V этап. Расширение объема предложения.
Сложное предложение
Цель. Развивать связную речь на основе выполнения практических заданий в учебно-коммуникативных ситуациях.
Понимание речи
Задача. Закреплять навык координации речи с движением. Задания и упражнения
Упражнения «Кошачья зарядка». Выполнение движений в соответствии с текстом стихотворения.
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Задача. Формировать умение понимать разные виды словоизмений (с опорой на наглядный материал).
Задания и упражнения
Упражнения «Вырастим слова», «Назови ласково», «Назови наоборот», «Из чего что сделано?», «Большой и маленький» и др.
Лес — лесной, лесник, перелесок, лесок.
Стул — стульчик.
Сильный — слабый.
Дерево — деревянный.
Задача. Расширять элементарные математические представления посредством формирования образов.
Задания и упражнения
Разыгрывание сказок «Три медведя», «Три поросенка» (настольный театр).
Задача. Развивать понимание предложно-падежных конструкций, межпредметных и временных связей.
Задания и упражнения
Упражнение «Сапожки для кошки».
Сколько сапожек Оля купила,
Чтоб кошка лапок не промочила?
(Четыре)
Упражнение «Один — много (чего?)».
Упражнения на правильное употребление в речи предложно-падежных конструкций: «Где это находится?»," «Кто где спрятался?»
Задача. Расширять и укреплять словарный запас на понятийной и образной основах.
Задания и упражнения
Упражнения «Чей хвост, чья голова?», «Что забыл нарисовать художник?», «Что перепутал художник?»
Игры «Доскажи словечко», «Найди ошибки», «Нелепицы», «Бывает— не бывает», «Что собрала Катя, а что собрал Ваня?», «Кто где живет?»
Общеречевые навыки
Задача. Развивать речевое дыхание и силу голоса.
Задания и упражнения
Чтение потешки (скороговорки, чистоговорки) на выдохе, акцентируя внимание каждый раз на разных словах.
Задача. Формировать умение говорить в спокойном темпе, координируя речь с движением.
Задания и упражнения
Произнесение медленно, отчетливо, подчеркивая голосом выделенные слова.
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.
Заучивание стихов (двустиший и четверостиший).
Задача. Формировать умение определять повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
Задания и упражнения
Заучивание рассказов, сказок («Репка», «Колобок» и др.). Чтение песенок-долговорок.
Кто вечно хнычет и скучает,
Тот ничего не замечает,
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
(Если скучно стало, начинай сначала.)
(Р. Сеф «Бесконечные стихи».)
Задача. Развивать эмоциональную выразительность речи и мимики в играх и диалогах.
Задания и упражнения
Упражнение «Точка, точка, запятая...» Подбор различных интонаций для предложения.
Лида читает интересную книгу.
Лида читает интересную книгу?
Лида читает интересную книгу!
Упражнения «Развесели Пьеро», «Рассмеши Мальвину». Прочитать стихотворение весело, а затем грустно. Уточнить, какое прочтение эмоционально уместно.
Урожай с полей убрали,
Листья пожелтели,
Птицы в теплые края
Снова улетели.
Задача. Совершенствовать четкость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
Задания и упражнения
Речевые упражнения с отработанными звуками.
Мы подуем высоко: с-с-с-с-с...
Мы подуем низко: с-с-с-с-с...
Мы подуем далеко: с-с-с-с-с...
Мы подуем близко: с-с-с-с-с...
Фонематические представления
Задачи: формировать умения: 1) различать звуки, близкие по артикуляции; 2) преобразовывать слова путем замены или добавления звука; 3) находить слово, отличающееся от остальных по звучанию.
Задания и упражнения
1.Слова: мак — бак — так; ком — дом — гном; дам - дом — дым; бык — бак — бок; ток — тук — так.
2. Слова-паронимы: точка — дочка — почка — ночка — бочка; коса — коза; игра — икра; крыса — крыша; дом — том; батон — бутон — бетон; ватка — ветка; кот — крот; рак — брак.
3. Упражнение «Четвертый — лишний».
С л о в а: буфет — букет — буфет — буфет; билет — билет балет — билет; винт — винт — винт — бинт; утенок — котенок — котенок — котенок.
Задачи: совершенствовать умение выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным заданием.
Задания и упражнения
Игра «Доскажи словечко».
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети... (книжки).
Не полезет Влад на ель,
У него в руках... (портфель).
Не дрожи, Сережка,
Это ж наша... (кошка).
Загадки-обманки.
Скачет наш котенок ловко,
Очень любит он... (морковку?).
Все ребята точно знают
Кошки очень громко.., (лают?).
Задача. Развивать умение находить слово с заданным звуком в определенной позиции (в начале, конце, середине слова).
Задания и упражнения
Назвать встречающиеся в рассказе слова со звуком [х]: «Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. Только на елках осталась хвоя».
Самостоятельная речь
Задачи: формировать умения образовывать: 1) однокоренные слова; 2) слова при помощи приставок, суффиксов.
Задания и упражнения
1. Образовать однокоренные слова: чай — чайник — чайный — чаевничать — чаепитие.
Образовать относительные прилагательные: золото—золотой, шерсть— шерстяной.
Образовать прилагательные от наречий: быстро — быстрый, легко — легкий.
Образовать степени сравнения прилагательных: холодный — холоднее, сильный — сильнее.
2. Образовать новые слова при помощи приставок: ехал — уехал — доехал — заехал — переехал — отъехал.
Подобрать слова с противоположным значением, используя приставки от-,вы-: принести — вынести, отнести; привезти — отвезти, вывезти; вложить — выложить, отложить.
Образовать новые слова при помощи суффиксов: человек — человечек — человечище; рука — ручка — ручища; глаза — глазик — глазище.
Задачи: развивать умения: 1) подбирать антонимы; 2) многоязычные слова с оттенками разных значений, близких по значению слов.
Задания и упражнения
1. Подобрать слова с противоположным значением (по карликам): день — ночь, зима — лето, великан — карлик, полная - пустая, сильный — слабый, мягкое — твердое, открытое - закрытое, надевает — снимает, плачет — смеется.
2. Упражнение «Подбери, назови, запомни».
Слова: нос (корабля, человека); крыло (птицы, самолета)-ножка (гриба, стула, ребенка).
Подобрать слова, близкие по значению: трасса — дорога — шоссе; идет — бредет — марширует; бежит — мчится несется.
Задачи: формировать умения: 1) образовывать словосочетания с помощью разных частей речи; 2) составлять предложения с однородными членами.
Задания и упражнения
1.Согласование прилагательных с существительными: розовая бумага — розовое платье — розовый шарик.
Согласование местоимений с существительными: мой дом — моя кукла — мое пальто.
Образовать словосочетания со словом «много»: много карандашей, много цветных карандашей.
2.Составить предложения, используя данные слова: белка, заяц, медведь, лось; читают, пишут, рисуют, считают; большое, вкусное, сочное, спелое; на крышах, на земле, на деревьях, на заборе.
Задача. Упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзами я, и, или.
Задания и упражнения
Составить предложение с союзом а: «У Даши груша, а у Коли яблоки».
Составить предложение с союзом и: «Мама купила хлеб и молоко».
Составить предложение с союзом или: «Ты будешь рисовать или читать?»
Задача. Формировать умение распространять предложение, используя опорные слова, дидактический материал.
Задания и упражнения
Переделать предложение в распространенное, последовательно прибавляя по одному слову.
Дети играют.
Дети играют в футбол.
Дети играют в футбол на стадионе.
Летом дети играют в футбол на стадионе.
Задача. Формировать умение составлять предложения с различными предлогами.
Задания и упражнения
Составить предложение с предлогом в (с опорой на наглядный материал).
Составить предложение, вставив пропущенный предлог.
Моторика
Задача. Формировать умение удерживать органы артикуляции в заданном положении.
Задания и упражнения
Вспомнить положение языка при произношении звука [р].
Задачи: развивать: 1) координацию движений рук с положениями языка; 2) подвижность органов артикуляционного аппарата, силу и точность движений; 3) речевые и двигательные возможности ребенка; 4) имитационно-раздражительные движения, используя элементы логоритмики.
Задания и упражнения
1.Выполнить артикуляционную гимнастику, используя следующие упражнения: «Птенчики», «Лопатка», «Чашечка», «Моторчик» и др.
2. Вспомнить «Сказку о Веселом Язычке».
3. Изобразить кистями рук фигуру «Шарик» (пальцы обеих рук соприкасаются кончиками, изображая надувающийся шарик).
4. Упражнение на тренировку правильного дыхания.
Шарик тужился, пыхтел.
Лопнул он и засвистел: «С-с-с».
Задача. Совершенствовать точность выполнения движений и согласованность движений пальцев рук с речью.
Задания и упражнения
Произносить стихотворение и выполнять в соответствии с текстом фигуры пальцами рук.
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Упражнение на тренировку у детей умения ориентироваться в собственном теле.
Лоб, затылок, голова,
Шея, плечи, пальцы, ногти,
Кулаки, ладони, локти,
Нос, живот, колени, пятки,
Губы, бедра и лопатки...
Изобразить движения медведя, лисы, черепахи, кошки.