Воспитательный потенциал восстановительной медиации в разрешении конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в системе современного образования
Свищ Е.Н.,заместитель директора по проектной деятельности
КГБУ "Хабаровский центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи"
" Школы могут оказаться теми важнейшими местами, где "хранятся" и "передаются "важнейшие ценности и принципы человеческих отношений- как загладить причиненный вред, как уважительно относиться друг к другу, как проявлять эмпатию, сострадание, как быть честным и как решать конфликты"
( Кэт кронин- Лэмп и Рон Кронин-Лэмп " Развитие восстановительной культур: слияние личного и профессионального пути паломника")
«Мы разные» — простые слова, но, в то же время, они несут в себе очень глубокий смысл: у каждого из нас свое мнение, своя позиция, свои интересы и ценности и т.д., которые во многом определяют наше отношение к жизни, не всегда совпадающее с представлениями тех, кто находится рядом.
Несмотря на бурное развитие человеческой цивилизации количество конфликтов между отдельными людьми, поколениями, сообществами и государствами, обусловленное различием в системе ценностей, степенью доступа к предметам первой необходимости, ограниченностью ресурсов и др. не прекращается.
Ключевую роль в возникновении конфликта играет неумение людей конструктивно общаться, отстаивать свои позиции, слышать и понимать позицию другого, приходить к взаимовыгодному решению, что приводит к самым негативным последствиям на всех уровнях социальных отношений. По данным официальных социологических исследований, в России с 2012 года в возрастной группе от 11 до 14 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2 - 3 раз в месяц) составляет более 5% от общей численности данной возрастной группы (; численность потребления спиртосодержащей продукции и потребления табачных изделий составляет около 50 % несовершеннолетних и молодежи. Это часть поколения будущего российской нации.
Анализ же совершённых несовершеннолетними асоциальных действий, в том числе правонарушений показывает, что первопричиной является КОНФЛИКТ. Нередко в результате конфликта страдает социальное, эмоциональное и психическое здоровье ребёнка, нарушаются отношения с людьми, изменяется отношение к себе и к окружающим людям. Ответственность за причинённый ребёнку вред никто не несёт, при этом часто социальная травма у ребёнка проходит не замеченной взрослыми.
Особенно, в этом плане, беспокоит, так называемое, подрастающее поколение Z, сосредоточенное на своем внутреннем мире и предпочитающее онлайн - общение в виртуальной реальности. Те, воспитательные задачи, которые, буквально двадцать лет назад, естественным образом решались в коллективно-творческой деятельности, сегодня требуют новых подходов в решении. Психология рыночной экономики диктует свои законы. Э. Фром – еще в пятидесятые годы 20 века предупреждал , что при нацеленности общества на рынок, знание потребителя и манипулирование им становится первостепенной задачей момента. А из манипулирования рынком логично вытекает манипулирование людьми, многими принятое уже как норма человеческого общения.
Перед современным обществом, и, прежде всего, перед педагогической общественностью, стоит сегодня острая проблема развития у людей способности конструктивно взаимодействовать исходя из гуманных общеловеческих ценностей: развития социального, эмоционального интеллекта, менталитета сотрудничества и социального партнерства.
В одном из последних интервью Владимира Познера Герман Греф, руководитель Сбербанка РФ, обозначил " сегодняшний культурный вызов времени", - актуальность способностей людей, прежде всего управленцев, к лаборации отношений с другими людьми не в вертильной проекции, а в горизонтальной плоскости. "Сейчас при увеличении скорости жизни, авторитарный поворот не в ту сторону – может вывести организацию вообще с орбиты. Нужны очень взвешенные, профессиональные, коллективно продуманные оперативные управленческие решения. Нужна отработанная система коллегиального командного принятия решений". Значит, личностно и ценностно- ориентированный подход в общении, основанный на принципах равенства сторон, сотрудничества, взаимной ответственности и уважения.
Именно такой подход будет способствовать формированию нового ответственного поколения молодежи России, умеющего конструктивно сотрудничать, не сдавая своих границ и позиций, слушать и слышать друг друга, договариваться на равных позициях, ориентированного на общечеловеческие ценности, на разрешение ситуаций по принципу "Выиграл"-"Выиграл", что , замечу, чрезвычайно важно в условиях жизни на обширной и протяженной территории Российской Федерации, граничащей с рядом развитых государств и играющей одну из ведущих ролей в политической жизни мировых сообществ.
Медиация, как способ разрешения споров мирным путём на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального независимого лица – медиатора, обладает сильнейшим воспитательным потенциалом, открывая новые возможности и горизонты в воспитательной практике образовательных организаций, в формировании новой концепции межличностного взаимодействия, поколения новой формы лидерства…
Имея глубокие культурно – исторические корни, в том числе в традициях примирения у народов, проживающих на территории России, медиация как социальная технология, имеет возможности применения как в разрешении семейных конфликтов, детско-родительских отношений, так и , конечно же, в разрешении ситуаций непонимания, столкновения интересов между участниками образовательных отношений: педагогами, администрацией учреждений, учащимися и их родителями.
Медиативные примирительные практики широко и успешно применяются в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80 - 90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.
Сегодня, когда в РФ созданы все правовые основания для внедрения медиации в систему социальных отношений, службы примирения активно создаются и в образовательных учреждениях.
Психологи считают: поведение взрослого человека определяется глубинными ценностями, которые формируются у него в возрасте до 10 – 12 лет, так как в детстве и отрочестве мы воспринимаем все происходящее как норму: мол, так устроен мир. Усваиваем: чтобы выжить, нужно поступать в соответствии с ситуацией. Впоследствии большинство из нас редко задумывается о своих “глубинных ценностях”, но бессознательно действует под их влиянием.
Именно восстановительный медиативный подход, опирающийся на гуманистические ценности, ставящие человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место, наиболее приемлем для практики в сфере образования. Принятое в результате посредничества решение, взаимно выработанное сторонами в ходе осознания ситуации и нанесенного друг другу вреда, исполняется, как правило, самими сторонами добровольно и незамедлительно, в отличие от судебного решения, исполняемого вопреки воле сторон или одной из них, официальными лицами в форме государственного принуждения. Ценность процедуры примирения неоспорима, в народе говорят: «примирение есть лучший момент ссоры».
В чем суть восстановительной медиации?
Принципы организации процесса восстановительных программ говорят сами за себя:
Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе как до ее начала, так и в ходе самой программы.
Информированность сторон. Ведущий восстановительных программ обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях их участия или неучастия в программе.
Нейтральность ведущего восстановительных программ. Ведущий восстановительных программ в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.
Конфиденциальность в восстановительных программах. Ведущий программ и служба примирения сохраняет конфиденциальность происходящего в ходе восстановительной программы и предупреждает о важности сохранения конфиденциальности участников. Ведущий восстановительной программы может передать согласованную со сторонами информацию о ее результатах в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации).
Ответственность сторон и ведущего. Ведущий восстановительных программ отвечает за безопасность участников на совместной встрече в восстановительной программе, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
В урегулировании конфликтов и реагировании на правонарушения несовершеннолетних Медиатор опирается на следующие Принципы восстановительного подхода:
• Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия конфликта или криминальной ситуации для себя, своих близких и для второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.
• Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого обидчика (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе).
• Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных.
• Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.
• Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения. Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения.
• Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе. Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также самоконтроля у несовершеннолетних при выполнении договора. Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего.
Создать условия для успешной социализации ребёнка, формирования самоуважения и саморазвития, для освоения этики человеческих отношений, основанных на доверии и ответственности партнёров, – очень важная, на сегодняшний день, задача всех современных социальных институтов и , в первую очередь, образовательных организаций, где, к сожалению, далеко не каждый педагог готов отказаться от традиционной авторитарной системы отношений и перейти к личностно и ценностно- ориентированным партнерским отношениям с детьми.
Первые службы примирения в России были разработаны командой Межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» и созданы в 2001–2002 годах. Сегодня практически все регионы тесно сотрудничают с Антоном Юрьевичем Коноваловым, непосредственным разработчиком концепции и технологии школьных служб примирения в России, являющимся председателем Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов города Москвы, членом Европейского форума по восстановительному правосудию и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации.
В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, к концу 2016 года во всех образовательных организациях страны должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Стратегия прямо указывает на приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.
В соответствии с распоряжением министерства образования Правительства Хабаровского края в последние два года созданы службы медиации в школах, детских домах, учреждениях дополнительного образования, культуры, социальной защиты и иных…. Сегодня количественный скачок переходит в качественные изменения ситуации. Идет активное обучение педагогов и специалистов разного уровня учреждений социальной сферы медиативным практикам и основам восстановительного подхода.
18 марта 2016 года на базе КГБУ "Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" в режиме регулярных практико-ориентированных обучающих встреч организовано профессиональное сообщество медиаторов Хабаровского края. Присоединились к деятельности сообщества психологи управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю. Количество профессиональных медиаторов, в совершенстве владеющих навыками проведения примирительных технологий в сфере, равно как и число педагогов, желающих освоить примирительные технологии, в Хабаровском крае непрерывно увеличивается.
Проведение примирительных техник и методов, в том числе процедуры медиации, переходит из области "тайного искусства" для избранных в область общедоступного инструментария по разрешению конфликтных ситуаций для всех граждан: педагогов, административно- управленческого персонала, родителей, и, конечно же, подростков и молодежи, в первую очередь.
Оптимально, по мнению А.Ю. Коновалова школьная служба примирения (медиации) – это оформленная детско-взрослая команда, реализующая в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам и правонарушениям несовершеннолетних.
Часть несложных конфликтов учащиеся способны разрешить самостоятельно. Успешный опыт проведения Медиации сверстников на территории Хабаровского края реализует Комсомольский филиал Краевого центра социального воспитания и здоровья, под руководством Буряк Марины Анатольевны.
Подростки-волонтеры школьных служб примирения в ходе ее деятельности учатся строить коммуникацию, понимать себя и других, познают основы конфликтологии и, впоследствии, умеют в следующих подобных ситуациях предотвратить конфликт. Учатся думать о последствиях своих поступков, прогнозировать будущее развития отношений, учатся брать на себя ответственность за принятые решения, за исправление негативных ситуаций. У ребят развивается эмоциональный интеллект.
Ведущую роль в организации деятельности службы, безусловно, должен играть педагог-психолог в школе, роль и позиция которого в связи с введением профессионального стандарта педагога-психолога в сфере образования, значительно изменилась.
Педагог-психолог, являясь проводником идей трансформации всех отношений в образовательной организации, реализации идеи уважения чести и достоинства каждого, задачи превращения образовательной организации в открытую систему, направленную на развитие личности каждого ее участника, играет ключевую роль, в соответствии с этическими принципами и нормами Кодекса психологов образования, сохраняя беспристрастность, гуманность и независимость в разрешении конфликтов между участниками образовательных отношений.
Именно он может научить детей и взрослых, выступающих в роли медиатора, и личным примером показать, как создавать безопасные условия для диалога конфликтующих сторон, как научиться осознавать и различать свои чувства, контролировать их и чувства других людей, как смотреть на ситуацию с различных точек зрения.
Благодаря такому кураторству, школьные службы примирения, в которую включены подростки- волонтеры, позволяют решать значительную часть конфликтных ситуаций, пока они еще не перешли в ранг "серьезных" с глобальными последствиями. Исключительно редко бывает так, что ребенок вдруг ни с того, ни с сего совершает правонарушение, как правило, этому предшествует определенная цепь каких-то негативных событий. То, что взрослый считает несущественным, для ребенка может оказаться чрезвычайно важным и судьбоносным. Реализация подхода "Равный равному" позволяет своевременно и оперативно оказать нужную помощь.
Сложные конфликты между участниками образовательных отношений, особенно, если в конфликт вовлечены педагоги, родители и администрация школы целесообразнее решать силами медиаторов независимой территориальной службой примирения, предпосылки к созданию которой созрели в Хабаровском крае. И здесь, реализуя Восстановительный медиативный подход, педагоги-психологи должны играть ключевую роль.
Регулярное и компетентное применение восстановительного подхода уже в различных сферах становится «основой для формирования и закрепления в обществе основ восстановительной культуры».
Медиация открывает новые горизонты и возможности в воспитании будущего подрастающего поколения России!
Список литературы
1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /. Под общей редакцией Карнизоновой Л.М.-М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2012. 256 с.
2. Бойко М. С. [и др.] Базовый курс медиации: рефлексивные заметки. /; под общ. ред. С. В. Лабода. — Минск : Медисонт, 2011. — 316 с.
3. Медиация. Базовый курс: Учебное пособие для подготовки медиаторов / Под ред. С.В. Дудникова. – М.: МАРТИТ, 2012, 384 с.
4. Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. – М.:МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. –
148 с.
5. Корнелиус Х, Фэйер Ш.Перевод П.Е. Патрушева. Выиграть может каждый: практическое руководство для предпринимателей и широкого круга читателей. /. Под редакцией Кондрашова Б.: CRN, 2002. 180 с.