Глава xi. музыка на праздничных утренниках

Роль музыки на праздниках

Праздники в детском саду посвящены знаменательным собы­тиям в жизни страны и являются важным звеном педагогического процесса.[32]

В доступной форме, через художественные образы дети под­готавливаются к восприятию в дальнейшем больших идей, лежа­щих в основе всенародных праздников; торжественная обстановка, художественное оформление, музыка активно влияют на развитие патриотических чувств-, воспитывают у ребенка гордость за свою прекрасную Родину.

Разнообразна художественная деятельность детей на утренни­ках: торжественные шествия, перестроения, пение, игры, танцы.

Выразительное чтение, инсценировки, исполнение музыкальных произведений, яркое, красочное оформление зала, групповых ком­нат создает у детей приподнятое настроение, вызывает эстетичес­кие чувства.

Особую роль на утренниках играет музыкальное искусство. Обла­дая большой силой эмоционального воздействия, оно создает у детей соответствующее настроение: торжественно-приподнятое, спокойное, веселое. Вначале необходимо создать общий подъем чувств, довести до сознания детей основную идею праздника. С этой целью в первой части утренника подбираются торжественные мар­ши, праздничные песни, могут звучать песни и в исполнении взрослых.

По ходу действия музыкальное сопровождение праздника раз­лично и зависит от содержания очередного выступления. Звуки бодрого марша настраивают детей на праздничное шествие. За­дорный характер плясовой мелодии или спокойная лиричная песня вызывают соответствующий эмоциональный отклик.

Музыка углубляет художественные образы поэтического текста, вызывая у детей чувство сопереживания содержанию песни.

Ведущее место на утренниках занимают различные виды му­зыкальной деятельности. Дети исполняют песни, танцы, играют в музыкальные игры, водят хороводы, играют на музыкальных

Стр.236

инструментах небольшим ансамблем. В сценарий утренника часто включаются музыкально-драматические сценки, дети могут пока­зать придуманные ими танцы, пляски.

Таким образом, музыкальный репертуар, используемый на утрен­никах, достаточно разнообразен. Выбор его диктуется прежде всего установленными общими принципами: он должен отвечать воспи­тательно-образовательным задачам, иметь художественную цен­ность и быть доступным для детского исполнения. Музыкальный репертуар подбирается в соответствии с различными видами музы­кальной деятельности — пением, музыкальными играми, плясками инсценировками. С этой целью отбираются песни ц пьесы совет­ских композиторов, народные мелодии.

Содержание музыкального репертуара определяется также те­матикой утренников. В День Конституции с детьми проводится беседа о том, как выглядит Герб Советского Союза, Флаг нашей Родины. Дети слушают Гимн СССР, поют песни о Ленине, о Родине, выполняют упражнения с флагами, с цветами.

Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции отмечается как день рождения нашей Родины, подводятся итоги достижений в различных областях народного хозяйства. На утрен­нике в торжественных маршах, песнях, играх, стихотворениях отра­жены эти достижения.

На первомайском празднике ведущей является тема интерна­ционализма, дружбы детей разных народов. Все это отражается в инсценировках, песнях и танцах разных национальностей. Осо­бый колорит празднику придает и тема наступления весны — в музы­кальном и поэтическом репертуаре праздничные мотивы сочета­ются с весенними.

День рождения В. И. Ленина отмечается с большой тепло­той и сердечностью. В программу утренника включаются музы­кальные и литературные произведения, воспитывающие чувство глубокого уважения к великому вождю, основателю нашей партии и государства. Дети поют о Владимире Ильиче, слушают его люби­мые песни, пьесы, им читают рассказы-воспоминания о нем.

8 Марта — особый день в жизни ребенка, он связан с лю­бимыми образами. Лирические песни о маме, бабушке мягкими, задушевными интонациями помогают детям выразить свою любовь и признательность к ним.

Праздник, посвященный Дню Советской Армии, имеет героико-патриотическую направленность. В песнях, стихах рассказы­вается о различных родах войск (пехотинцах, летчиках, моряках, пограничниках и т. д.), о борьбе за мир. Музыка звучит жизнеут­верждающе и проникновенно, вызывая чувство гордости за наш советский народ и его непобедимую армию.

Эти же чувства и настроения дети переживают вновь на утрен­нике, посвященном Празднику Победы. Отмечая этот день, ре­бятам в доступной форме рассказывают о победе советского наро­да под руководством Коммунистической партии над фашизмом,

Стр.237

о героях Великой Отечественной войны. В детский сад на праздничный утренник приглашаются участники войны Дети поют для них песни, читают стихи, проводят игры, изображая себя летчиками, моряками, кавалеристами и т. д.

Новый год - зимний праздник, несущий дошкольникам встречу С0 сказочными образами Деда Мороза, Снегурочки, лесных зверей различными персонажами инсценировок. В играх и хороводах вокруг елки звучит веселая, задорная музыка, которая передай настроение общей радости, веселья, обогащает разнообразными надолго запоминающимися впечатлениями.

Тема прощания с детским садом и встречи со школой отра­жена в утреннике для детей подготовительной группы. Наряду с любимыми песнями и играми (праздник проводится в конце весны или летом) включаются физкультурные упражнения, игры-аттракционы.

Музыкальная деятельность детей занимает на утренниках основ­ное место. Это определяет особую роль музыкального репертуара и требования к его выбору.

Значение утренника как одного из средств эстетического воспи­тания определяется не только воздействием музыки, а также соче­танием в нем различных видов искусств, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить.

Яркое, художественное оформление зала создает торжествен­ность, парадность и сразу вызывает у детей, вошедших в зал, при­поднятое настроение. Большой эмоциональный подъем создает при­ветствие ведущего, открывающего праздник. В стихах, которые читают дети, в перекличке наиболее полно и конкретно передается основная идея праздника.

Наши рекомендации