Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помо­гают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстети­ческой, эмоциональной, волевой и познавательной.

Программные требования развития музыкально-ритмических движений

Программа последовательного освоения музыкально-ритмиче­ских движений составлена на основе проведенных научных иссле­дований и обобщения опыта практических занятий ритмикой в дет­ском саду с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Стр.119

Возрастные особенности детей

В раннем детстве (на первом году жизни) музыкаль­но-ритмическая деятельность малыша выражается п чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоцио­нального отклика на музыку посредством движения.

Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятель­ным музыкально-двигательным выражениям. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влия­нием музыки показать их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения (особенно в двухчастной форме с контрастными по­строениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрос­лого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить ее хлопками.

На четвертом году жизни малыши могут высказаться об иг­ре, вспоминая ее отдельные моменты. Они способны самостоя­тельно изменять движения в соответствии с двухчастным му­зыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно 8 тактов). Однако эти реакции еще несовершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлоп­ках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Яс­ные темповые и динамические изменения вызывают у них жела­ние бегать.

Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тема­тики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их харак­тер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.

Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются от­метить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведе­ние, они могут восстановить в памяти последовательность движе­ний в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжитель­ны. Появляются двигательная выразительность в передаче музы­кально-игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма — умение воспроизводить по-

Стр. 120

стоянный ритм (который длится некоторое время), выделять, ак­цент, сильную долю, смену темпа.

Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, от­мечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенно­сти музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: де­ление на фразы, предложения, асимметричность построения. Ребя­та воспроизводят ритмический рисунок (в соответствии с метриче­ской пульсацией), равномерно повторяющиеся акценты, изме­няют темп, ускоряя и замедляя его. Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и зна­чительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом отно­сятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально-игровых образов.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического вос­питания, безусловно, зависят от общего физического развития ре­бенка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.

Задачи

Сформулируем конкретные задачи воспитания и обу­чения на занятиях ритмикой:

учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими сред­ствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно дви­гаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности;

развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке рит­мическую выразительность, передавая ее в движениях;

развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобраз­ном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

Художественный образ складывается из взаимодействия раз­нообразных музыкальных средств: выразительной мелодии, лада, гармонических сочетаний, фактуры сопровождения и т. д. Из это­го комплекса музыкальных средств важно отметить те, которые могут быть выражены в движении, в пении. Так, в пении основное — мелодия. Следовательно, в процессе обучения певческим навыкам больше всего тренируются мелодический слух, звуковысотные слу­ховые представления.

В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широ­ком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, дина­мические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому

Стр. 121

в процессе занятии ритмикой особенно успешно развивается эмо­циональная отзывчивость на музыку, приобретается навык вос­приятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произ­ведения.

Надо помнить, что не все необходимые ребенку движения мо­гут быть использованы для музыкального воспитания, а лишь те, которые отличаются достаточно большой амплитудой, требуют ак­тивной координации рук, ног, туловища, развивают крупные группы мышц.

Таким образом, программа по музыкально-ритмическому дви­жению имеет два подраздела: музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.

Наши рекомендации