирование информации | Декабрь-февраль Проведение исследования | 2–3 день | 2-й урок | |
Изготовление продукта | 1–3 недели Между 2 и 3–4 уроками | |||
Оформление продукта | Март | 3–4 день | ||
Выбор формы презентации | Апрель Подготовка доклада | |||
Подготовка презентации | ||||
Презентация | Май защита | 5-й день | 3–4 уроки | 50–70 мин. |
Самооценка и самоанализ | 70–80 мин. |
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Проект необходимо документально оформить и представить к оценке специалистов, заинтересованных лиц и реализовать на практике (для социальных, практико-ориентированных, исследовательских проектов).
Обучающимся оформляется проектная папка или портфолио проекта | Педагог оформляет методического паспорта учебного проекта |
Проектная папка содержит: Ø паспорт проекта; Ø планы выполнения проекта; Ø промежуточные отчеты; Ø вся собранная информация по теме проекта; Ø результаты исследований и анализа; Ø записи всех идей, гипотез, решений; Ø отчеты о совещаниях, проведенных в дискуссиях и т.п.; Ø краткое описание всех проблем и способов их решения; Ø эскизы, чертежи, наброски; материалы к презентации; другие рабочие материалы. Структура пояснительной записки к проекту: Ø титульный лист (название учебного заведения, курс, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год издания); Ø оглавление (перечень частей проекта); Ø краткая аннотация – краткая характеристика содержания; Ø эпиграф; Ø введение; Ø основная часть (главы, разделы, параграфы); Ø заключение; Ø список используемых источников литературы; Ø приложения (визуальный ряд); | Разделы методического паспорта: Ø название проекта; ФИО участников; название образовательного учреждения; год разработки; Ø проблемная ситуация; Ø цель проекта; Ø задачи – этапы – способы решения поставленных проблем; Ø опыт использования (степень распространения); Ø формы организации детей; Ø ведущая деятельность; Ø сфера применения результатов; Ø используемые технологии; Ø форма продуктов проектной деятельности; Ø способ объединения результатов на презентации; Ø возраст обучающихся; Ø количество участников; Ø предметная область; Ø темы учебно-тематического плана предметов; Ø продолжительность; Ø стартовый уровень ЗУНов; приращение ЗУНов; Ø техническое оснащение; Ø учебно-методическое оснащение; Ø информационное оснащение; Ø кадровое оснащение. |
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Критерии оценки должны быть выбраны из оптимальности их числа (рекомендуется не более 7–10) и быть доступны для обучающихся. Должна оцениваться не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты (презентации). Перед защитой проекта составляется его индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом-консультантом, участниками проекта, а затем и жюри. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых по каждой позиции.
Критерии выполнения и защиты проекта | оценка проектанта | оценка преподавателя | оценка обучающихся | Рейтинговая оценка |
Выполнение проекта | ||||
Актуальность темы, значимость работы | ||||
Объем и полнота разработок, самостоятельность | ||||
Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, решений | ||||
Аргументированность предлагаемых решений, выводов, полнота, библиографии, цитируемость | ||||
Оформление, соответствие стандартам, качество схем, рисунков | ||||
Защита проекта | ||||
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, оригинальность | ||||
Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметность | ||||
Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядности, удержание внимания аудитории | ||||
Ответы на вопросы: полнота, дружелюбие, убедительность | ||||
Деловые и волевые качества докладчика: ответственность, готовность к дискуссии, контактность |
Возможные номинации для награждения:
Ø за серьезный подход к экспериментальной части работы;
Ø за наглядность на защите работы;
Ø за актуальность и новизну поставленной проблемы;
Ø за истинное сотворчество с руководителем;
Ø за межпредметный подход в работе;
Ø за самостоятельность и широкий подход к рассмотрению проблемы;
Ø за глубину разработки проблемы и несомненную прикладную значимость работы;
Ø за преданность делу научного познания и способность «заразить» слушателей интересом к проблеме исследования и т. д.
ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ СТАЛКИВАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ | СОВЕТЫ ПРОЕКТАНТУ |
Ø Постановка ведущих и промежуточных целей и задач; Ø Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы; Ø Осуществление / аргументация выбора; Ø Осознание последствий выбора; Ø Совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого); Ø Сравнение полученного с требуемым; Ø Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов; Ø Оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования. | Ø Определись с темой исследования Ø Реально оцени свои возможности Ø Совместно с руководителем определи цель работы и сформулируй задачи Ø Узнай, что уже сделано по данной проблеме Ø Совместно с руководителем сформулируй нулевую гипотезу, то есть ожидаемый результат Ø Приступай к исследованию, изучению проблемы Ø Полученные результаты нужно обработать, обсудить с руководителем и членами авторского коллектива Ø Начни написание работы с формулирования выводов Ø Результаты исследования при защите представь наглядно и интересно |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение, как знаний, так и способов их усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Еще одна существенная черта метода учебных проектов – выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.
Для достижения целей поставленных перед применением проектной деятельности обучающихся необходимо, чтобы ею владел сам преподаватель. Метод проектов требует от преподавателя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности, в совершенстве владеть проектной технологией. Но, как и в любом деле, возможны ошибки, о которых хотелось бы предупредить: упрощение и трактовка проекта как некоего алгоритма, способствующего спонтанному развитию творческого мышления, мотивации к учению, навыков самообразования и саморазвития; применение метода проектов в качестве единственного средства обучения, что сужает перспективу и результативность его использования; преувеличенный оптимизм, учитывающий исключительно новые позитивные возможности, открываемые методом проектов, так как в этом случае существует опасность перестать искать новые идеи, перспективы и возможности развития.