Конспекты материала групповых занятий по теме №5 дисциплины ОЗОЖ.

Задание на групповое занятие по теме 6/1 «Рациональная организация жизнедеятельности человека»

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить основы рациональной организации жизнедеятельности.

2. Рассмотреть факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда.

3. Рассмотреть основы планирования и организации рациональной жизнедеятельности.

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Методологические основы рациональной организации жизнедеятельности

2. Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда

3. Планирование и организация рациональной жизнедеятельности

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к занятию:

За 1-2 дня изучить рекомендованную литературу. Накануне занятия уточнить у руководителя занятия место его проведения.

На групповом занятии быть в готовности доложить основные понятия об образе жизни, работе, отдыхе, активном отдыхе, работоспособности, здоровье, утомление, усталости.

Литература для подготовки к занятию:

1. Рубанович Р.И., Айзман Р.И. Основы здорового образа жизни. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 256 с. Инв. № 2283у/13.3.

2. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б. и др. Экология, здоро-вье, качество жизни. М.: Астрахань, изд-во АГМА. 1996. – 260 с. Инв. № 22926.

Задание к семинару по теме 6, занятие 6/2 «Болезни цивилизации»

Учебные и воспитательные цели:

1. Закрепить знания обучающихся об особенностях жизнедеятельности цивилизованного человека; об ожирении лиц европейской расы, об индексе массы тела, предложенный экспертами ВОЗ; о вредных привычках.

2. Дать практику в четком формулировании и изложении своих взглядов в ходе обсуждения учебных вопросов семинара.

3. Оценить степень и качество усвоения изученного материала.

Время:2 часа.

Учебные вопросы:

1. Особенности жизнедеятельности цивилизованного человека.

2. Ожирение.

3. Вредные привычки - враг здоровью.

Методические рекомендации по подготовке к семинару:

Обучающимся необходимо изучить рекомендованную литературу по предлагаемым вопросам. Восстановить (при необходимости) конспекты материала групповых занятий по теме семинара, т.к. наличие и качество конспектов является объектом контроля и оценки.

За 3-4 дня до семинара согласовать с преподавателем тему реферата, доклада, сообщения. Обратить внимание, что при подготовке семинара в учебной группе должны быть подготовлены: реферат на одну из указанных в задании тем объемом 8-10 листов, доклад на одну из заданных тем продолжительностью до 10-12 мин, сообщение на одну из заданных тем продолжительностью 5-7 мин. На семинаре обучающиеся должны представить преподавателю текст реферата (письменно), а также доклад и сообщение в виде развернутого плана.

На занятии всем обучаемым быть в готовности отвечать на каждый из вопросов, выносимых на обсуждение с использованием ссылок на положения нормативных документов.

Литература для подготовки к семинару:

1. Рубанович Р.И., Айзман Р.И. Основы здорового образа жизни. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 256 с. Инв. № 2283у/13.3.

2. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б. и др. Экология, здоро-вье, качество жизни. М.: Астрахань, изд-во АГМА. 1996. – 260 с. Инв. № 22926.

3. Конспекты материала групповых занятий по теме №6 дисциплины ОЗОЖ.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Основные подходы к определению понятия «здоровье» и «образ жизни».

2. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни.

3. Медико-статистические показатели состояния здоровья населения: рождаемость, смертность, заболеваемость, уровень физического развития людей, средняя продолжительность жизни.

4. Виды здоровья: физическое, соматическое, психическое, нравственное, социальное.

5. Факторы, влияющие на здоровье человека: генетические, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни человека.

6. Здоровый образ жизни и его компоненты: физические нагрузки, рациональное питание, личная гигиена, закаливание, отказ от вредных привычек, высокая мотивация на здоровье.

7. Вредные привычки, их разрушительное влияние на организм человека.

8. Образ жизни и его категории: уровень, уклад, качество и стиль жизни.

9. Человек как результат биологической эволюции.

10. Здоровье и болезнь, норма и патология, адаптация организма.

11. Что означают понятия «безопасный уровень здоровья», «третье состояние», «болезнь»?

12. Что означают понятия «заболеваемость» и «индивидуальное здоровье»? Показатели индивидуального здоровья: биохимические, метаболические, морфологические, функциональные, психологические, социально-духовные, клинические.

13. Как осуществляется самооценка состояния здоровья и оценка резервных возможностей организма?

14. Артериальное давление. Методика измерения артериального давления.

15. Пульс. Методика измерения пульса. Методика измерения веса и роста человека.

16. Биологические ритмы. Их значение в сохранении здоровья.

17. Индивидуальные особенности человека (генотипические, половые, возрастные).

18. Что такое конституция человека? На каких признаках основано определение конституции человека? Как влияет конституция человека на образ жизни человека?

19. Охарактеризуйте грацильный тип телосложения. Особенности обмена веществ, эндокринной системы и высшей нервной деятельности.

20. Охарактеризуйте астенический тип телосложения. Особенности обмена веществ, эндокринной системы и высшей нервной деятельности.

21. Охарактеризуйте атлетический тип телосложения. Особенности обмена веществ, эндокринной системы и высшей нервной деятельности.

22. Охарактеризуйте гиперстенический тип телосложения. Особенности обмена веществ, эндокринной системы и высшей нервной деятельности.

23. Самооценка состояния здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья.

24. Социально-биологические предпосылки двигательной активности.

25. Роль двигательной активности в укреплении здоровья человека.

26. Гипокинезия и гиподинамия. Организм в условиях гиподинамии.

27. Стадии адаптации к стрессу на биологическом уровне.

28. Энергетическое правило скелетных мышц.

29. Психика и современные условия жизни.

30. Типология индивидуальных психических особенностей.

31. Психоэмоциональные последствия чрезвычайных ситуаций. Экстренная допсихологическая помощь.

32. Психоэмоциональные последствия чрезвычайных ситуаций. Истероидная реакция.

33. Психоэмоциональные последствия чрезвычайных ситуаций. Агрессивная реакция.

34. Психоэмоциональные последствия чрезвычайных ситуаций. Апатия.

35. Психоэмоциональные последствия чрезвычайных ситуаций. Страх и тревога.

36. Психоэмоциональные последствия чрезвычайных ситуаций. Слезы.

37. Значение питания в обеспечении жизнедеятельности человека.

38. Значение воды для здоровья человека. Питьевой режим.

39. Роль натурального питания в жизни современного человека.

40. Влияние на организм человека термически обработанной пищи.

41. Питание как потребность современного человека.

42. Понятие и принципы рационального и сбалансированного питания.

43. Роль белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма.

44. Роль витаминов, микроэлементов в жизнедеятельности организма.

45. Влияние на организм чужеродных химических и биологических пищевых факторов.

46. Характеристики групп интенсивности труда.

47. Энергетическая ценность питания.

48. Пирамида здорового питания. Состав рациона здорового человека.

49. Режимы питания.

50. В чем заключаются физиологические основы составления рационов питания?

51. Механизмы терморегуляции человека.

52. Терморегуляция и условия жизни современного человека.

53. Методы исследования состояния кардиореспираторной системы.

54. Утренняя гигиеническая гимнастика. Ее роль, значение и физиологические механизмы влияния на организм.

55. Закаливание как эффективный фактор тонизации иммунной системы.

56. Формы и виды закаливания организма, их значение, механизмы оздоровительного эффекта.

57. Принципы организации и проведения закаливания. Противопоказания.

58. Самоконтроль в процессе занятий физкультурой и спортом. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.

59. Противопоказания и ограничения к занятиям спортом.

60. Рациональная организация жизнедеятельности.

61. Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда.

62. Динамика работоспособности работника умственного труда.

63. Организация смены видов деятельности в течение дня. Что такое активный отдых?

64. Режим дня и его значение.

65. Организация сна.

66. Алкоголь, его влияние на организм. Личная и социальная опасность.

67. Курение, его влияние на организм. Личная и социальная опасность.

68. Наркотики, их влияние на организм. Профилактика наркоманий.

69. Нарушения иммунной системы: иммунодефицитные состояния, аллергии. Причины. Профилактика.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная:

1. Рубанович Р.И., Айзман Р.И. Основы здорового образа жизни. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 256 с. Инв. № 2283у/13.

2. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П., Ушаков И.Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни. М.: Астрахань, изд-во АГМА. 1996. – 260 с. Инв. № 22926.

б) дополнительная литература:

3. Лысова Н.В. Анатомия и физиология человека. Учебное пособие – Новосибирск: АРТА, 2011. – 272 с. Инв. № 2285у/22.

4. Айзман И.М., Бубнов В.Г., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 224 с. Инв.№ 2284у/13.

5. Авитисов П.В., Остроухова Ж.Ф. Основы анатомии и физиологии человека, АГЗ, 2006 г.

6. Кузина С.И. Конспект лекций: нормальная физиология. М. 2006 г. Инв. №1637у.

7. Яковлев М.В. Нормальная анатомия человека: конспект лекций. М., 2007 г. Инв. № 1636у.

8. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2008. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 416 с.

9. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология. Учебный практикум (Здоровый образ жизни). – М.: Флинта: Наука, 2002. – 306 с.

10. Валеология. Методические рекомендации (Здоровый образ жизни). Тихомирова И.А. ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского" – 2007.

11. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. Российское педагогическое агентство, 1997. – 245 с.

Нормативно-правовая база:

12. Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. №151-ФЗ «Об охране здоровья граждан».

13. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

14. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде //Вестник образования. – 2000, апрель. - №8.

Заведующий кафедрой №12

профессор П.В. Авитисов

«____» _______ 2015 г

Наши рекомендации