II. Происхождение и природа политики

Политика формировалась в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востре­бовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.

В архаический период взаимодействие индивидов и социальных групп происходила на принципах самоорганизации. Вследствие же усложнения и интенсифика­ции социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых по­требностей.

Под запись: Становление политического происходит в процессе совершенствования и дифференциации институтов социального управления, в первую очередь с возникновением предгосударственных и государственных форм управления.

Деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сто­рон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством стала выступать в качестве наиболее притягательнойцели дея­тельности для разных социальных групп. Политика и возникла в связи с необходимостью реализации та­ких интересов групп, которые затрагивали их общественное положе­ние и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принужде­ния. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значи­мые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства.

Под запись: Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового диалога, придания процессу кон­куренции за власть в основном цивилизованных и мирных форм.

III. Структура политики

В первую очередь необходимо выделить такие понятия как форма и содержание политики. Форма политики — это ее организационная структура, ин­ституты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяю­щие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, парти­ях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах приня­тия политических решений.

Форма, содержание и процесс не исчер­пывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить:

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, мента­литет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: програм­мы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

3) ин­ституты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и со­трудничества.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования.

1. Макроуровень характеризует политику как отношения связанные с государством.

2. Микроуровень политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпо­рации, фирмы и т.п.

3. Мегауровень политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т. п.

IV. Функции политики

С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

— поддержание и укрепление целостности общества как слож­но дифференцированной социальной системы, обеспечение об­щественного порядка и организованности;

— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

— предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

— конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция);

- социализации личности,

- обеспечения коммуникации.

- поддержание классового или социального господства;

- защита основополагающих прав человека;

- привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

- обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

V. Свойства политики

Определенность политики как осо­бой сферы человеческой жизнедея­тельности непосредственно выража­ется в наличии у нее соответствующих, специфицирующих черт и ха­рактеристик:

- конкурент­ность;

- асимметричность;

- рациональность;

- рисковый вид социальной деятельности;

- инклюзивность. Как писал Ф. Брауд, «ничто по своей природе не является политическим и все им может стать».

- пространственность (топологичность);

- темпоральности.

Наши рекомендации