ПЕДАГОГИКА ИЕЗУИТОВ построена на прагматических основах
Обучение
Воспитание
■ Организована как классно-урочная
система при жесткой регламентации
деятельности учащихся и учителей
(вплоть до интонаций, жестов, мимики
и освещенности классов).
■Упражнения и регулярные повторения(в начале нового учебного дня, в субботу, в последние месяцы учебного года).
■ Ежемесячные конкурсысочинений.
■ Прочность знанийкак способ уст
ранения сомнений и дисциплиниро-
занностиума.
Отработана методика лекции, которая приобрела характер устного последовательного изложения учебного материала в несколько приемов: полное изложение —> анализ содержания лекции по частям -> дополнение историческими и др. справками -»стилистический анализ первоисточников.
3 философииведущее место отводилось Аристотелю и Фоме Аквинско-му. Все античные авторы подгонялись < целям иезуитского воспитания, гуманистическое содержание античной культуры выхолащивалось.
■ Помещенияколлегий были простор
ны, светлы, удобны, хорошо оборудо-
заны.
■ Хорошее питание, регулярный отдых,
физическое развитие воспитанников.
■ Занятия не более 5 ч в сутки, обяза
тельны поездки, прогулки, экскурсии.
■ Воспитание направлено на развитие ин
дивидуальных способностей, честолюбия,
духа соперничества.
■ Методы стимулирования:
— групповое и индивидуальное соперниче
ство;
— регулярное выделение лучших и отстаю
щих;
— ежегодное торжественное проведение
экзаменов, сопровождающееся диспутами,
декламациями, театральными представле
ниями, церемониями награждения лучших;
соревновались отдельные ученики, коман
ды внутри классов, классы внутри колле
гий;
— среди лучших учеников создавался ма
гистрат с присуждением почетных званий и
организовывались «академии» (прообразы
школьных кружков);
— система поощрений: почетные звания,
почетные места в классе, занесение на дос
ку почета;
— система наказаний: скамьи позора, кол
пак с ослиными ушами, прозвища;
— физические наказания допускались за
проступки против религии и исполнялись
светскими лицами («корректорами»).
Важное место отводилось светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоевывать доверие собеседника. Иногда в коллегиях обучали верховой езде, танцам, пению, фехтованию.
Основа иезуитского воспитания — подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики.
Достигалось прежде всего жесткой всесторонней регламентацией воспитательного и образовательного процессов, внедрением взаимного надзора внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзиравших за поведением в классах, взаимные разборки поведения на собраниях, система доносительства.
V