Профессиональн6ое образование

В соответствии с Законом о социальной защите инвалидов, государство обеспечивает инвалидам возможность получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Существует три ступени вида образовательных программ профессионального образования: начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование. Инвалиды могут получать образование в общих и специальных учебных заведениях. Законодательство касающееся вопросов профессионального образования инвалидов в основном предоставляет различные льготы, льготу при поступлении в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, инвалиды войны, а также инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы принимаются вне конкурса в государственные и муниципальные учебные заведения среднего профессионального и высшего образования, если, согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

«Вне конкурса» означает, что инвалид должен сдать вступительные экзамены на положительную отметку[15]. Часто учебные заведения, нарушая закон, отказываются принимать документы инвалидов, мотивируется это, как правило, тем, что инвалид не сможет освоить данную профессию. Иногда вузы ссылаются на некие перечни противопоказаний, хотя в Законе об образовании четко сказано, что «Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам состояния здоровья могут быть установлены только законом».

Инвалидам на вступительных экзаменах в вуз предоставляется дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов.[16]

Законодательством предусмотрены льготы, касающиеся стипендиального обеспечения студентов с инвалидностью. Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государственных и муниципальных вузах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов.[17]

Инвалидам дополнительно к академической стипендии выплачивается социальная стипендия. Ее размер определяется вузом, но не может быть меньше полуторного размера стипендии установленного законом. Для получения социальной стипендии студент с инвалидностью должен предоставить справку из органа социальной защиты населения по месту жительства для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно. Студенту с инвалидностью может быть оказана единовременная материальная помощь. Решение о ее предоставлении принимает руководитель учебного заведения по личному заявлению студента.[18]

Поскольку большинство инвалидов получают профессиональное образование в обычных учебных заведениях, встает вопрос о создании специальных условий в данных учебных заведениях. В законодательстве этот вопрос не урегулирован. Поскольку Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, обязанность создания специальных условий ложится на само учебное заведение. На данный момент в некоторых вузах созданы центры поддержки студентов с инвалидностью, они, как правило, финансируются самими вузами или из средств полученных в рамках различных грантовых программ. Только три вуза: МГТУ им. Баумана, Московский государственный гуманитарный институт-интернат, Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета предоставляют специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов инвалидов в форме государственного заказа.

Источники права

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Конвенция о правах ребенка 1989 г.:

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями 1994 г.

Конституция Российской Федерации

Общие вопросы, связанные с получением инвалидами образования регулируют:

· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, с изменениями на 23.10.2003, (ст. 18 и ст.19);

· Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1, с изменениями на 05.03.2004, (п. 3 ст.2; п. 1, п. 2, п. 3, п.6 ст. 5; п. 1, п. 3 ст. 16; п. 1, п. 2 ст. 17; п.п. 2 – 5 ст. 19; п. 1 ст. 20; п. 7, п. 10, п. 22 ст. 50).

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.)
  • Федеральный закон от 1 августа 1996 г. № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», с изменениями на 23.12.2003, (статья 1);

Вопросы получения инвалидами дошкольного образования регулируют следующие нормативные акты:

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677, с изменениями от 23.12.2002;
  • Письмо Минобразования РФ от 7 июня 1994 г. N 58-М "О реализации прав детей при приеме в дошкольное и общеобразовательные учреждения";
  • Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "О направлении методического письма "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях";
  • Письмо Минобразования РФ от 2 августа 2001 г. N 809/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии";
  • Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999 г. N 6-РЗП "Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" (с изменениями от 3 сентября 2001 г.);

Вопросы получения основного (полного) среднего общего образования регулируют:

  • Приказ Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. N 442 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений" (с изменениями от 8 ноября 2000 г.);
  • Письмо Минобразования РФ от 18 марта 1997 г. N 267/14-12 "Рекомендации по проведению выпускных экзаменов в IX, XI(XII) классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации";
  • Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 "О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»;
  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений города Москвы, утвержденное Приказом Московского комитета образования от 14 марта 2002 г. № 155, (п. 2.2.);
  • Временный порядок платы за обучения в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы, утверждены Приказом Комитета по культуре Москвы от 6 мая 2002 г. № 205, (п. 4);
  • Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", с изменениями от 10 октября 2001 г., (статья 9);

Вопросы, связанные с обучением инвалидов в специальных (коррекционных) учреждениях, регулируют:

· Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288, с изменениями от 23.12.2002;

· Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676, с изменениями на 23.12.2002 г.;

· Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48, с изменениями от 26.12.2000, "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов";

· Приказ Минобразования РФ от 5 февраля 2002 г. N 334 "Об утверждении форм свидетельств государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения";

· Письмо Минобразования РФ от 20 июня 2002 г. N 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»;

· Письмо Минобразования РФ от 30 марта 2001 г. N 29/1470-6 "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)";

· Письмо Минобразования РФ от 24 мая 2002 г. N 29/2141-6 "Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА"

· Письмо управления специального образования Минобразования РФ №26/189-6 от 06.04.2004

· Письмо Минобразования РФ от 2.04.2003 №27/2722-6 об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект

· Рекомендации по формированию штатной численности работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, направленные письмом Минобразования РФ от 30 марта 2000 г. N 27/909-6

· Письмо Минобразования РФ от 5 апреля 1993 г. N 63-М "О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями";

· Письмо Минобразования РФ от 24 апреля 2000 г. N 27/640-2;

· Приказ Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии";

· Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского комитета образования от 19, 21 октября 1998 г. N 574/579 "Об организации Городской медико-психолого-педагогической комиссии по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно-отсталых детей";

· Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 21 февраля 1996 г. N 155-РП "Об утверждении Временного положения о психолого-медико-социальном центре в г. Москве";

· Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 26 июля 1999 г. N 706-РП "Об изменении платы за содержание детей в интернатных учреждениях" (с изменениями от 31 января 2002 г.);

Наши рекомендации