Положение о прохождении технологического практикума
Кафедра социально-культурной деятельности
Виталий Борисович Фаддеев
Методика организации социально-культурной
Практики студентов
Санкт-Петербург
2011 г.
УДК – 008
ББК 71
Рекомендовано к изданию кафедрой социально-культурной деятельности
СПбГУКИ
Рецензенты:
И.А. Ивлиева
Доктор педагогических наук, профессор
В.Е. Триодин
Доктор педагогических наук, профессор
Методика организации социально-культурной практики раскрывает многолетний опыт СПбГУКИ по вовлечению студентов в деятельность учреждений культуры и досуга. Методика позволяет показать объективные возможности реализации творческих способностей студентов на протяжении всего периода обучения в университете.
Фаддеев Виталий Борисович
Методика организации социально-культурной практики студентов Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств Спб «Концерт» - 2011 - 63 стр.
ISBN 978-5-7451-OO45-4 (c) В.Б.Фаддеев 2011 г.
Содержание:
Введение _______________________________________ стр. 4
Общие положения о прохождении
социально-культурной практики________________ стр. 6
Организационно-методологическое
обеспечение практики _________________________ стр. 10
Технологический практикум ___________________ стр. 15
Учебная практика _____________________________ стр. 17
Производственная практика ____________________ стр. 20
Преддипломная практика студентов
дневного отделения ____________________________ стр. 23
Особенности прохождения практики
студентами вечернего и заочного отделения ______ стр. 25
Список использованной литературы ____________ стр. 29
Приложение 1 _________________________________ стр. 30
Приложение 2 ________________________________ стр. 35
Приложение 3 ________________________________ стр. 36
Приложение 4 ________________________________ стр. 37
Приложение 5 ________________________________ стр. 40
Приложение 6 ________________________________ стр. 41
Приложение 7 ________________________________ стр. 42
Приложение 8 ________________________________ стр. 45
ВВЕДЕНИЕ
На этапе радикальных преобразований в социально-культурной сфере трансформировались требования к профессиональной компетентности работающих здесь специалистов. Социокультурные изменения в российском обществе детерминировали значительный рост требований к психолого-педагогической составляющей компетентности менеджера социально-культурной деятельности как создателя и посредника при передаче идей и ценностей культуры. В новых социально- культурных условиях труд менеджера культуры все больше наполняется психолого-педагогическим смыслом и содержанием.
В статье 33 ФЗ РФ «Основы законодательства РФ о культуре», закреплена обязанность государства по созданию условий для самореализации талантов. При этом, осознание того, что к условиям самореализации талантов относится не только создание необходимой материальной базы, пришло относительно недавно. Важным условием реализации указанной обязанности является специалист культуры, обладающий соответствующей компетентностью, позволяющей ему создавать условия для творческой самореализации личности. И речь идет не только о специализированных технологических навыках, но и о тех частях общей компетентности, которые позволяют быстро найти контакт с творческой личностью, указать путь к самоактуализации, творчески раскрепостить личность, духовно поддержать и замотивировать ее в нужный момент.
Для достижения таких результатов менеджеру социально-культурной деятельности, как организатору условий для самореализации талантов, безусловно, необходимы комплексные психолого-педагогические знания. Государственный заказ на углубленную психолого-педагогическую подготовку специалистов представлен в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где речь идет о необходимости гуманизации образования, целостном развитии личности в процессе обучения.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, … способные к сотрудничеству, эффективному взаимодействию, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» - гласит Концепция. Указывается в ней и на необходимость психолого-педагогического «сопровождения» практиков с целью развития не только профессиональных знаний, но и формирования иных компетенций, позволяющих специалисту успешно социализироваться по окончании обучения, эффективно взаимодействовать с обществом. То есть речь идет о формировании особых компетентностей - социальной, педагогической, психологической.
Возросшие требования общества к психолого-педагогической компетентности специалиста социально-культурной деятельности отражаются в федеральной целевой программе «Культура России». Одной из целей данной программы является усиление кадрового потенциала в сфере культуры, путем подготовки профессиональных менеджеров.
Это требование жизни вполне согласуется с Болонским процессом, который предполагает двухступенчатое образование («бакалавр» - 4 года обучения и «магистр» - 1-2 года обучения). Будущий специалист широкого профиля -организатор социально-культурной деятельности в процессе овладения профессией должен учиться выявлять, удовлетворять, и развивать социально-культурные интересы различных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, применяя менеджмент и маркетинг в организации социально-культурной деятельности.
Важное место в системе обучения занимают практические занятия, в процессе которых студенты под руководством руководителя практики, педагогов кафедры выполняют комплекс учебных заданий с целью закрепления необходимых знаний и формирования умений и навыков социально-культурной деятельности.
Знакомство с деятельностью учреждений культуры различного профиля, форм собственности, служит углубленному изучению современных процессов социально-культурной деятельности.
Данное методическое пособие посвящено методике организации сквозной практике как средству последовательного вовлечения будущих специалистов в среду деятельности социально-культурных институтов. В предложенную методику входят технологический (ознакомительный) практикум, учебная, производственная и преддипломная практика.
Положение о прохождении технологического практикума,