Работа над звуковой стороной речи.
• «Разорви полоску». Слоговой анализ слов.
Дети должны разорвать полоску бумаги на две, три или четыре части (сколько слогов в слове): лужа, весна, жучок, качели, самокат, снег, велосипед.
Дети с помощью логопеда находят самое короткое и самое длинное слово.
Физкультминутка- логоритмика
• «Зима прошла». Дети прыгают в такт стихотворения, изображая воробья.
Воробей с березы
На дорогу — прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!..
М. Клокова
Тематический цикл «Растения»
(двадцать восьмая неделя)
Дети должны усвоить:элементарные представления о строении растений (корень, стебель, ствол, листья, цветок); виды растений (дерево, куст, трава, цветок, плоды); слово с обобщающим значением растения.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «На картинку посмотри». Усвоение знаний по теме.
Логопед выставляет на наборном полотне сюжетную картинку с изображением природы и объясняет детям, что есть много разных растений: травы, цветы, кусты, деревья. Они приносят пользу человеку и животным.
• « Что где растет ?» Усвоение категории предложного падежа с предлогами на, в.
Логопед выставляет предметные картинки и помогает детям ответить на вопрос, что где растет.
Яблоки растут на дереве.
Елка растет в лесу.
Иголки растут на елке.
Листья растут на дереве.
Трава растет на земле.
Цветы растут в лесу, в поле, на клумбе.
Морковка растет в огороде.
• «Посмотри-ка ты, как растут цветы». Рассматривание цветов (одуванчик, ромашка) на участке. Усвоение названий некоторых частей растения (корень, стебель, листья, цветок, лепестки).
• «Дерево и куст». Дети на участке рассматривают деревья и кусты, учатся их сравнивать.
Дерево большое, а куст маленький.
Дерево высокое, а куст низкий.
У дерева ствол толстый, а у куста тонкий.
• "Что подаришь маме ?» Составление предложений по образцу логопеда.
Логопед раздает детям картинки. Каждый ребенок должен сказать, что он подарит маме.
Я подарю маме листок.
Я подарю маме цветок.
Я подарю маме яблоко.
Я подарю маме гриб.
Я подарю маме ягоду.
Я подарю маме елочку.
Я подарю маме апельсин.
Я подарю маме помидор.
• «Цветок на окошке». Познакомить детей с комнатным цветком и его строением. Название цветка должно быть доступно детям для произношения.
Развитие связной речи
•Рассказ-сравнение «Дуб и береза». Учить детей сравнивать разные деревья.
«Дуб и береза — это растения. Дуб большой, а береза меньше. Дуб высокий, а береза ниже. Дуб толстый, а береза тоньше. У дуба много веток, а у березы меньше. У дуба ствол темный, а у березы ствол светлый (белый). У дуба ствол шершавый, а у березы гладкий».
Сенсорное развитие
• «Рисуем картинку». Учить детей располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, посередине, с одной стороны, с другой стороны, около); последовательному рассказу о ходе работы.
«Посередине я нарисовал дерево. С одной стороны — грибок, с другой стороны — цветок. Около цветка я нарисовал бабочку. Вверху я нарисовал солнышко. А внизу — травку. Я нарисовал много растений».
Работа над звуковой стороной речи
• «Повтори чистоговорки».
Вот вам одуванчик — желтый сарафанчик.
Вот вам и ромашка, а на ней — букашка.
Колокольчик голубой подарили нам с тобой.
Целый день, целый день очень пахнет сирень.
Ты не рви цветочек, пусть живет дружочек.
Физкультминутка- логоритмика
•«В лесу». Отстучать карандашом ритмический рисунок стихотворения (четыре удара на первую и третью строчку, три удара на вторую и четвертую строчку).
В лесу растут растения:
Ягоды, кусты,
Разные деревья,
Травка и кусты.
Тематический цикл «Насекомые»
(двадцать девятая неделя)
Дети должны усвоить:названия нескольких насекомых (наиболее доступные для произношения); особенности внешнего вида; существительное с обобщающим значением насекомые.