Бой на поражение определенного сектора пространства с целью обратить внимание ученика на сильные и слабые его места в нападении и обороне.
Практика показывает, что рапиристы младших разрядов предпочитают атаковать в верхний внутренний сектор, реже — в 3-й сектор поражаемого пространства, еще реже — во 2-й и из-за отдаленности поражаемой поверхности как исключение атакуют в 1-й сектор. Примерно та же картина у шпажистов, предпочитающих «обкалывание» руки в качестве основной атаки, а не подготавливающих действий и боящихся из-за неточности укола и относительно малой мишени атаковать в выступающую часть поражаемого пространства — голову. Саблисты-новички отдают предпочтение действиям по маске, избегая рубки левого бока. Эти закономерности на определенном этапе становления мастерства являются существенным тормозом, если нет активного вмешательства тренера.
Для того чтобы вызвать у занимающихся интерес к этому виду учебного боя, вводится шкала дифференцированной оценки поражения того или иного сектора, того или иного приема. Таким образом, выигрывает не тот, кто нанесет положенное количество уколов или ударов, а тот, кто быстрее наберет установленное для данного боя количество очков.
Например, шпажист, основной недостаток которого — погоня за уколом в руку. Поражение ее оценивается в 1 очко, укол в туловище и ногу — 2 очка, в маску — 3 очка. Бои без ограничения времени, до набора, к примеру, 9 очков. Естественно, что ценность укола в маску вызовет действия, направленные преимущественно на голову противника, дающие возможность выиграть бой 3 уколами в маску вместо 9 в руку (не забывать и другие части тела!).
Ценность уколов в очках устанавливается тренером или спортсменами в зависимости от задач, стоящих перед учениками, и вида оружия, как это было указано выше. Этот вид учебного боя лучше всего мобилизует усилия спортсмена на отработку задания и способствует решению одной из важных проблем фехтования — найти тактические варианты обыгрывания противника, используя свои сильные или слабые стороны, которыми намерен воспользоваться партнер.
Бои по очковой системе особенно рекомендуются при введении в боевой репертуар фехтовальщика еще не освоенных приемов и при совершенствовании узких мест нападения и обороны.
Приводим приблизительное соотношение очков при бое на различных видах оружия. Рапира: поражение 4-го сектора — 1 очко, 3-го — 2 очка, 1-го и 2-го — 3 очка в любых действиях (атака, контратака, ответ, контрответ и т. п.). Сабля: удар по руке—1 очко, маске, правому боку — 2 очка, левому боку — 3 очка. Шпага: укол в руку —1 очко, туловище —2 очка, в стопу и по маске — 3 очка. По этой схеме можно вести бой на 10 очков в каждом виде оружия.
Если тренер считает необходимым, например, отработать поражение руки в сабле и шпаге, то высший балл дается за укол в руку и т. д. При боях по очковой системе возможна разная шкала оценки уколов у обоих партнеров: она будет зависеть от задач учебного боя, решаемых учениками.
2. Бои по очковой системе с проведением заданных приемов в атакующих, защитных (включая контратаки) боевых действиях для шлифовки излюбленных («коронных») приемов или введения в свои репертуар урочных, но не закрепленных в соревновательном бою действий. Например, шпажист получил задание отработать в бою круговую 4-ю защиту с последующим ответом переводом. За успешное выполнение этого приема в любом тактическом варианте (ответ, контрответ, перехват, ответная атака и др.) он получает высшую оценку — 3 очка, в то время как укол, нанесенный в любом другом действии, расценивается в 1 очко. Бой на 6 очков.
Знание заданий (они могут быть разными по тактическому замыслу) обоими партнерами способствует применению ими контрмер, что предусматривает для тактики проведения заданного приема особо тщательной разведки, маскировки и т. п. Задание тренера может быть и неизвестно для противника; спортсмен по ходу решает собственные задачи, пытаясь расшифровать замыслы противника. В этом случае счет поединка ведется скрытно и победитель объявляется только после набора установленного количества очков.
3. Сочетание двух описанных ранее видов учебно-тренировочного боя: в зависимости от места поражаемой поверхности и способа нанесения укола. В нашем примере максимальный балл, полученный шпажистом, — 6 (ответ, выполненный после круговой 4-й защиты с переводом в маску), минимальный —2 (например, контратака на руку).
Положительная сторона последних трех видов боев состоит в том, что помимо сознательного отношения к выполнению заданных действий и нападению в обусловленные секторы, у партнеров появляется цель — именно приемом, указанным в задании, выиграть бой, так как он стимулируется большим количеством очков.
Перед учебно-тренировочным боем указанного типа тренер составляет таблицу оценки того или иного укола в очках и вывешивает ее в зале или пишет на доске условия проведения боя. Эта система тренировки получила широкое распространение среди коллективов рапиристов ГДР.
4. Бой, в котором укол в повторяемых приемах не засчитывается. Этот вид боя предъявляет требования к увеличению арсенала технических и тактических средств. По заданию тренера, которое зависит от задач боя, повторным приемом может считаться или технический удар по маске, или тактический (повторная атака, контрответ, контратака и т. п.) прием. Например, для саблиста:
а) нанести 5 уколов в разные секторы поражаемой поверхности (правый бок, правая щека, голова, левый бок, левая щека, укол во все секторы) в любом из видов простых или сложных атак (или сочетание того и другого);
б) нанести 5 уколов в неповторяющихся тактических ситуациях (основная атака на подготовку, повторная, ответ после защиты, перехват, контратака, контрответ и т. п.).
Как разновидность этой формы учебного боя можно рекомендовать для спортсменов старших разрядов в поединке с более слабыми партнерами боевые действия на 1—2 сектора поражаемой поверхности, выполняемые в искусственно создаваемых тактических ситуациях.
5. Бой на вариативность выполнения одного боевого действия, позволяющий отработать один технический прием (или два) в разных тактических ситуациях. В этом виде боя засчитывается только один технический прием, выполненный во всех тактических вариантах, в то время как укол, нанесенный с помощью других технических приемов, зачету не подлежит. Например, при необходимости отработать по дистанции три варианта 4-й защиты с последующими простыми и сложными ответами (включая дистанционный ответ в ответную атаку), действительный или ложный батман (контрбатман) в 4-е соединение с последующими атаками прямо или с переводом, ученик имеет право на фоне других отвлекающих, а потому и незасчитываемых действий для нанесения укола, пользоваться только этими вариантами 4-й защиты — действиями на оружие в 4-е соединение во всех тактических связках. Бой ведется на 3—5 уколов.