II. Постановка проблемы и ее анализ.
1. Учитель:
– На сегодняшний урок к нам пришел гость:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?.. (Буратино.)
Н а д о с к е запись: «Синтаксис».
Кукольный театр.
Только одно представление.
– Буратино нас приглашает на представление.
– Театр носит интересное название «Синтаксис». Заглянем за кулисы театра. Актеры в нем – части речи. А какие части речи вы знаете?
– Вот идет озадаченный актер, прислушайтесь, он что-то бормочет. «Кто? Что? Кто? Что?» Узнали? Какая это часть речи?
– В спектакле он играет главную роль – подлежащее.
– А вот Буратино успокаивает какого-то актера. Он говорит: «Что делать? Что сделать?» Эта часть речи вам знакома?
– Буратино тоже играет главную роль – сказуемое.
– Как вы думаете, почему эти актеры – главные герои?
2. Уточнение сформулированных обобщений по учебнику (с. 51–52).
– Актерам Подлежащему и Сказуемому дали текст спектакля. Необходимо помочь актерам определить слова, которые им принадлежат (текст из упр. 1).
3. Устное определение границ предложения и выделение главных членов предложений (см. тот же текст).
– Как найти главные члены предложения?
– Как вы помните, у Буратино не оказалось денег на билет. Но вы можете помочь ему, если без ошибки справитесь с упр. 2 на с. 75 (составление предложений).
4. Самостоятельная работа. (Упр. 2.)
Физкультминутка |
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5. Устное составление предложений по картинке; выявление грамматической основы предложений. (Упр. 3.)
III. Выполнение упражнений на применение знаний.
Комментированное письмо. (Упр. 4.)
IV. Итоги урока.
– Буратино убежал со своими друзьями Котом и Лисой, но нам оставил вопросы:
а) найдите главные члены предложения.
б) что такое подлежащее?
в) что такое сказуемое?
– Помните, что если в театре «Синтаксис» есть главные роли, то, наверное, есть и второстепенные. Об этом мы узнаем на следующих уроках.
Домашнее задание.Упражнение 5.
Урок 21 (2)
СКАЗУЕМОЕ
Ц е л ь: формировать умения выделять подлежащее и сказуемое в предложениях, в которых сказуемое выражено разными частями речи.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
1. Запишите буквосочетания, слова и предложения:
кукушка учу учитель
Мы щурились от яркого солнца и смотрели в небо.
– Подчеркните орфограммы.
– Объясните встретившиеся орфограммы. Выделите главные члены предложения.
2. Словарная работа.
– Запишите отгадки в тетрадь, поставьте знак ударения.
Отгадайте з а г а д к и:
В школу взял листы Сережка,
Они спрятаны в обложку,
Пригодится, например,
Чтобы в них решать пример.
(Тетрадь.)
– Как называется главный город, центр государства? (Столица.)
– «Держать стол» в древности означало «держать власть». Главное место у стола-престола занимал вождь племени. Спустя время слово «столица» стало обозначать поселение для жизни (вождя) князя, то есть главный город. (Столица.)
– Запишите слово, близкое по значению слову «педагог».
– Запишите синоним к словам «родитель, тятя, батя». (Отец.)
Формирование новых понятий, умений.