Цели и задачи учебной плавательной практики
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
_____________ Л.М.Волкова
«___» _________________ 2014 г.
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ практики
Наименование специальности:
180403 Судовождение
Квалификация выпускника: техник-судоводитель
Чистополь
Программа учебной плавательной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 180403 «Судовождение».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ учебной плавательной й ПРАКТИКИ | |
2. результаты освоения учебной плавательной ПРАКТИКИ | |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной плавательной ПРАКТИКИ | |
4. условия реализации учебной плавательной ПРАКТИКИ | |
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ учебной плавательной ПРАКТИКИ |
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы практики
Программа учебной плавательной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 180403 «Судовождение» в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД) и изучения и закрепления знаний по дисциплинам, циклам, разделам:«Лоция внутренних водных путей», «Внутренние водные пути и судоходные сооружения», «Начальная подготовка по вопросам безопасности». Выполнение работ по рабочей профессии: 180403.02 "Матрос"и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК).
Учебная плавательная практика направлена на формирование у студентов профессиональных навыков и умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках дисциплин ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
Учебная плавательная практика направлена на освоение рабочей профессии.
Программа плавательной практики 2 курса соответствует минимальным требованиям для дипломирования вахтенного матроса (Able Seafarer Deck), раздел А-II/4 Кодекса ПДНВ, но не ограничивается ими.
Цели и задачи учебной плавательной практики
Основными целями учебной плавательной практики являются:
- формирование у студентов профессиональных навыков и умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;
- выполнение студентами установленного стажа работы на судне в составе палубной команды с обязательным привлечением их к несению вахты на ходовом мостике под руководством квалифицированного лица командного состава судна.
- закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин специальности, приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями к компетентности матросов второго класса согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (таблица А-II/4 Кодекса ПДНВ-78 с поправками).
- прохождение начальной практической подготовки;
- закрепление материала, пройденного по дисциплинам: «Лоция внутренних водный путей», «Внутренние водные пути и судоходные сооружения», «Начальная подготовка по вопросам безопасности » и др;
- ознакомление студентов с судном, организацией работы и службы на речных судах;
-выработка у студентов производственных навыков, необходимых для получения квалификации «Вахтенный матрос»;
- практическая подготовка по квалификации вахтенного помощника на уровне ОЗНАКОМЛЕНИЯ.
Задачами учебной плавательной практики являются:
- изучение устройства судна, терминов и определений, употребляемых на судне;
- ознакомление с приемами эксплуатации судовых устройств;
- изучение процедуры вахтенной службы на ходу и на стоянке судна у причала и на якоре;
- приобретение навыков управления рулем и выполнения команд, подаваемых на руль, на русском и английском языках;
- изучение и применение на практике различных способов несения вахты;
- ознакомление студентов с особенностями выбранной профессии;
- приобретение первичных профессиональных умений и навыков в выполнении обязанностей рядового состава палубной команды;
- освоение особенностей работы экипажа;
- привитие навыков работы в трудовом коллективе;
- подготовка студентов к осознанному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- приобретение практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности, необходимых для получения соответствующих документов в объеме выполнения требований конвенции ПДМНВ 1978 года с поправками.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями на начальном уровне обучающийся в ходе прохождения учебной плавательной практики должен:
приобрести первичные навыки:
- действий по тревогам;
- борьбы за живучесть судна;
- использования спасательных средств и средств индивидуальной защиты;
- выполнения судовых работ;
- спуска спасательных шлюпок, спасательных плотов;
- применения правил несения ходовой и стояночной вахты;
- обеспечение безопасности плавания.
уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- выполнять плотницкие работы;
- выполнять столярные работы;
- выполнять малярные работы;
- выполнять такелажные работы;
- соблюдать правила несения судовой вахты;
- обеспечение удержание судна на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства;
- осуществлять техническую эксплуатацию рулевого, грузового, швартового и буксирного устройств;
- выполнять швартовые операции согласно судовому расписанию в рамках компетенций вахтенного матроса;
- применять контрольно - измерительные приборы и инструменты;
- обеспечивать должный уровень транспортной безопасности;
- применять средства по борьбе за живучесть судна;
- соблюдать правила противопожарной безопасности и электробезопасности;
- оказывать доврачебную помощь при поражении электрическим током;
- действовать по судовому расписанию тревог;
- подавать сигнал общесудовой тревоги;
- заделывать различными способами пробоины, трещины и другие места водотечности в корпусе судна, системах трубопроводов, на водонепроницаемых переборках, выполнять подкрепление водонепроницаемых переборок;
- пользоваться судовыми индивидуальными и коллективными средствами защиты и спасения людей, проводить работу по спасению людей на воде;
- обнаруживать и локализовать очаги возгорания, тушить пожар различными средствами пожаротушения;
- использовать противопожарное оборудование, средства и инвентарь на судне;
- пользоваться шлюпочным устройством, грести и управлять шлюпкой;
- принимать и сдавать судовую вахту;
- соблюдать экологическую безопасность.
знать:
- устройство рангоута, такелажа;
- назначение, устройство, порядок использования, техническое обслуживание рулевого, грузового, якорного, швартового и буксирных устройств;
- периодичность проверки и порядок замены индивидуальных спасательных средств, швартовых концов, стропов, блоков;
- требования Международной конвенции ПДМНВ-78/95 к членам палубных
команд;
- правила подготовки корпусной части перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий;
- основные виды красок, грунтовок, лаков ;
- пеньковые, стальные и синтетические тросы, их сравнительные характеристики; приемка, хранение и уход за тросами;
- устройство, правила эксплуатации и ремонта палубных технических средств;
- содержание и порядок разработки плана работ по корпусной части судна;
- порядок составления ремонтных ведомостей;
- расписание по тревогам, виды и сигналы тревог;
- порядок действий при проведении тревог;
- мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности;
- различные виды маркировки, используемые на судне;
- виды и химическую природу пожара;
- средства и системы пожаротушения на судне;
- аварийное и противопожарное снабжение судна;
- виды средств индивидуальной защиты;
- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды;
- действия при оказании первой медицинской помощи;
- виды и способы подачи сигналов бедствия;
- способы выживания на воде;
- основы теории и устройства судна;
- основы организации труда на судах;
- организацию вахтенной службы на судне;
- правила ведения судовой документации;
- устройство судна;
По итогам учебной плавательной практики студенты оформляют отчет. Разделы и содержание отчета должны соответствовать тематическому плану практики. По прибытию с практики в учебное заведение студенты защищают отчет.