Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
Проблемы патриотического воспитания можно решить через музейную работу, которое прочно вошли в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями является его высокая идейность, общественно полезная направленность, приобщение к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Участвуя в музейно-просветительской работе, ученики познают основы коллективной жизнедеятельности, имеют возможность аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы, учатся отвечать за свои поступки и решения. Необходимо эффективно использовать этот потенциал для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утвержденным руководителем данного образовательного учреждения.
Наиболее часто встречающиеся экспозиции в школьных музеях республики:
- Моя малая Родина – село …
- История родного края…
- История школы
- Герои остаются вечно молодыми
- Они сражались за Родину
- Наши земляки на защите Отечества и т.д.
Музейная работа школьников, должна проходить в несколько этапов:
- изучение материала Отечественной войны 1812 года на уроках истории;
- изучение литературы и выдающихся личностей Отечественной войны 1812 года на уроках литературы;
- изучение архивных документов, памятников истории в музеи;
-обработка полученной информации (составление папок, альбомов, презентаций).
Цель – воспитать у учащихся чувство глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Задачи школьных музеев:
- увековечение памяти событий и героев войны 1812 г.;
- активизацию музейной работы в части создания новых экспозиций и выставок;
- проведение уроков мужества, памятных акций, экскурсий и поездок по памятным местам событий тех лет, проведение научно-практических конференций, круглых столов, диспутов, семинаров, фестивалей, конкурсов ;
- обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны, интерес к прошлому и настоящему своего родного края;
- развивать у учащихся навыки и умения работы с архивными материалами;
- способствование совершенствованию учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
- сбор, систематизация фрагментов памятников истории, культуры и природы, обеспечение их сохранности и рационального использования;
- проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения;
- вовлечение учащихся в исследовательскую работу;
- организация и ведение экскурсионной работы.
В фондах музея России хранятся уникальные экспонаты, книги, документы, принадлежащие непосредственным участникам событий, предметы экипировки и обмундирования, предметы военного быта, переписка фельдмаршалов, военная миниатюра, живопись и графика художников ХIX-XX вв., с которыми можно ознакомить обучающихся. Знакомство и исследовательская работа в музее повышают роль и значение патриотического воспитания обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Временное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) Республики Башкортостан. (Рекомендовано Ученым Советом БИРО. Протокол № 9 от 14.12.06)/Автор-составитель Бикмеев М.А. Уфа: БИРО, 2007. – 11 с.
2. Бикмеев М.А. Школьные музеи Башкортостана, их задачи, роль и значение в совершенствовании образовательной системы республики: учебно-методическое пособие. – Уфа: БИРО, 2006. – 83 с.
3. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие для вузов по спец. «История»/Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. М.: Высш.шк., 1988.
4. Документация работы школьного музея МБОУ СОШ с. Старые Туймазы.
С.А. Яминова,
к.и.н., доцент, зав. кафедрой
истории и культурологи БашГАУ (г.Уфа)