Подготовка к проведению игры
Основы методики применения подвижных игр
Основные задачи руководителя
Руководящая, или направляющая роль при проведении игр должна принадлежать педагогам.
Воздействие игры на занимающихся определяется, во-первых содержанием (сюжет, двигательные действия, правила), во-вторых методическими приемами, с помощью которых ребенок овладевает играми, в третьих, способом организации
Руководитель должен быть организатором игры и воспитателем детей в процессе ее проведения. Используя игру, он обязан стремиться: 1) укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; 2) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
3) воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества; 4) прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Занятия подвижными играми должны быть воспитывающими по характеру.
Руководителю необходимо определить основные воспитательно-образовательные задачи, которые он намечает при проведении той или иной игры (например, совершенствование навыков бросания и ловли мяча, метание в цель, закрепление навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, воспитание у играющих смелости, согласованности действий, коллективизма, воспитания навыков ориентирования на местности и т.п.).
Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности. Проводя игру, руководитель должен объяснить детям ее содержание и задачи, а так же правила поведения. Чтобы дети играли сознательно и активно, необходимо создать у них правильное представление об игре. Руководитель должен четко и образно объяснить игру. Объяснение не должно быть слишком подробным, чтобы не ограничивать самостоятельное мышление детей, не подавлять их активность.
При обучении подвижным играм можно использовать не только показ, но и наглядные пособия: инвентарь, чертежи, на которых показано размещение играющих и разметка площадки, фотоснимки отдельных моментов игры.
Последовательность прохождения игр должна быть спланирована. При планировании необходимо учитывать задачи физического воспитания детей определенного возраста их физическую подготовленность, а также постепенность накопления навыков и знаний.
Переходить от знакомых игр к незнакомым надо постепенно.
Игры должны соответствовать подготовленности занимающихся. Каждая игра должна быть такой трудности, чтобы ее участник мог преодолеть препятствия на пути к достижению цели.
Приобретенные навыки и знания необходимо систематически закреплять. При повторении игр вновь образованные рефлекторные связи становятся устойчивее, новые приемы движений быстрее усваиваются. Чем лучше учащиеся знают игру, тем совершеннее становятся их навыки, тем она для них интереснее.
Подготовка к проведению игры
Выбор игры прежде всего зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя ее руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развитие. Физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры.
При выборе игры надо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). На уроке и перемене время ограничено; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на празднике используются главным образом массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной подготовленности.
Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых играющие участвуют поочередно. В большом зале или на площадке можно проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей с элементами спортивных игр.
При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды.
Выбор игры зависит также от наличия инвентаря.
Подготовка места для игры
Форма площадки предпочтительно прямоугольная не менее 8 м в ширину и 12 м в длину. По углам можно поставить флажки. Линии размечают меловой краской.
Площадку от зимних игр надо очистить от снега и утрамбовать, а по краям соорудить снежный вал.
Перед началом игр в помещении руководитель должен проследить, чтобы в зале не было посторонних предметов, мешающих движениям играющих.
Перед проведением игр на местности, руководитель обязан хорошо ознакомиться с ней и отметить условные границы для игры.