Объем дисциплины и виды учебной работы по РУП
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ухтинский государственный технический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор по УР
_____________ Н. С. Федотов
"____"_____________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ»
Индекс дисциплины Б.3.В.2
Кафедра физиологии и спортивной медицины
Направление подготовки 034300 Физическая культура
Профиль подготовки: спортивная тренировка
Форма обучения: очная/заочная
Факультет гуманитарного образования (ФГО)
Курс(ы) 3/3 Семестр (ы) 5/5
Лекции 17/10 (час) Экзамен Зачет 5/5
Практические занятия ___(час) Самостоятельная работа 54/93 (час)
Лабораторные занятия 34/4 (час) Индивидуальные занятия 3/1 (час)
Всего ЗЕ 3 Всего часов 108
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, утвержденного Приказом Минобрнауки от 15 февраля 2010 г. № 121, с учетом методических рекомендаций Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы (Москва, 2009. – 84 с.), и ПрООП ВПО Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта по направлению физическая культура, рекомендованной УМО вузов РФ по образованию в области физической культуры от 17 февраля 2011 года протокол № 04-02.
Автор: Доцент кафедры ФиСМ, кмн А. Е. Жуйков
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ТОФК 7 июня 2013 года № 11
Рецензенты:
Зав. вып. кафедрой ___________ М. И. Бочаров
Декан ФГО ___________ М. К. Петров
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета ФГО июня 2013 г.,
протокол №
1. Цели освоения дисциплины: изучить закономерности формирования и особенности функционирования организма в процессе индивидуального развития, особенности адаптации систем организма к физическим нагрузкам в различные возрастные периоды.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:
Дисциплина Возрастная физиология (Б.3. В.2.) входит в состав вариативной части профессионального цикла рабочего учебного плана направления подготовки 034300 Физическая культура. Она опирается на содержание следующих предметов: Анатомия человека (Б.3 Б.2), Педагогика физической культуры (Б.3. Б.8), Психология физической культуры (Б.3.Б.10), Физиология человека (Б.3.Б.14). Содержание дисциплины Возрастная физиология выступает опорой для таких предметов как: Теория и методика избранного вида спорта (Б.3.Б.11), Теория и методика физической культуры (Б.3.Б.13), Функциональные резервы и состояния организма (Б.3.В.7).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Обучающийся должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
· ОК-13 – использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
· ПК-10 – способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида;
· ПК-25 – способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
- анатомическое строение и функции органов и систем организма человека, закономерности и особенности их проявления в различные возрастные периоды;
- методы медико-биологического контроля состояния занимающихся;
2) Уметь: определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные возрастные периоды;
3) Владеть способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в различные периоды индивидуального развития.
Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Объем дисциплины и виды учебной работы по РУП
Семестр | Число недель ´ часов в неделю | Всего аудит. часов | В том числе | Объем самост. работы, час | Экзамен | Зачет | ||||
Лекции | Лаб. зан. | Практ. зан. | Контр. раб (К)., РГР, КР (КП) | |||||||
очное обучение | ||||||||||
17х3 | К – 1 | + | ||||||||
ИТОГО | ||||||||||
заочное обучение | ||||||||||
1х14 | К – 1 | + | ||||||||
ИТОГО | ||||||||||
4.2. Объем часов, зачетных единиц, формы контроля по дисциплине
Наименование раздела, наименование темы, дисциплины (надстрочно – используемые образовательные технологии) | Всего часов | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | Формируемые Компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе | СРС (в том числе индивидуальные занятия) | |||||||
очная | заочная | лекции | практические | лабораторные | |||||||||
очная | заочная | очная | заочная | очная | заочная | очная | заочная | ||||||
5 семестр | |||||||||||||
1. Предмет цели и задачи возрастной физиологии КТ, ИТ | Кз, Т | ОК-13, ПК-10, ПК-25 | |||||||||||
2. Общебиологические закономерности индивидуального развития КТ, ИТ | Кз, Т | ОК-13, ПК-10, ПК-25 | |||||||||||
3. Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности КТ, ИТ | Кз, Т | ОК-13, ПК-10, ПК-25 | |||||||||||
4. Развитие сенсорных систем в онтогенезе КТ, ИТ | Кз, Т | ОК-13, ПК-10, ПК-25 | |||||||||||
5. Гуморальная регуляция организма в онтогенезе КТ, ИТ | Кз, Т | ОК-13, ПК-10, ПК-25 | |||||||||||
6. Возрастные особенности системы крови и кровообращения КТ, ИТ | Кз, Т | ОК-13, ПК-10, ПК-25 | |||||||||||
7. Возрастные особенности дыхательной и пищеварительной систем КТ, ИТ | Кз, Т | ОК-13, ПК-10, ПК-25 | |||||||||||
8. Развитие опорно-двигательного аппарата в онтогенезе КТ, ИТ | Кз, Т | ОК-13, ПК-10, ПК-25 | |||||||||||
Итого за 5-й семестр | Эп, К | ||||||||||||
Всего часов | |||||||||||||
Зачетных единиц |
Примечание: К – контрольная работа; Кз – контрольные задания; РГР – расчетно-графическая работа, Кол. – коллоквиум; Т – тест на ПК; З – зачет (Зп – письменный, Зу – устный, Зт – тестовый, Зр – рейтинговый), Э – экзамен (Эп – письменный, Эу – устный, Эт – тестовый, Эр – рейтинговый).
Лекционные занятия, их содержание и объем в часах (по семестрам)
Номер темы | Наименование темы | Основное содержание темы | Количество часов | |
Очное | Заочное | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 семестр | ||||
1. | Предмет цели и задачи возрастной физиологии | Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками. История и основные этапы развития возрастной физиологии. Методы исследования в возрастной физиологии. | ||
2. | Общебиологические закономерности индивидуального развития | Понятие об онтогенезе. Рост и развитие организма детей и подростков. Наследственность и развитие организма. Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды развития детей и подростков. | ||
3. | Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности | Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза.. Основные этапы развития высшей нервной деятельности. Возрастные особенности психофизиологических функций. | ||
4. | Развитие сенсорных систем в онтогенезе | Особенности сенсорной функции у детей и подростков. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. Возрастные особенности других сенсорных систем. | ||
5. | Гуморальная регуляция организма в онтогенезе | Понятие о гормонах и эндокринной системе. Становление эндокринной функции в онтогенезе. Влияние гормонов на рост организма. Роль гормонов в адаптации организма к физическим нагрузкам. | ||
6. | Возрастные особенности системы крови и кровообращения | Возрастные особенности количества и состава крови. Сердце и его возрастные особенности. Возрастные особенности системы кровообращения. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. | ||
7. | Возрастные особенности дыхательной и пищеварительной систем | Развитие органов дыхания в онтогенезе. Возрастные особенности органов пищеварения. Особенности обмена веществ у детей и подростков. Энергетический обмен у детей и подростков. | ||
8. | Развитие опорно-двигательного аппарата в онтогенезе | Скелет и его возрастные особенности. Развитие мышечной системы. Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения. Нарушения опорно-двигательного аппарата. | ||
Итого |