Физическое развитие... в килограммах?

В этой главе будет много цифр и таких показателей, каких вы пока еще невстретите ни в официальных таблицах, ни в учебниках для тренеров, ни вмедицинских монографиях. Первая публикация о них вот эта. Но сначала немногооб истории их появления. Спортивная комната в доме, много спортивных сооружений во дворе испортснаряды в роли игрушек с первых шагов ребенка сильно изменили жизньнаших ребят: без уроков и занятий, без расписания и учителей они бегали ипрыгали, лазали, играли, кувыркались - сколько душе было угодно, и, конечно,быстро развивались физически. Мы с удовольствием наблюдали за ними изаписывали в дневники сведения об их успехах и придуманных ими спортивных"номерах". Мы и не подозревали тогда, что из этих записей выйдет. Но когда вжурнале "Семья и школа" (#4, 1964 г., с. 25) мы встретили "нормы" для ихровесников в детском саду, то поразились: шестилетний ребенок, оказывается,должен прыгать в длину с места всего на 60 см, спрыгивать с высоты 60 см,пройти по доске шириной 15 см и пробежать наперегонки... 30 м. У нас этинормы легко выполняла маленькая Оленька, а ей исполнилось лишь 2 года 7месяцев. Старший же сынишка Алеша (5 лет 9 месяцев) перекрывал ихвдвое-втрое: прыгал в длину с места 120 см, спрыгивал с высоты 190 см, шел подоске 4 см (поставленной на ребро) и бегал наперегонки и 300 и 500 м. Но он,кроме того, мог быстро влезать по металлическому шесту, отрывать от землигруз в 50-60 кг и подтянуться на турнике 4 раза подряд, что является нормойтолько для... восьмиклассников. Нас это удивило и обрадовало. Вот,оказывается, что дает "раннее развитие", которым нас так пугали. Вотнасколько крепче и сильнее могут стать все дети, если снять принятыеограничения, если заменить лежание в "конверте" плаванием, ходьбой,гимнастикой и пустить в спортзал не в 7 лет, а... в 7 месяцев. Идея "раннего развития" и открывающихся возможностей ребятишек захватила насеще и потому, что подобные же успехи (и еще более удивительные) открывались ив их умственном развитии. Малыши в игре усваивали буквы и цифры, и стрех-четырех лет начинали читать книги, решать задачки, писать буквы. Такхотелось сохранить эти интереснейшие факты жизни, что мы разрешили студентамВГИКа заснять детей на пленку. Так появился кинофильм "Правы ли мы?"(режиссер М.Игнатов, ВГИК, 1965 г.). На просмотре дипломных фильмов он удивили киноработников, и корреспондентов, и просто зрителей. А когда его фрагментыпоказали по телевидению, колесо событий закрутилось, набирая скорость и малосчитаясь и с нами, и с детьми. Отделение здорового ребенка Института педиатрии АМН СССР предложило нампровести обследование наших детей. Мы этому обрадовались - думали, чтополучим точные научные данные и о здоровье, и о физическом развитии детей, ивсе увидят, насколько возможности детей больше, чем принято считать. Двенедели продолжалось обследование, десятки специалистов у нас дома и винституте, пользуясь самой современной аппаратурой, снимали показатели,делали анализы. Была проведена даже специальная научная конференция, но...то, что там говорилось, показалось нам каким-то страшным, нелогичным,чудовищным. С конференции мы ушли ошарашенные и с тягостным чувством совершающейсянесправедливости. Но в жизни детей ничего не стали менять, потому что, глядяна подвижных, ловких, сильных и жизнерадостных наших малышей, мы не моглиповерить в то, что делаем им что-то во вред. Однако тревога и недоумение точили нас. Вот тогда-то мы и решили самиизмерять их физическое развитие, а для этого познакомились с методамиизмерений. И тут все стало постепенно выясняться. Оказалось, что при оценкефизического развития ребенка основными показателями являются рост, масса,окружность грудной клетки и головы. Поэтому мы оставили рост и вес для "антропометрических данных" и стали искатьдругие критерии, которые действительно говорили бы об уровне физическогосовершенства человека, его скелетно-мышечной системы, той самой, котораяявляется ведущей в организме и на которую "равняются" все остальные системы(И.А.Аршавский). Мы назвали эти критерии "стимулирующими индексами". В чем их суть? Если детисоревнуются по прыжкам в длину с места, то, конечно, высокие прыгнут дальше,чем маленькие, и последним не видать победы. А вот если длину прыжка измеритьв собственных ростах прыгунов, то победит самый "прыгучий". "Мера длины"становится для всех одинаковой - свой рост. Так мы узнали, что у моихребятишек к 4 годам "индекс прыгучести" (ИП) вырастает до единицы, в 5 лет -до 1,1, в 8 лет - 1,3, а чтобы прыгнуть на 1,5, надо уже тренироваться -"кузнечиком" стать не так легко. И в беге побеждает не тот, кто прибежал первым, а кто развил наибольшуюскорость в своих ростах в секунду. Валерий Борзов - олимпийский чемпион -мчится со скоростью 5,48 р/сек, у него самый высокий "скоростной индекс"(СИ), а наш Ваня в полтора года бегал со скоростью 1,7 р/сек, а в 4 года -уже 3,5 р/сек, а к восьми добрался до 4,6 р/сек. Аня и Юлия в 8-9-летнемвозрасте удивляли нас, развивая скорость 5,2-5,4 р/сек - почти как олимпийцы!Но долгие часы сидения за партой в школе ежегодно "съедали" эти показатели на0,1-0,2 р/сек, к концу школы у них осталось только 4,2-4,4 р/сек. Самыйбыстрый в семье сейчас 13-летний Ваня, у него "скоростной индекс" 4,5 р/сек. Система индексов оказалась применима и для метаний, Только папе пришлосьвыточить гранаты весом 150, 200, 250, 300, 400, 500, 600 г, чтобы все бралиодинаковые гранаты - в одну сотую своего веса (0,01 В), а дальность броскаизмерялась опять-таки в собственных ростах. "Метательный индекс" (МИ) растетот 0 до 10-15 р и у чемпиона по метанию будет еще выше. Но самым главным, самым важным показателем физического развития мы все-такисчитаем "силовой индекс" (СИ). "Силовой индекс" показывает, сколько собственных весов может оторвать человекот земли или сколько килимов груза отрывает он на один килограмм своего веса.При измерении его включаются в работу самые крупные группы мышц (ног,корпуса, плечевого пояса, рук), что дает ощущение напряженности всего тела.Техника выполнения настолько проста, что измерения можно делать даже умалышей с полутора-двухлетнего возраста. Индекс у ребенка очень стабилен повеличине (при нескольких попытках разброс ничтожен: 3-5%), но чутко реагируетна состояние здоровья, слабость, усталость. Величина "силового индекса" ребенка растет непрерывно от нуля до 2-3 единиц,а у наших детей даже до 4-5 единиц (Ваня, Аня). Рекордный результат, видимо,покажут штангисты А.Воронин или К.Осмоналиев, т.е. самые сильные людинебольшого веса. Короче, "силовой индекс" - показатель качества мышц всегоорганизма и, видимо, ведущая характеристика физического развития. Система индексов испытывалась в узком кругу нашей семьи и ее ближайшегоокружения, но даже этот ограниченный опыт говорит о ее больших преимуществахи возможностях. Во-первых, индексы объективно выражают меру физического совершенстваорганизма, независимо от антропометрических данных ребенка. Во-вторых, отказываясь от абсолютных результатов (в метрах, секундах,килограммах), "мы перестаем обижать малышей" (по словам учителя физкультурытомской школы #9) и позволяем им на равных со старшими участвовать вспортивных состязаниях и даже одерживать победы. В-третьих, индекс, выражая любое из измеряемых качеств (силу, скорость бега,прыгучесть и др.) численной величиной, может служить каждому человекусредством самоконтроля, а тренеру и ученому позволить исследовать процессыразвития и становления отдельных физических качеств и их возрастныеизменения, объективно сравнивать эффективность различных методов тренировок ирезультаты работы разных групп и школ. Нам система индексов дала возможность увидеть, что высокая подвижность нашихдетей и большие, чем принято допускать, нагрузки удивительно благотворносказываются на здоровье, телосложении и самочувствии детей. Она жеподтвердила, что наивысших результатов дети достигают к 7-10-летнемувозрасту, поступление в школу и резкое снижение двигательной активности ведетк снижению всех показателей физического развития. Если система стимулирующих индексов будет принята в школе, то нам кажется,это поможет и ученикам, и учителям физкультуры вскрыть дополнительные резервыи добиться более высоких результатов в физическом развитии детей. Мы уже упомянули, что дети приняли эту систему оценок их физическойподготовки. Они сочли ее справедливой. Может быть, к этому мнению детейприслушаются и взрослые?

Наши рекомендации