Практические задания к семинару по нормативности литературного языка

1. Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы – чистоговорки. Многократное, отчетливое проговаривание чистоговорок позволит улучшить произношение.

· Был тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

· От топота копыт пыль по полю летит.

· Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

· Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

· Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

· Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

· Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

· Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Соньку с ног, Саньку – в бок, Сеньку – в лоб, все – в сугроб!

· Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

· Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

· Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

· В Чите течет Читинка.

2. Акцентологическая норма является одной из самых сложных. Приведите примеры однокоренных слов с подвижным ударением и неподвижным ударением.

3. Проверьте свою акцентологическую грамотность, расставив ударение в следующей группе слов:

· августовский, агент, алфавит, аристократия, асимметрия;

· баловать, безудержный, боязнь;

· вероисповедание, возбуждённый, воспроизведённый, втридорога;

· давнишний, двоюродный, дефис, диалог, договор, договорённость, донельзя, дремота;

· каталог, квартал, класть, клала, красивее;

· маркетинг, мастерски, мельком, менеджмент, мизерный, мышление;

· откупорить, соболезнование, созыв, сосредоточение, средство, мн. средства;

· таможня, танцовщица, умерший, усугубить, феномен, ходатайствовать, цемент;

· экскурс, эксперт, звонишь.

4. Дикторский тренинг позволит оценить вашу орфоэпическую и акцентологическую грамотность. Прочитайте вслух тексты, выдерживая паузы, правильно расставляя ударения, используя уместную интонацию.

Текст 1: «Новогодние торжества во Вьетнаме»

Праздник Нового года — Тэт Нгуен Дан (Празд­ник первой утренней зари) или Тэт Ка (Самый глав­ный праздник) — для каждого вьетнамца всегда был и остается самым большим праздником года. Уже в са­мом названии как бы подчеркивается его важность, пер-востепенность в системе календарных праздников го­дичного цикла. Как утверждают сами вьетнамцы, в Ев­ропе нет ни одного аналогичного по значению праздника, который занимал бы такое же место в жиз­ни каждой семьи и всего общества в целом.

Являясь самым древним, самым веселым, самым щедрым на краски праздником, Тэт насыщен глубо­ким философским смыслом.

«Тэт первого месяца проводят дома» — так говорят во Вьетнаме, и поэтому праздник Нового года — преж­де всего семейный праздник. Согласно обычаю, где бы ни был человек, какого бы он ни был ранга и какой профессии, он мечтает провести Новый год в кругу своей семьи, встретиться с родными и близкими, пре­клонить колени перед алтарем предков, посетить об­щинный дом, обновить могилы, поставить перед до­мом новогодний шест, почистить и подправить коло­дец, пожить эти несколько дней «на своей земле», в своей деревне, на своей родине.

В новогодние дни городские жители устремляются в родную деревню, чтобы их дети познакомились со своими родственниками, ибо вьетнамская пословица гласит: «Пьешь воду — помни об источнике».

В душе каждого вьетнамца воспоминания о Тэте — это воспоминания о самом прекрасном, самом счаст­ливом времени его жизни, потому что это воспомина­ния о детстве».

(Из книги «Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии». — М.: Наука, 1993.)

Текст 2: Война - это возвращение человечества в первобытное состояние

Все-таки прав мудрец Лев Толстой: война — это преступление против разума. И если люди приучились именно на войне проявлять свои лучшие качества: му­жество, выносливость, товарищество, беззаветное слу­жение Родине и народу, — преступление это двойное. Оно еще и против человечества, человечности, ибо все эти прекрасные сами по себе качества даны человеку Богом и природой совсем для других дел — для любви к ближнему своему, для жизни, созидания на земле, а не для разрушения того, что сотворено и дано человеку Создателем.

Два страшных авантюриста, захваченные идеями завоевания мира, вовлекли два великих народа в кровопролитную войну, В результате проиграли и они, и весь мир, жизнь обесценилась еще больше. Земельные ресур­сы подорваны, по земле мутной волной катятся обни­щание, безверие, жажда сиюминутных благ и удоволь­ствий. Человечество, сбитое войной с нормального пути, слепо, бездумно и весело катится к пропасти.

Веселого на войне было мало. А если и было, то это «веселье» примитивного человека, обреченного су­ществовать на грани животного, прячущегося от смер­ти в земляной норе. Горькое же и страшное вспоминать тяжело, а писать о войне — совсем занятие тяжкое, неблагодарное, работа на износ».

(Виктор Астафьев 1996.)

5. Подберите общее прилагательное к следующим существительным:

· место, прием, халат; глаз, меч, язык; башня, душа, гора; идея, почва; подъем, нрав; личность, комната, голова; опыт, плод, лекарство, истина; зависть, кошка, дыра; коридор, рубль; логика, маска, воля; луг, поросенок;

· древность, борода; характер, деньги; талант, пятно; дуб, почерк; родня, дорога; смех, месяц, окунь.

6. Подберите общее прилагательное ко всем данным существительным:

· Сон, капуста, галстук, фотография;

· Река, дорога, ход, ветка;

· Ответ, план, речь, расписание, взаимодействие;

· Номер, представление, манеж, слон, клоун;

· Дом, человек, стройка, замысел, план, пир, горе;

· Взгляд, воззвание, желание, призыв;

· Вопрос, взгляд, тон, улыбка;

· Друг, океан, шум, звук, пение, раскат;

· Мундир, покрой, грузовик, сапог, штаб;

· Житель, вид, простор, двор, достаток;

· Хор, одеяние, служба, свеча, календарь.

4.3. Лингвопсихологический тест «Оценки коммуникативных умений»

Понятие "коммуникативные умения" включает в себя не толь­ко оценку собеседника, определение его сильных и слабых сто­рон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение по­нять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств пред­лагаем следующие тесты.

Тест 1.

Инструкция:Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредствен­ный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.

Варианты ситуаций

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разгово­ра, и я не уверен, слушает ли он меня.

4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пус­той траты времени.

5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги.

7. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.

8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

10.Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладыва­ет в них другое содержание.

11.Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защи­щаться,

12.Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13.Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14.Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается по­сторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15.Собеседник делает выводы за меня.

16.Собеседник всегда пытается вставить слово в мое пове­ствование.

17.Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18.Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит.

19.Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник гово­рит, что он думает так же.

20.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21.Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смеш­ные истории, шуточки, анекдоты.

22.Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

23.Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внима­ние обращает на меня.

24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Лю­бое его высказывание завершается вопросом:" Вы тоже так думаете?" или "Вы с этим не согласны?"­

Интерпретация результатов

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.

70%-100%— Вы плохой собеседник. Вам необходимо ра­ботать над собой и учиться слушать.

40%-70% — Вам присущи некоторые недостатки. Вы кри­тически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает неко­торых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притво­ряйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизи­руйте разговор.

10%-40%— Вы хороший собеседник, но иногда отказывае­те партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его выска­зывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, при­спосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.

0%-10%— Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Тест 2:

Инструкция:"На 10 вопросов следует дать ответы, кото­рые оцениваются":

"почти всегда" — 2 балла;

"в большинстве случаев" — 4 балла;

"иногда" — 6 баллов;

"редко" — 8 баллов;

"почти никогда" — 10 баллов.

Список вопросов:

1.Стараетесь ли Вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам?

2.Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?

3.Может ли неудачное выражение другого человека спрово­цировать Вас на резкость или грубость?

4.Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком.

5.Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6.Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами ду­маете совсем о другом?

7.Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости оттого, кто Ваш собеседник?

8.Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприят­ной для Вас темы?

9.Поправляете ли Вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, название, вульгаризмы?

10.Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с от­тенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?

Интерпретация результатов

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель "выше сред­него уровня". Обычно средний балл слушателей 55.

Лингвистический тест

1. Что такое литературный язык?

· Нормированный, общепринятый, научно обоснованный.

· Язык некоторых литературных произведений.

· Язык литературы, публицистики, печати, государственных органов, образования.

2. Что такое норма литературного языка?

· Правила произношения.

· Единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка.

· Правила чтения.

3. Каких элементов языка касается орфоэпическая норма?

· Звуков,

· Морфем,

· Слов.

4. Какой особенностью обладает акцентологическая норма русского языка?

· Неподвижностью

· Разноместностью

· Подвижностью

5. Что такое лексическая норма?

· Точная закрепленность семантики слова

· Учет исторических процессов в лексике

· Употребление слова в контексте

6. Укажите, в каком ряду все сложные слова ищутся слитно:

1. (выше)названный, (борт)механик, (бюджетно)фннансовый

2. (по)братски., (социально)опасный, (бетоно)мешалка

3. голубо(глазый), (свеже)вскопанный, (фото)камера

4. (себя)любие; (северо)кавказский, (киловатт)час

Наши рекомендации