Комплексная педагогическая диагностика
Комплексная педагогическая диагностика входит в систему контроля и оценивания результативности образования.
Следует различать понятия "педагогическая система" и "образовательная система".
Педагогическая система составляет структурное ядро образовательной системы.
Образовательная система включена в поле социально-экономических процессов и играет роль важнейшего рычага управления динамикой развития социума в целом.
Вопросы комплексного анализа состояния образовательной системы и оценивания результативности и качества образования становятся ключевыми для теории и практики управления образовательной системой.
В этой связи повсеместно организуются специальные диагностические центры и службы как внутри педагогической системы, так и в образовательной системе.
Комплексная педагогическая диагностика, представляющая самостоятельную систему обследования общих учебных умений школьников, предлагает решение проблем психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Такая система разработана группой ученых Санкт-Петербурга (Засорина Л. С., Плюснина Е. М. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования // Начальная школа. 1999. № 1), успешно апробирована и в настоящее время внедрена в Москве, Владимире, Перми, Тихвине, а также в школах Санкт-Петербурга.
Существенной особенностью данной системы является определение общей обученности школьников как результирующей всего процесса образования на определенной его ступени, в частности, при переходе из начальной школы в основную. Обученность - это глубинная характеристика личности учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования. В ней проявляются активность личности, ее отношение к учению, способам учения и нравственно-волевые усилия к достижению целей образования.
Обученность как измеряемая величина служит мерой интегрированности (дезинтегрированности) развития психофизиологических функций и состояния учащихся (психофизиологического статуса). Обученность обуславливает обучаемость школьника, т.е. как диагностическая величина характеризуется еще и прогностичностью процесса образования.
С позиции информационной теории обучаемость - это способность человека с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и преобразовывать информацию разного вида, понятийно-образную и словесно-изобразительную.
Цели педагогической диагностики состоят именно в изучении и измерении обученности и обучаемости школьников, которые позволяют оценивать результативность и качество обучения, с одной стороны, а с другой - прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.
Вторую существенную особенность педагогической диагностики составляет ее инструментарий. В качестве базовых показателей обученности и обучаемости принимаются общие умения - навыки информационной работы учащихся. Эти умения естественным образом реализуются в навыках чтения и письма, а также произвольного внимания и самооценивания.
Речевые и речемыслительные умения-навыки действительно составляют основу учения и учебной саморегуляции и адаптации. Одновременно они входят в состав важнейших продуктов образования и обучения в школе. Формирование этих навыков носит сквозной характер, т.е. охватывает все ступени образования - от дошкольного до послевузовского.
Многолетние исследования и опыт применения педагогической диагностики показали, что именно чтение и письмо как два наиболее совершенных вида речемыслительной деятельности (другие виды - говорение и слушание) обладают естественными признаками, поддающимися объективному измерению.
Используя достижения специалистов по динамическому чтению и скоростному письму, была принята методика количественно-качественного измерения трех параметров чтения и письма: скорости, качества и продуктивности. На этой основе создана развитая квалиметрия чтения и письма, что и составляет третью существенную особенность комплексной педагогической диагностики.
Младший школьник имеет потребность в графическом самовыражении, в освоении умений письменного речевыражения. Во внутренних механизмах речевого развития ребенка переход к письменной речи знаменует восхождение к "новой цивилизации", т.е. освоение речемыслительного пространства второй сигнальной системы в целом. Этот рубеж связан с формированием мотивационной сферы младшего школьника, которая охватывает интерес к знаниям, к способам приобретения знаний, к самообразованию, к сотрудничеству и коллективной работе.
Педагогическая диагностика позволяет обнаружить феномен скрытой неуспеваемости детей, определенные пробелы в формировании и развитии учебных умений. Отстающие или слабые ученики отличаются своими недочетами в мотивации, целеполагании, эмоциональном отношении к учебе. Они не владеют вниманием на уроке, не умеют сосредоточиться, слабо реагируют на плохие оценки. У слабых учеников отмечается низкая познавательная активность, вплоть до проявления интеллектуальной пассивности. У них нет готовности к напряженной умственной работе. Однотипные задания они решают охотнее, а проблемные вызывают утомление. У слабоуспевающих детей часто преобладают отрицательные эмоции.
Как правило, в школьной психологии преобладают диагностические методики узкого профиля, например, изучение внимания и его видов, памяти и доминирующего вида памяти и т. п. Между тем, в естественном педагогическом процессе имеются такие интегрированные виды деятельности школьников, в которых отдельные компоненты психической деятельности фокусируются, как в зеркале. Такими видами деятельности являются речемыслительные процессы - чтение и письмо.
Опираясь на природные, базисные опорные метапсихические действия, можно увидеть, каким образом и в какой степени формируется способ учебной работы учащихся. В чтении и письменном речевыражении отражен индивидуальный портрет каждого ученика со всеми составляющими психического процесса переработки информации.