Генералам двенадцатого года
Тема 6. Проблемы восприятия и интерпретации художественного текста современными школьниками
Задание 1.С помощью поисковиков найдите и запишите несколько определений понятий. Сравните их. Сформулируйте и запишите вывод.
Восприятие (текста)
___________________________________________________________________________________________
Интерпретация текста
___________________________________________________________________________________________
Выводы
___________________________________________________________________________________________
Задание 2.
В работах И.А. Зимней имеется понятие смысловое восприятие. Проанализируйте его. Источник – раздел «Смысловое восприятие речевого сообщения как сложная прерцептивно-мыслительно-мнемоническая деятельность», написанный И.А. Зимней, в книге Дридзе Т.М., Леонтьев А.А. (отв. ред.) Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) – М.: Наука, 1976. – С. 5-33 (http://www.twirpx.com/file/366331/)
Вопросы для анализа
1) Что есть восприятие? Что есть понимание? Это два разных процесса?
_______________________________________
2) Что такое смысловое восприятие?
_______________________________________
3) Назовите два процессуальных уровня, которые выделяются в работе механизма переработки сигналов внешнего мира. Что осуществляется на каждом из них?
_______________________________________
4) Какова психологическая схема смыслового восприятия (по зимней)?
_______________________________________
5) Охарактеризуйте формирующий уровень смыслового восприятия и его 4 фазы
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание 3.
Познакомьтесь с четырьмя уровнями понимания текста:
– уровень фрагментарного понимания, когда распознаются в тексте отдельные слова и выражения;
– уровень общего понимания текста: читатель понял общий смысл, но не осознал детали;
– уровень детального понимания, когда уяснение общего смысла сопровождается пониманием деталей;
– уровень критического понимания, при котором уясняется не только содержание текста в деталях, но и подтекст, цели, мотивы создания, речевое оформление [Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с., с. 326].
Прочитайте текст стихотворения М.И. Цветаевой и определите свой уровень его понимания.
Генералам двенадцатого года
Сергею
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Феодосия, 26 декабря 1913
Мой уровень понимания текста ________________________________________.
Прочитайте статью Баевского В.С. «Генералам двенадцатого года»: Текст, подтекст, затекст // Изв. РАН Сер. лит. и яз. - т. 51 - № 6 (1992.) - С. 43-51 (http://feb-web.ru/feb/izvest/1992/06/926-0432.htm)
Что Вы узнали о стихотворении? Что нового вам открылось?
Оцените теперь свой уровень понимания текста __________________________________
Задание 4.
Познакомьтесь с данными исследования (2014 г., проведено МБОУ "Информационно-диагностический (методический) центр г. Рязани" и Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина; участники - учащиеся IX – XI классов средних школ г. Рязани: всего 3114 школьников: IX класс – 40,0 %; X – 32,1%; XI – 27,9%. ). Цель - изучить отношение старшеклассников к чтению.
… В группе исследуемых выделяется категория (около 30%) детей, у которых ярко выражен интерес как к программной, так и к не входящей в круг обязательного школьного чтения классической и современной литературе, которую традиционно относят к серьёзной (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков, Дж. Лондон, Т. Драйзер, О. Уайльд, Дж. Оруэлл, А. Камю и др.). Эти учащиеся читают охотно и много, любят обсуждать прочитанное. Они развёрнуто, обоснованно высказали своё мнение относительно художественной литературы и чтения, любимых героев и писателей. Вместе с тем, выявлены школьники, которые в ходе мониторинга выразили крайне негативное отношение к чтению, их ответы содержали акты протеста, агрессивные высказывания либо были пусты и формальны, списаны у других (около 16,6%).
Отношение старшеклассников к чтению художественной литературы, проявленное ими при ответе на вопрос "Любите ли вы читать художественные книги?" представлено в таблице 1.