Особенности организации образовательного процесса. Муниципальное казенное образовательное учреждение

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Лебяжьевский Дом детского творчества»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРДАЮ:

Методическим советом Директор МКОУ ДОД

МКОУ ДОД «Лебяжьевский Дом «Лебяжьевский Дом

детского творчества» детского творчества»

протокол № _______ __________Щербинина Н.А.

от_________________2016 г. «____»_____________2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

Возраст обучающихся: 9- 12 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Кускаева Наталь Александровна,

П.Лебяжье

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Школа безопасности
Объединение Школа безопасности
Автор программы Кускаева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования
Направление программы Социально - педагогическое
Тип образовательной программы Модифицированная
Срок обучения 1 год
Возраст обучающихся 9-12 лет
Область реализации программы Дополнительное образование
Уровень освоения Ознакомительный
Цель программы Создание условий для формирования адаптированной личности, способной действовать в различных сложных ситуациях; предупреждение детского травматизма.
Методы освоения содержания программы Репродуктивный, частично-поисковый, творческий, исследовательский
Форма организации деятельности обучающихся Индивидуальная, коллективная, индивидуально-коллективная
С какого года реализуется Одногодичная

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка………………………………………………….. 1- 5

Актуальность программы…………………………………………. …………….1

Отличительныеособенность программы………………………………. 2

Цель и задачи программы………………………………………………………. 3

Особенности организации образовательного процесса …………..4

Методы и формы организации образовательного процесса …. ..4

Формы подведения итогов реализации программ…………………...5

Прогнозируемые результаты и способы их проверки…………...5

2. Учебно-тематический план…………………………………………......6-7

Содержание программы…………………………………………………..7- 10

Методическое обеспечение……………………………………………………...10

Материяльно- техническое обеспечение………………………………..11

3.Список использованной литературы……………………….….. .11-12

Пояснительная записка

Как оградить детей от необдуманных поступков, дорожных трагедий, помочь с ориентироваться в сложной и даже в экстремальной для детей ситуации, как оказать первую помощь и вызвать службы спасения и что нужно для этого сделать?

Все эти вопросы отражены в данной программе.

Не секрет, что дети гибнут и травмируются под колесами машин, тонут, когда тает или встает лед и летом во время купания. Попадая в трудную для них ситуацию, поддаются паники и при этом совершают еще большие ошибки, что так же приводит если не к ушибам, то психологической травме.

В данной программе в содержании образовательного процесса подобраны темы, наиболее встречающиеся в жизненной ситуации учащихся. Что даст детям уверенность в правильности в поступке или умению справиться с ней. Принять правильное решение, применяя свои знания в той или иной ситуации.

Предупреждению детского травматизма сейчас уделяют больше внимания, это направление приобретает всё большую актуальность, но беседы, проводимые на классных часах, мероприятия в школе носят, как правило, эпизодический характер, в основном проводятся перед началом учебного года, каникулами, не обеспечивают детей необходимыми знаниями и навыками в этой области.

Разработку подобной программы считаю целесообразной. Выбор именно этой возрастной группы не случаен. Именно в этом возрасте основная масса школьников является уже самостоятельными участниками движения, в качестве пешеходов. Природное любопытство и подвижность детей в этом возрасте не имеет границ, а поступки прибретают иногда стихийный характер.

Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети - это не взрослые в миниатюре». Их реакция на опасность очень отличается от взрослой. Ребёнок до10 лет распознаёт источники звуков с точки зрения только своего интереса, а не опасности. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд! Психологи утверждают, что сектор обзора ребёнка на 15-20 % меньше, чем у взрослого. Безопасность собственного поведения в условиях движения зачастую детьми недооценивается в связи со многими факторами и показателями. Таким образом, неправильное поведение детей, приводящее к возникновению опасных не только дорожных ситуаций, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного поведения, так и причинами в самой природе ребёнка.

Программа реализуется в системе дополнительного образования, где сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, занятие любимым делом, отдых, творчество, что позволяет достаточно эффективно использовать принцип непрерывности воспитания и обучения детей навыкам безопасного поведения.

Актуальность программы состоит в том, что она даёт возможность восполнить дефицит информации у детей и педагогов для организации процесса формирования устойчивых навыков безопасного поведения и применения полученных знаний на практике.

Её педагогической целесообразностью является формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение, фантазии учащихся.

Отличительной особенностью своей программы я считаю тот факт, что материал программы подобран и скомпонован таким образом, чтобы учащиеся приобрели достаточные специальные знания и умения, с помощью которых формируются навыки безопасного поведения, и поступков встречающихся в жизненных ситуациях, применения знаний и умений на практике.

Программа рассчитана на обучение и получение самых необходимых основных знаний и правил поведения учащихся в сложившейся сложной ситуации, оказание первой доврачебной помощи, которые отличаются от знаний полученных ими в школе. Они носят более углублённый характер и имеющие свою специфику.

Для достижения наибольшей эффективности в работе на занятиях используются игровые методики.

Психологи утверждают, что учебный процесс наиболее эффективен, если он облечён в игровую форму. Игра- «это путь детей к познанию мира» (М.Горький). Игра, моделируя реальные ситуации, выступает мощным средством обучения. Поэтому большая часть тем на моих занятиях изучается при помощи ролевых игр, помогающие в более доступной форме осваивать новые знания. На занятиях разбираются различные сложные ситуации, что способствует развитию наблюдательности, логического мышления, формированию умения предвидеть скрытые опасности в окружающей среде.

На практике доказано, что каждый учащийся, вживаясь в роль какого-либо участника в той или иной ситуации на практике, а не в теории, усваивает материал и в дальнейшем более правильно применяет его во внешней среде, анализирует закономерности возникновения опасности.

Программа связана с задачами основного образования по таким разделам как: основы безопасности жизнедеятельности, основы медицинских знаний.

Программа разработана с учетом основных требований к программам дополнительного образования (Письмо Министерства Образования и науки от 11.12.2006 г. №06-1844), современных научных исследований в области педагогики и психологии, существующих инновационных методик, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого учащегося.

Содержание программы разработано на основе анализа социального заказа общества, возрастных особенностей, образовательных интересов и запросов детей и их родителей, а также учебного плана образовательного учреждения.

- Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212;

- Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года;

Условие реализации дополнительных общеобразовательных программ: соответствии

- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача) Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

- СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

При составлении данной программы использовались, материли из общеобразовательная программы Государственное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества «на 9-ой линии» Васильевского района Санкт-Петербурга» «Уроки безопасности» (правила дорожного движения. Автора – составителя: Гавриловой Юлии Юрьевны

Цельюданной программы является: создание условий для формирования адаптированной личности, способной действовать в различных сложных ситуациях; предупреждение детского травматизма.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Обучающие:

- овладение знаниями Правил дорожного движения, необходимых для безопасности в качестве пешехода и пассажира.

-овладение навыками оказания первой медицинской помощи,

- привитие навыков безопасного поведения в окружающей среде.

Развивающие:

-развитие творческих способностей, воображения, фантазии у учащихся

- развитию навыков безопасного поведения, которые необходимы для практического применения в окружающей среде

Воспитывающие:

-воспитание у детей чувства взаимопомощи, готовности помочь человеку в различных сложных не ординарных ситуациях.

-воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других .

-воспитание культуры поведения на дороге.

-обучение детей быть ответственными за свои поступки.

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

По своему виду является модифицированной. Срок реализации программы – 1 год (в объеме 72 часа )

Рассчитана на возраст учащихся 9-12 лет.

Содержание программы строится из расчёта 2 часа в неделю. Режим занятий: 1 раз в неделю (40 минут занятие, 10 минут перерыв). Группа состоит из 12 человек. Занятия посещают учащиеся заинтересованные в этом направлении и по желанию без ограничений здоровья.

Особенности организации образовательного процесса

При организации образовательного процесса учащиеся осваивая программу, развивают свои творческие способности, приобретают навыки позитивного общения через особую образовательную среду.

Методы и приемы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

-Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, книг, демонстрация, презентация.

-Репродуктивный: выполнение работ по образцу, алгоритму.

-Словесный: устное изложение, беседа.

-Эвристический: воспитанники самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений участвуют в творческой работе, проводят поиск новых решений.

Проблемно-исследовательский: учащиеся совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы.

Проводятся культурно-массовые мероприятия : игры, конкурсы, тесты, экскурсии, тренинги.

Учебно-познавательный материал - пятиминутки «Это интересно»

Программа предусматривает индивидуальные занятия (если ребенок отстал по программе по болезни, в связи с выездом в загородные оздоровительные лагеря, а так же более углублённое изучение той или иной темы). А так же при подготовке сдачи зачетов. Педагог оставляет за собой право переставлять темы занятий из за погодных условий. Вносить изменение в содержание программы в течении учебного года в связи с участием в мероприятиях и конкурсах проводимых в ДДТ, и запросов учащихся.

Основные принципы реализации программы.

1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

2.Принцип взаимодействия “Дети – окружающяя среда”.

3.Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия.

4.Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. .

Учебно-познавательный материал - пятиминутки «Это интересно».

Наши рекомендации