Морально-нравственные ценности и их взаимосвязь
Добро и Зло. Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Однако благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Этику интересуют духовные блага, к которым относятся высшие моральные ценности. Смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступки имеют к благу. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является благом. Добро имеет свои особенности. 1. оно есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). 2. добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Зло выражает обобщенные представления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали; общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств. К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Справедливость. Справедливость – это определенный порядок удовлетворения интересов взаимосвязанных индивидов и групп. Главное содержание справедливости было отмечено еще Аристотелем: обуздание стремления одного индивида получить то, что принадлежит другому. Центральным в этом социально-нравственном механизме является противоположность «своего» и «чужого». Одной из самых примитивных реакций на проявление несправедливости выступает месть. Месть - это ответ силой на силу, насилием на насилие. Обязательное возмездие – первый этап становления справедливости. Древний талион – принцип эквивалентности взаимного воздаяния – был направлен на то, чтобы максимально подчинить мщение требованиям равенства. Третьим этапом в развитии переход к авторитету. Четвертый этап в развитии справедливости связан с нравственной оценкой деятельности властей. Честь и Достоинство. Отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Честь есть внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Достоинство – это внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения и достоинство человека должно получить общественное признание. Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы. Совесть. Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному. Стыд и совесть . Стыд полностью ориентирован на мнение других людей, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм. В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора, действуя в четырех направлениях: Как побудитель, Как запрещающий фактор, Совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его.Как контролер, оценивая наши поступки, вызывая нравственные переживания. Совесть – это ответственность человека перед самим собой.
Свобода и нравственность.
Проблема свободы решается в этике с позиций соотношения свободы и необходимости. Моральная свобода является ценностью, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него благо. Необходимость является теми внешними условиями и обстоятельствами, в которых он вынужден действовать. В качестве необходимости могут выступать как объективные факторы и ситуации жизни (война, землетрясения и т. п.), так и устоявшиеся нормы и традиции морали и даже капризы другого человека, предписывающие определенный тип поведения. Необходимость как морального закона – над нами и внутри нас . Следование моральному закону – это исполнение внешних требований долга. Он учит различать добро и зло. Поэтому он – не закон-предписание, он – закон свободы, предоставляющий человеку право выбирать Добро и следовать ему. Формой проявления и осуществления свободы выступает выбор. Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности. Свободный выбор также связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности. Нравственная свобода – это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и в убеждения человека. Человек достигает свободы по мере того, как он способен 1)сознательно принимать решения; 2) давать им нравственную оценку; 3) предвидеть их последствия; 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Нравственность (узко) - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Нравственность — это двухмерная система оценок хорошо/плохо, это/не это, на основе которой человек способен различить одно от другого. В зависимости от выбора человека его нравственные стандарты могут меняться. С нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.