Особенности организации образовательного процесса. Муниципальное казенное образовательное учреждение
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Лебяжьевский Дом детского творчества»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРДАЮ:
Методическим советом Директор МКОУ ДОД
МКОУ ДОД «Лебяжьевский Дом «Лебяжьевский Дом
детского творчества» детского творчества»
протокол № _______ __________Щербинина Н.А.
от_________________2016 г. «____»_____________2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
Возраст обучающихся: 9- 12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Кускаева Наталь Александровна,
П.Лебяжье
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Школа безопасности |
Объединение | Школа безопасности |
Автор программы | Кускаева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования |
Направление программы | Социально - педагогическое |
Тип образовательной программы | Модифицированная |
Срок обучения | 1 год |
Возраст обучающихся | 9-12 лет |
Область реализации программы | Дополнительное образование |
Уровень освоения | Ознакомительный |
Цель программы | Создание условий для формирования адаптированной личности, способной действовать в различных сложных ситуациях; предупреждение детского травматизма. |
Методы освоения содержания программы | Репродуктивный, частично-поисковый, творческий, исследовательский |
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная, коллективная, индивидуально-коллективная |
С какого года реализуется | Одногодичная |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка………………………………………………….. 1- 5
Актуальность программы…………………………………………. …………….1
Отличительныеособенность программы………………………………. 2
Цель и задачи программы………………………………………………………. 3
Особенности организации образовательного процесса …………..4
Методы и формы организации образовательного процесса …. ..4
Формы подведения итогов реализации программ…………………...5
Прогнозируемые результаты и способы их проверки…………...5
2. Учебно-тематический план…………………………………………......6-7
Содержание программы…………………………………………………..7- 10
Методическое обеспечение……………………………………………………...10
Материяльно- техническое обеспечение………………………………..11
3.Список использованной литературы……………………….….. .11-12
Пояснительная записка
Как оградить детей от необдуманных поступков, дорожных трагедий, помочь с ориентироваться в сложной и даже в экстремальной для детей ситуации, как оказать первую помощь и вызвать службы спасения и что нужно для этого сделать?
Все эти вопросы отражены в данной программе.
Не секрет, что дети гибнут и травмируются под колесами машин, тонут, когда тает или встает лед и летом во время купания. Попадая в трудную для них ситуацию, поддаются паники и при этом совершают еще большие ошибки, что так же приводит если не к ушибам, то психологической травме.
В данной программе в содержании образовательного процесса подобраны темы, наиболее встречающиеся в жизненной ситуации учащихся. Что даст детям уверенность в правильности в поступке или умению справиться с ней. Принять правильное решение, применяя свои знания в той или иной ситуации.
Предупреждению детского травматизма сейчас уделяют больше внимания, это направление приобретает всё большую актуальность, но беседы, проводимые на классных часах, мероприятия в школе носят, как правило, эпизодический характер, в основном проводятся перед началом учебного года, каникулами, не обеспечивают детей необходимыми знаниями и навыками в этой области.
Разработку подобной программы считаю целесообразной. Выбор именно этой возрастной группы не случаен. Именно в этом возрасте основная масса школьников является уже самостоятельными участниками движения, в качестве пешеходов. Природное любопытство и подвижность детей в этом возрасте не имеет границ, а поступки прибретают иногда стихийный характер.
Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети - это не взрослые в миниатюре». Их реакция на опасность очень отличается от взрослой. Ребёнок до10 лет распознаёт источники звуков с точки зрения только своего интереса, а не опасности. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд! Психологи утверждают, что сектор обзора ребёнка на 15-20 % меньше, чем у взрослого. Безопасность собственного поведения в условиях движения зачастую детьми недооценивается в связи со многими факторами и показателями. Таким образом, неправильное поведение детей, приводящее к возникновению опасных не только дорожных ситуаций, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного поведения, так и причинами в самой природе ребёнка.
Программа реализуется в системе дополнительного образования, где сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, занятие любимым делом, отдых, творчество, что позволяет достаточно эффективно использовать принцип непрерывности воспитания и обучения детей навыкам безопасного поведения.
Актуальность программы состоит в том, что она даёт возможность восполнить дефицит информации у детей и педагогов для организации процесса формирования устойчивых навыков безопасного поведения и применения полученных знаний на практике.
Её педагогической целесообразностью является формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение, фантазии учащихся.
Отличительной особенностью своей программы я считаю тот факт, что материал программы подобран и скомпонован таким образом, чтобы учащиеся приобрели достаточные специальные знания и умения, с помощью которых формируются навыки безопасного поведения, и поступков встречающихся в жизненных ситуациях, применения знаний и умений на практике.
Программа рассчитана на обучение и получение самых необходимых основных знаний и правил поведения учащихся в сложившейся сложной ситуации, оказание первой доврачебной помощи, которые отличаются от знаний полученных ими в школе. Они носят более углублённый характер и имеющие свою специфику.
Для достижения наибольшей эффективности в работе на занятиях используются игровые методики.
Психологи утверждают, что учебный процесс наиболее эффективен, если он облечён в игровую форму. Игра- «это путь детей к познанию мира» (М.Горький). Игра, моделируя реальные ситуации, выступает мощным средством обучения. Поэтому большая часть тем на моих занятиях изучается при помощи ролевых игр, помогающие в более доступной форме осваивать новые знания. На занятиях разбираются различные сложные ситуации, что способствует развитию наблюдательности, логического мышления, формированию умения предвидеть скрытые опасности в окружающей среде.
На практике доказано, что каждый учащийся, вживаясь в роль какого-либо участника в той или иной ситуации на практике, а не в теории, усваивает материал и в дальнейшем более правильно применяет его во внешней среде, анализирует закономерности возникновения опасности.
Программа связана с задачами основного образования по таким разделам как: основы безопасности жизнедеятельности, основы медицинских знаний.
Программа разработана с учетом основных требований к программам дополнительного образования (Письмо Министерства Образования и науки от 11.12.2006 г. №06-1844), современных научных исследований в области педагогики и психологии, существующих инновационных методик, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого учащегося.
Содержание программы разработано на основе анализа социального заказа общества, возрастных особенностей, образовательных интересов и запросов детей и их родителей, а также учебного плана образовательного учреждения.
- Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212;
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года;
Условие реализации дополнительных общеобразовательных программ: соответствии
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача) Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
При составлении данной программы использовались, материли из общеобразовательная программы Государственное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества «на 9-ой линии» Васильевского района Санкт-Петербурга» «Уроки безопасности» (правила дорожного движения. Автора – составителя: Гавриловой Юлии Юрьевны
Цельюданной программы является: создание условий для формирования адаптированной личности, способной действовать в различных сложных ситуациях; предупреждение детского травматизма.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
- овладение знаниями Правил дорожного движения, необходимых для безопасности в качестве пешехода и пассажира.
-овладение навыками оказания первой медицинской помощи,
- привитие навыков безопасного поведения в окружающей среде.
Развивающие:
-развитие творческих способностей, воображения, фантазии у учащихся
- развитию навыков безопасного поведения, которые необходимы для практического применения в окружающей среде
Воспитывающие:
-воспитание у детей чувства взаимопомощи, готовности помочь человеку в различных сложных не ординарных ситуациях.
-воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других .
-воспитание культуры поведения на дороге.
-обучение детей быть ответственными за свои поступки.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
По своему виду является модифицированной. Срок реализации программы – 1 год (в объеме 72 часа )
Рассчитана на возраст учащихся 9-12 лет.
Содержание программы строится из расчёта 2 часа в неделю. Режим занятий: 1 раз в неделю (40 минут занятие, 10 минут перерыв). Группа состоит из 12 человек. Занятия посещают учащиеся заинтересованные в этом направлении и по желанию без ограничений здоровья.
Особенности организации образовательного процесса
При организации образовательного процесса учащиеся осваивая программу, развивают свои творческие способности, приобретают навыки позитивного общения через особую образовательную среду.
Методы и приемы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
-Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, книг, демонстрация, презентация.
-Репродуктивный: выполнение работ по образцу, алгоритму.
-Словесный: устное изложение, беседа.
-Эвристический: воспитанники самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений участвуют в творческой работе, проводят поиск новых решений.
Проблемно-исследовательский: учащиеся совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы.
Проводятся культурно-массовые мероприятия : игры, конкурсы, тесты, экскурсии, тренинги.
Учебно-познавательный материал - пятиминутки «Это интересно»
Программа предусматривает индивидуальные занятия (если ребенок отстал по программе по болезни, в связи с выездом в загородные оздоровительные лагеря, а так же более углублённое изучение той или иной темы). А так же при подготовке сдачи зачетов. Педагог оставляет за собой право переставлять темы занятий из за погодных условий. Вносить изменение в содержание программы в течении учебного года в связи с участием в мероприятиях и конкурсах проводимых в ДДТ, и запросов учащихся.
Основные принципы реализации программы.
1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
2.Принцип взаимодействия “Дети – окружающяя среда”.
3.Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия.
4.Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. .
Учебно-познавательный материал - пятиминутки «Это интересно».