Алгоритм составления программы
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.
Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
1. Как написать рабочую программу учебного курса для инклюзивного класса Примерная (типовая) учебная программа – документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания (инвариантная часть) и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана.
Авторская программа – документ, созданный на основе государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса.
Рабочая программа – документ образовательного учреждения, который регламентирует деятельность педагога, учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2. Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программы учебного курса
Нормативные федеральные документы:
1) Закон РФ «Об образовании» ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007№ 309-ФЗ);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, п.19.5;
3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями
4) Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, приказы об изменениях в базисном учебном плане;
5) Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию, утвержденный приказом Минобрнауки РФ;
3. Локальные акты образовательного учреждения:
Основная образовательная программа начального общего образования
образовательного учреждения;
Положение о рабочей программе учебного курса;
Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении
Рабочей программы учебного курса.
4. При составлении рабочей программы педагог учитывает:
1) Требования ФГОС для детей с ограниченными возможностями
2) Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
3) Образовательные потребности семьи и ребенка (ориентир- основная образовательная программа начального общего образования учреждения);
4) Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: обязательный минимум и максимальный объем содержания учебного курса («ученик научится», «ученик получит возможность»);
5) Объем часов учебной нагрузки выпускников первой ступени, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов;
6) Уровень профессиональной компетентности;
7) Особенности учащихся класса;
8) Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету составляется, как правило, на ступень образования, но может также составляется учителем-предметником на каждый класс/параллель в отдельности.
Алгоритм составления программы
Для учащихся с особыми образовательными потребностями предполагается также наличие индивидуального образовательного плана в изучении того или иного курса.
№ п/п | Описание действий педагога |
Выбрать программу по учебному курсу и соответствующее ей учебно-методическое обеспечение | |
Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей Примерной программы по учебному курсу и целями и задачами образовательного учреждения | |
Определить уровень подготовки учащихся к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в Примерной программе и с требованиями, прописанными в основной образовательной программе учреждения. Познакомиться с характеристикой учащегося/учащимися с особыми образовательными потребностями, определить их возможности в изучении данного курса. | |
Прописать цели-ориентиры освоения учебного курса всеми учащимися с особыми образовательными потребностями | |
Прописать цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий, или базовых учебных действий для детей с особыми образовательными потребностями. Кроме этого для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть цели-ориентиры социальной адаптации. | |
Прописать краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу (инвариантное содержание программы) | |
Определить разделы и темы из Авторских программ курсов и дополнить ими рабочую программу (вариативная часть программы) | |
Определить последовательность изучения тем и количество часов, составить календарно-тематическое планирование | |
Составить перечень дидактического, справочного материала | |
Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы | |
Определить средства контроля освоения учащимися Рабочей программы | |
Представить Рабочую программу внешним экспертам* и/ или методическому объединению учителей-предметников образовательного учреждения | |
Представить Рабочую программу на утверждение руководителю образовательного учреждения | |
14** | Доработать программу с учетом рекомендаций внешних экспертов, членов методического объединения учителей-предметников и /или руководителя образовательного учреждения |
Использовать Рабочую программу после приказа об ее утверждении руководителем образовательного учреждения | |
Разместить Рабочую программу на сайте образовательного учреждения и/или на персональном сайте педагога и/или в любом другом информационном пространстве, открытом для родительской и иной общественности | |
* | По решению педагога или администрации образовательного учреждения |
** | При необходимости |
6. Примерная структура и содержание структурных единиц рабочей программы
№ п/п | Структурные единицы программы | Краткое содержание |
Титульный лист (см. Приложение 1) | Наименование образовательного учреждения | |
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения) | ||
Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) | ||
Название учебного курса | ||
ФИО педагога, разработавшего и реализующего программу (возможно указание стажа работы, категории) | ||
Параллель/класс, в которых изучается учебный курс | ||
Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) | ||
Год составления программы | ||
Пояснительная записка (см. Приложение 2) | Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена Рабочая программа | |
Цель и задачи учебного курса | ||
Описание изменений (не более 20 %), внесенных педагогом в текст программы, взятой за основу при написании Рабочей программы, с обоснованием | ||
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается. | ||
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса | ||
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа | ||
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся | ||
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового) | ||
Требования к результатам освоения учебного курса учащимися (основание- ФГОС НОО, учебная программа) | Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса) | |
Личностный результат: | ||
Метапредметный результат (универсальные учебные действия): | ||
Для детей с особыми образовательными потребностями требования к результатам могут быть прописаны в индивидуальном образовательном плане. | ||
Календарно-тематический план (см. Приложение 3) | Название тем, разделов и последовательность их изучения | |
Количество часов, отведенных на изучение темы, раздела | ||
Виды деятельности учащихся и /или возможные формы контроля | ||
Направления творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся | ||
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов | ||
Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений учащихся | Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ для детей с ОВЗ. | |
Количество контролирующих материалов | ||
Кодификатор (спектр проверяемых умений в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения) (см. Приложение 4) | ||
Схема анализа работы | ||
Критерии оценки проверочных работ |
7. Примерное оформление титульного листа Рабочей программы
(полное название образовательного учреждения)
«Согласовано» «Утверждено»
Протокол заседания М\О Приказ руководителя ОУ №______от_______ №_______от_________
Рабочая программа
(название курса)
Класс _______________________
ФИО педагога – разработчика программы ___________________________
Педагогический стаж _____________________________________________
Квалификация ___________________________________________________
Эксперт программы ______________________________________________
(указать организацию /ФИО, должность)
_____ год
8. Примерное содержание Пояснительной записки к учебному курсу
Рабочая программа учебного курса ________________ для ____ класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по _______________ (название курса) и авторской программы курса __________ для учащихся __________ класса общеобразовательных школ автора __________________ (год издания_________).
Цель данного курса: ___________________________________________
Задачи данного курса: ___________________________________________
Программа рассчитана на _________ часов, в том числе на практическую работу __________ часов, контрольные и зачетные уроки ________ часов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по _________ (название курса) и авторской программой учебного курса.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании Рабочей программы:
№ п/п | Изменение | Обоснование |
… |
Описание возможных изменений:
1) Изменение последовательности изучения тем учебного курса;
2) Изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебного курса;
3) Изменение в логике изложения материала, предусмотренной Авторской программой;
4) Необходимость в введении дополнительных тем, не предусмотренных Авторской программой, и/или исключением некоторых тем, не являющихся обязательными для освоения учащимися;
5) …
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса, может быть классифицирован. Например,
1.Литература (основная и дополнительная):…
2.Дидактический материал:…
3. Учебное оборудование:…
4. Компьютерное оборудование:
5. Программное обеспечение:
6. Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов..):
7. Лабораторное оборудование:
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:
Возможные особенности:
1) Количественный состав класса;
2) Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса;
3) Реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания;
4) Формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная);
5) Психологические, физиологические особенности учащихся…
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
Например,
-групповая; парная; индивидуальная;
-проектная, игровая… деятельность;
- самостоятельная, совместная деятельность;
- экскурсия, практикум, лабораторная работа…
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):
Например,
Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос…
Промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа…
Итоговый контроль: портфолио, контрольная работа, тест…
Примерное содержание календарно-тематического плана