А – недостаток социальной нормативности (асоциальность).
Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Под этим термином не понимаются проявления антисоциального поведения, хотя при сильной выраженности (82% и более) такое может иметь место. Слабая выраженность СК А (14% и менее) может быть и в случае, если нравственные отношения ученика выше, чем предъявляемые ему школой моральные требования. Симптомы 1-5 – отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 – у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 – отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 – считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.
1. Не заинтересован в учебе.
2. Работает в школе только тогда, когда над ним « стоят» или когда его заставляют работать.
3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.
4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
5. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.
6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.
7. Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых.
8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.
9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
10. Списывает домашние задание.
11. Берет чужие книги без разрешения.
12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.
14. «Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
15. Не может смотреть прямо в глаза другому.
16. Скрытен и недоверчив.
8. ВД – враждебность к детям.От ревнивого соперничества до открытой враждебности. Надо отметить, что слабая выраженность СК ВВ и ВД может говорить о попытках установления и сохранения хороших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся переходе «от любви к ненависти», когда проявления плохого еще чередуются с проявлениями хорошего.
1. Мешает другим детям в играх, посмеивается над ними, любит их пугать.
2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
3. Надоедает другим детям, пристает к ним.
4. Ссорится, обижает других детей.
5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.
6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.
8. Пристает к более слабым детям.
9. Другие дети его не любят или даже не терпят.
10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).
9.Н – неугомонность (неусидчивость). Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
1. Очень неряшлив.
2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них неприятно.
3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
4. В играх совершенно не владеет собой.
5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.
6. Неровный, безответственный в ручном труде.
7. Нестарателен в школьных занятиях.
8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночестве.
9. В классе не может быть внимательным или длительно на чем-то сосредоточиться.
10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.
11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.
10. ЭН – эмоциональное напряжение. Признак запаздывающего эмоционально развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантильности, тревожности, склонности к слезам. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6-7 – о серьезных страхах. 8-10 – о прогулах и непунктуальности. Играет игрушками, слишком детским для его возраста.
1. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.
2. Слишком инфантилен в речи.
3. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.
4. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.
5. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.
6. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).
7. Его часто подозревают в том, что прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.
8. Часто опаздывает.
9. Уходит с отдельных уроков.
10. Неорганизован, разболтан, несобран.
11. Ведет себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.
11. НС – невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка, они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения. Включает признаки невроза, отчасти невроза страха.
1. Заикается, запинается. «Трудно вытянуть из него слово».
2. Говорит беспорядочно.
3. Часто моргает. Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики».
4. Грызет ногти.
5. Ходит, подпрыгивая.
6.Сосет палец (старше 10 лет).
12. С – неблагоприятные условия среды. Содержит несколько внешних признаков – сигналов того, что ребенок растет в неблагополучной семье, прежде всего это касается семейного окружения.
1. Часто отсутствует в школе.
2. Не бывает в школе по нескольку дней.
3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.
4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
5. Неряшлив, «грязнуля».
6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.