Генералам двенадцатого года

Тема 6. Проблемы восприятия и интерпретации художественного текста современными школьниками

Задание 1.С помощью поисковиков найдите и запишите несколько определений понятий. Сравните их. Сформулируйте и запишите вывод.

Восприятие (текста)

___________________________________________________________________________________________

Интерпретация текста

___________________________________________________________________________________________

Выводы

___________________________________________________________________________________________

Задание 2.

В работах И.А. Зимней имеется понятие смысловое восприятие. Проанализируйте его. Источник – раздел «Смысловое восприятие речевого сообщения как сложная прерцептивно-мыслительно-мнемоническая деятельность», написанный И.А. Зимней, в книге Дридзе Т.М., Леонтьев А.А. (отв. ред.) Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) – М.: Наука, 1976. – С. 5-33 (http://www.twirpx.com/file/366331/)

Вопросы для анализа

1) Что есть восприятие? Что есть понимание? Это два разных процесса?

_______________________________________

2) Что такое смысловое восприятие?

_______________________________________

3) Назовите два процессуальных уровня, которые выделяются в работе механизма переработки сигналов внешнего мира. Что осуществляется на каждом из них?

_______________________________________

4) Какова психологическая схема смыслового восприятия (по зимней)?

_______________________________________

5) Охарактеризуйте формирующий уровень смыслового восприятия и его 4 фазы

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Задание 3.

Познакомьтесь с четырьмя уровнями понимания текста:

– уровень фрагментарного понимания, когда распознаются в тексте отдельные слова и выражения;

– уровень общего понимания текста: читатель понял общий смысл, но не осознал детали;

– уровень детального понимания, когда уяснение общего смысла сопровождается пониманием деталей;

– уровень критического понимания, при котором уясняется не только содержание текста в деталях, но и подтекст, цели, мотивы создания, речевое оформление [Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с., с. 326].

Прочитайте текст стихотворения М.И. Цветаевой и определите свой уровень его понимания.

Генералам двенадцатого года

Сергею

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след —

Очаровательные франты

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, —

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера —

Малютки-мальчики, сегодня —

Офицера.

Вам все вершины были малы

И мягок — самый черствый хлеб,

О, молодые генералы

Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена…

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна.

О, как — мне кажется — могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать — и гривы

Своих коней.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век…

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Три сотни побеждало — трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,

Как ваша бешеная рать?..

Вас златокудрая Фортуна

Вела, как мать.

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие —

И весело переходили

В небытие.

Феодосия, 26 декабря 1913

Мой уровень понимания текста ________________________________________.

Прочитайте статью Баевского В.С. «Генералам двенадцатого года»: Текст, подтекст, затекст // Изв. РАН Сер. лит. и яз. - т. 51 - № 6 (1992.) - С. 43-51 (http://feb-web.ru/feb/izvest/1992/06/926-0432.htm)

Что Вы узнали о стихотворении? Что нового вам открылось?

Оцените теперь свой уровень понимания текста __________________________________

Задание 4.

Познакомьтесь с данными исследования (2014 г., проведено МБОУ "Информационно-диагностический (методический) центр г. Рязани" и Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина; участники - учащиеся IX – XI классов средних школ г. Рязани: всего 3114 школьников: IX класс – 40,0 %; X – 32,1%; XI – 27,9%. ). Цель - изучить отношение старшеклассников к чтению.

… В группе исследуемых выделяется категория (около 30%) детей, у которых ярко выражен интерес как к программной, так и к не входящей в круг обязательного школьного чтения классической и современной литературе, которую традиционно относят к серьёзной (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков, Дж. Лондон, Т. Драйзер, О. Уайльд, Дж. Оруэлл, А. Камю и др.). Эти учащиеся читают охотно и много, любят обсуждать прочитанное. Они развёрнуто, обоснованно высказали своё мнение относительно художественной литературы и чтения, любимых героев и писателей. Вместе с тем, выявлены школьники, которые в ходе мониторинга выразили крайне негативное отношение к чтению, их ответы содержали акты протеста, агрессивные высказывания либо были пусты и формальны, списаны у других (около 16,6%).

Отношение старшеклассников к чтению художественной литературы, проявленное ими при ответе на вопрос "Любите ли вы читать художественные книги?" представлено в таблице 1.

Наши рекомендации