II—III период (декабрь — февраль, март — май)
Смирнова Л. Н.
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
Пособие предназначено логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями.
Представленная в книге модель психоречевой компенсации является итогом многолетней работы автора. Пособие содержит сетку занятий. тематические циклы, а также материалы для проведения занятий по произношению и обучению грамоте.
Данный материал может быть выборочно использован в подготовительных группах детского сада для детей с задержкой психического развития.
© Смирнова Л. Н.. 2003 © «Мгиаика-Синтеч*. 2003
Данное пособие предназначено логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с общим недоразвитием речи. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь; наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.
Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому очень часто у детей с ОНР имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций — внимания, восприятия, памяти, мышления.
Дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям с ОНР еще в дошкольном возрасте.
Успешная логопедическая работа в этих случаях становится возможной только при наличии комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
— медикаментозное лечение и психотерапия;
— логопедическое воздействие специалистов;
— максимальная помощь родителей и воспитателей;
— нейропсихологическая направленность коррекционной
работы, учитывающая весь симптомокомплекс имеющейся у детей недостаточности.
Настоящее пособие разработано с учетом рекомендаций Т. Б. Филичевой. Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. Второй год обучения (подготовительная группа)» (1993). Изменения коснулись формы и содержания работы, а также сетки занятий.
В подготовительной логопедической группе для детей с ОНР проводятся фронтальные занятия со всей группой (10 человек), а не с подгруппами. Закрепление материала фронтальных занятий производится в подгруппах (2—3 человека) в логопедическом кабинете и на вечерних занятиях воспитателя по заданию логопеда. Таким образом, у детей освобождается время для настольных и подвижных игр, что немаловажно для их здоровья.
Занятия имеют комбинированный характер, который выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций.
Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики. Упражнения, предусматривающие компенсацию высших психических функций, — максимально вербализированы.
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период— март, апрель, май. Каждый период включает в себя 10 тематических циклов.
В книге представлены; сетка занятий, тематические циклы, а также материалы для проведения занятий по произношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР.
Автор не счел нужным превращать пособие в сборник конспектов, так как большинство специалистов имеют опыт и могут творчески использовать предлагаемый материал.
Сетка занятий в подготовительной логопедической группе
для детей с ОНР I период (сентябрь — ноябрь)
Дни | Время | Названия | |
недели | проведения | занятий | Кто проводит |
9.00-9.30 | Фронтальное логопедическое | Логопед | |
занятие по развитию речи | |||
9.30-13.00 | Индивидуальные занятия | Логопед | |
Утро | Лепка (аппликация) | Воспитатель | |
Вечер | Физическая культура | Воспитатель | |
Вечер, 30 мин. | Работа по заданию логопеда | Вое пита гель | |
9.00-9.30 | Фронтальное логопедедическое | Логопед | |
занятие по развитию речи | |||
у | 9.30-13.00 | Индивидуальные занятия | Логопед |
I а | Утро | Математика | Воспитатель |
^ | Утро | Музыкальное занятие | муз. руково- |
со | " дигель | ||
Вечер | Рисование | Воспитатель | |
Вечер, 30 мин. | Работа по заданию логопеда | Воспитатель | |
9.00-9.30 | Фронтальное логопедическое | Логопед | |
занятие по фонетике | |||
я | 9.30-13.00 | Индивидуальные занятия | Логопед |
с^ 1> | Утро | Художественная литература | Воспитатель |
О. и | Утро | Физкультура на прогулке | Воспитатель |
Вечер | Конструирование | Воспитатель | |
Вечер, 30 мин. | Работа по заданию логопеда | Воспитатель | |
9.00-9.30 | Фронтальное логопедическое | Логопед | |
занятие по обучению грамоте | |||
о. | 9.30-13.00 | Индивидуальные занятия | Логопед |
и И | Утро | Математика | Воспитатель |
"_» 3" | Вечер | Музыкальное занятие | Муз. руково- |
' лнтель | |||
Вечер. 30 мин. | Работа по заданию логопед,! | Воспитатель | |
9.00-9.30 | Фронтальное логопедическое | Л отпел | |
занятие по развитию речи | |||
9.30-13.00 | Индивидуальные занятия | Логопед | |
| | Утро | Рисование | Воспитатель |
С | Вечер | Развитие речи | Воспи кнель |
Вечер. 30 мин. | Работа по заданию логопеда | Воспитатель |
II—III период (декабрь — февраль, март — май)
Дни недели | Время проведения | Названия занятий | Кто проводит |
9.00-9.30 | Фронтальное логопедическое | Логопед | |
^ | занятие по развитию речи | ||
I ^ | 9.30-13.00 | Индивидуальные занятия | Логопед |
§ | Утро | Лепка (аппликация) | Воспитатель |
О | Вечер | Физическая культура | Воспитатель |
С | Вечер, 30 мин. | Работа по заданию логопеда | Воспитатель |
9.00-9.30 | Фронтальное логопедедическое | Логопед | |
занятие по фонетике | |||
^ | 9.30-13.00 | Индивидуатьные занятия | Логопед |
Утро | Математика | Воспитатель | |
Утро | Музыкальное заняше | Муз. руково- | |
дитель | |||
сс | Вечер | Рисование | Воспитатель |
Вечер. 30 мин. | Работа по заданию логопеда | Воспитатель | |
9.00-9.30 | Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте | Логопед | |
9.30-13.00 | Индивидуальные занятия | Логопед | |
У | Утро | Художестве н пая л итература | Воспитатель |
о. О | Утро | Физкультура на прогулке | Воспитатель |
Вечер | Конструирование | Воспитатель | |
Вечер. 30 мин. | Работа по заданию логопеда | Воспитатель | |
9.00-9.30 | Фронтальное логопедическое | Логопед | |
занятие по обучению грамоте | |||
^_ о. | 9.30-13.00 | Индивидуальные занятия | Логопед |
СС 1- | Утро | Математика | Воспитатель |
о э- | Вечер | Музыкальное занятие | Муз. руково- |
дитель | |||
Вечер. 30 мин. | Работа по заданию логопеда | Воспитатель | |
9.00-9.30 | Фронтальное логопедическое | Логопед | |
занятие по развитию речи | |||
~ | 9.30—13.00 | Индивидуальные занятия | Логопед |
I | Утро | Рисование | Воспитатель |
С | Вечер | Развитие речи | Воспитатель |
Вечер. 30 мин. | Работа по заданию логопеда | Воспитатель |
Первый период
сентябрь — ноябрь
Тематический цикл «Осень»
(первая неделя)
Беседа
Осенние месяцы; основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, листопад, тучи, дожди, перелет птиц, урожай).