Объем дисциплины и виды учебной работы по РУП

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор по УР

_____________ Н. С. Федотов

"____"_____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»

Индекс дисциплины Б.3.В.2

Кафедра физиологии и спортивной медицины

Направление подготовки 034300 Физическая культура

Профиль подготовки: спортивная тренировка

Форма обучения: очная/заочная

Факультет гуманитарного образования (ФГО)

Курс(ы) 3/3 Семестр (ы) 5/5

Лекции 17/10 (час) Экзамен Зачет 5/5

Практические занятия ___(час) Самостоятельная работа 54/93 (час)

Лабораторные занятия 34/4 (час) Индивидуальные занятия 3/1 (час)

Всего ЗЕ 3 Всего часов 108

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, утвержденного Приказом Минобрнауки от 15 февраля 2010 г. № 121, с учетом методических рекомендаций Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы (Москва, 2009. – 84 с.), и ПрООП ВПО Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта по направлению физическая культура, рекомендованной УМО вузов РФ по образованию в области физической культуры от 17 февраля 2011 года протокол № 04-02.

Автор: Доцент кафедры ФиСМ, кмн А. Е. Жуйков

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ТОФК 7 июня 2013 года № 11

Рецензенты:

Зав. вып. кафедрой ___________ М. И. Бочаров

Декан ФГО ___________ М. К. Петров

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета ФГО июня 2013 г.,

протокол №

1. Цели освоения дисциплины: изучить закономерности формирования и особенности функционирования организма в процессе индивидуального развития, особенности адаптации систем организма к физическим нагрузкам в различные возрастные периоды.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Дисциплина Возрастная физиология (Б.3. В.2.) входит в состав вариативной части профессионального цикла рабочего учебного плана направления подготовки 034300 Физическая культура. Она опирается на содержание следующих предметов: Анатомия человека (Б.3 Б.2), Педагогика физической культуры (Б.3. Б.8), Психология физической культуры (Б.3.Б.10), Физиология человека (Б.3.Б.14). Содержание дисциплины Возрастная физиология выступает опорой для таких предметов как: Теория и методика избранного вида спорта (Б.3.Б.11), Теория и методика физической культуры (Б.3.Б.13), Функциональные резервы и состояния организма (Б.3.В.7).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Обучающийся должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

· ОК-13 – использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;

· ПК-10 – способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида;

· ПК-25 – способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

- анатомическое строение и функции органов и систем организма человека, закономерности и особенности их проявления в различные возрастные периоды;

- методы медико-биологического контроля состояния занимающихся;

2) Уметь: определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные возрастные периоды;

3) Владеть способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в различные периоды индивидуального развития.

Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

Объем дисциплины и виды учебной работы по РУП

Семестр Число недель ´ часов в неделю Всего аудит. часов В том числе Объем самост. работы, час Экзамен Зачет
Лекции Лаб. зан. Практ. зан. Контр. раб (К)., РГР, КР (КП)
очное обучение
17х3   К – 1   +
ИТОГО    
заочное обучение
1х14   К – 1   +
ИТОГО    
                     

4.2. Объем часов, зачетных единиц, формы контроля по дисциплине

Наименование раздела, наименование темы, дисциплины (надстрочно – используемые образовательные технологии) Всего часов Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) Формируемые Компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе СРС (в том числе индивидуальные занятия)
очная заочная лекции практические лабораторные
очная заочная очная заочная очная заочная очная заочная
5 семестр
1. Предмет цели и задачи возрастной физиологии КТ, ИТ Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25            
2. Общебиологические закономерности индивидуального развития КТ, ИТ Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25      
3. Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности КТ, ИТ Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25      
4. Развитие сенсорных систем в онтогенезе КТ, ИТ Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25          
5. Гуморальная регуляция организма в онтогенезе КТ, ИТ Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25            
6. Возрастные особенности системы крови и кровообращения КТ, ИТ Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25    
7. Возрастные особенности дыхательной и пищеварительной систем КТ, ИТ Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25      
8. Развитие опорно-двигательного аппарата в онтогенезе КТ, ИТ Кз, Т ОК-13, ПК-10, ПК-25    
Итого за 5-й семестр Эп, К      
Всего часов        
Зачетных единиц                        

Примечание: К – контрольная работа; Кз – контрольные задания; РГР – расчетно-графическая работа, Кол. – коллоквиум; Т – тест на ПК; З – зачет (Зп – письменный, Зу – устный, Зт – тестовый, Зр – рейтинговый), Э – экзамен (Эп – письменный, Эу – устный, Эт – тестовый, Эр – рейтинговый).

Лекционные занятия, их содержание и объем в часах (по семестрам)

Номер темы Наименование темы Основное содержание темы Количество часов
Очное Заочное
1 2 3 4 5
5 семестр
1. Предмет цели и задачи возрастной физиологии Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками. История и основные этапы развития возрастной физиологии. Методы исследования в возрастной физиологии.  
2. Общебиологические закономерности индивидуального развития Понятие об онтогенезе. Рост и развитие организма детей и подростков. Наследственность и развитие организма. Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды развития детей и подростков.
3. Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза.. Основные этапы развития высшей нервной деятельности. Возрастные особенности психофизиологических функций.
4. Развитие сенсорных систем в онтогенезе Особенности сенсорной функции у детей и подростков. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. Возрастные особенности других сенсорных систем.  
5. Гуморальная регуляция организма в онтогенезе Понятие о гормонах и эндокринной системе. Становление эндокринной функции в онтогенезе. Влияние гормонов на рост организма. Роль гормонов в адаптации организма к физическим нагрузкам.  
6. Возрастные особенности системы крови и кровообращения Возрастные особенности количества и состава крови. Сердце и его возрастные особенности. Возрастные особенности системы кровообращения. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
7. Возрастные особенности дыхательной и пищеварительной систем Развитие органов дыхания в онтогенезе. Возрастные особенности органов пищеварения. Особенности обмена веществ у детей и подростков. Энергетический обмен у детей и подростков.
8. Развитие опорно-двигательного аппарата в онтогенезе Скелет и его возрастные особенности. Развитие мышечной системы. Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения. Нарушения опорно-двигательного аппарата.
  Итого  

Наши рекомендации