Мотивация учебной ситуации
Любая деятельность порождается определенными мотивами и протекает в определенных условиях. Следовательно, чтобы возникло учение, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие индивида к гностической цели. Такие мотивы могут быть двух типов — внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся побудители такого типа, как наказание и награда, угроза и требование, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей (избегания неприятного, достижения общественных или личных успехов, удовлетворения честолюбия). Сама цель — учение — при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к основной цели. Для данной ситуации, в принципе конфликтной, характерно наличие противоборствующих сил, поэтому она связана со значительным психическим напряжением, требует внутренних усилий и порой борьбы индивида с самим собой. При большой остроте конфликта могут возникать тенденции «выйти из ситуации» (отказ, обход трудностей или невроз). Тогда учащийся бросает учебу или «срывается» — начинает нарушать правила, впадать в апатию. Подобная структура учебной ситуации нередко встречается как в школьной, так и вузовской практике.
К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека к учению как своей цели. Примером
могут служить интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный уровень. Учебные ситуации с такими мотивами не содержат внутреннего конфликта. Конечно, они также связаны с преодолением трудностей, встречающихся в ходе учения, и требуют волевых усилий. Но это усилия, направленные на преодоление внешних препятствий, а не на борьбу с самим собой. Такие ситуации оптимальны с педагогической точки зрения. Создание их представляет важную задачу педагога. Они требуют воспитания учащегося, формирования его целей, интересов и идеалов, а не просто управления его поведением.
Определенная вещь, события, ситуации или действия становятся мотивами деятельности, если они связываются с источниками определенной активности человека. Эти источники могут быть разделены на три основные категории.
I. Внутренние источники — определяются потребностями человека. Среди потребностей особое значение для стимуляции учения имеет потребность в активности и информации. Потребность человека в информации отчетливо проявляется в опытах, когда испытуемых на определенный срок изолируют от каких-либо воздействий внешнего мира (например, помещают в темную звукоизолированную камеру). В итоге появляются серьезные интеллектуальные, эмоциональные и волевые нарушения: неуравновешенность, тоска, злоба, апатия, потеря способности к волевым действиям, иногда даже распад систематического мышления, галлюцинации. В жизненных условиях дефицит активности и информации (а иногда их избыток) порождает у человека отрицательные состояния (утомление, скуку). Среди общественно формируемых потребностей особое значение для стимуляции учебной деятельности имеют гностические и положительные социальные потребности. К ним относятся потребность в знаниях, стремление приносить пользу обществу, стремление к общественно ценным достижениям и т. д.
II. Внешние источники — определяются общественными условиями жизнедеятельности человека, к ним от носятся требования, ожидания, возможности.
Требования предлагают человеку определенные виды и формы деятельности и поведения. Вуз требует от студента являться в определенное время, слушать лекции,
участвовать в семинарах, сдавать зачеты. Общество требует от индивида соблюдать в поведении определенные моральные нормы и формы общения людей, выполнять определенную работу.
Ожидания характеризуют отношение общества к человеку, связанное с предположением о том, какие черты поведения и формы деятельности оно считает нормальными для данного индивида. В отличие от требований ожидания создают общую атмосферу осуществления деятельности, что порой стимулирует сильнее, чем приказ.
Возможности — это те объективные условия определенной деятельности, которые имеются в окружении человека. Например, хорошая домашняя библиотека побуждает к чтению, так как дает такую возможность. Психологический анализ показывает, что поведение человека во многом зависит от объективных возможностей (особенно если еще не сформировались его личность и ведущие жизненные цели).
III. Личные источники — определяются интересами, стремлениями, установками, убеждениями и мировоззрением человека, его представлением о себе, его отношением к обществу. Эти источники активности называют ценностями. Ими могут быть самосовершенствование, удовлетворение определенных потребностей, жизненные идеалы и образцы.
Перечисленные источники деятельности в разных сочетаниях и видоизменениях наблюдаются у каждого человека. Но не всегда порождаемая ими деятельность отливается в форму учения. Для этого надо, чтобы потребности и влечения индивида, требования, ожидания и возможности, предоставляемые ему средой, его личные ценности и установки, т. е. внутренние, внешние и личностные стимулы его поведения, связались с одной из сторон учения (результатом, целью, процессом) или со всеми. Тогда эти стороны учения превратятся в мотивы, побуждающие к соответствующей деятельности. Этот процесс называют мотивированным. Как он достигается, зависит от того, какую сторону учения выдвигают в качестве мотива и с какими источниками деятельности ее связывают. Например, если в качестве мотива выдвигают результаты учения, а для побуждения обращаются к внутренним источникам деятельности, то мотивирование достигается путем увязывания учебных
успехов с наградой, общественным одобрением, полезностью для будущей работы и т. д.
Использование внешних стимулов выражается в требовании, доверии, предоставлении подходящих возможностей. Примером личностного мотивирования результатов учения может служить увязывание их с самооценкой индивида, например, в результате похвалы.
Разнообразие возможных приемов и сочетаний мотивирования столь же обширно, как и сама жизнь, как те побуждения, которые определяют деятельность человека.