Тема. Методы психолого-педагогических исследований.
Тема. Методологические основы и подходы к психолого-педагогическому исследованию
Основные понятия: системно-структурный подход, гуманистический подход, аксиологический подход, культурологический подход.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии).
Охарактеризуйте подходы к психолого-педагогическому исследованию:
- системно-структурный подход;
- гуманистический подход;
- аксиологический подход;
- культурологический подход.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы к занятию, защита рефератов: «Причины многообразия методологических стратегий в научных исследованиях», «Методологическая и эвристическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании», «Организационные формы современной науки их взаимосвязь и динамика развития», «Единство науки и образования», «Проблемы современной научной методологии как науки».
1.Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания. – М: ИНФРА-М. – 2011.- 408 с.
2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер. – 2013. - 304 с
3.Загвязинский В.И. Исследовательская де6ятельность педагога. – М.: Академия. – 2006.- 176 с.
Дополнительная:
1. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). М., 1996.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). – М.: Педагогика, 1982.
3. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. – М.: Наука, 1981.
4. Георгиевский А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы. – М.: Наука, 1982.
5. Герасимов Н.Г Структура научного исследования. – М., 1985.
6. Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: Научно-методическое пособие. – М.: Академия ФСБ, 1997.
7. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.
СРС: составьте словарь терминов, подготовьте рефераты по теме занятия.
Занятие № 3 – 2ч.
Тема. Методы психолого-педагогических исследований.
Основные понятия: методы эмпирического исследования, методы эмпирического исследования, опросные методы, эксперимент педагогический.
Вопросы:
1. Методы эмпирического исследования: наблюдение: непосредственное, опосредованное, сплошное, лонгитюдное и ретроспективное открытое и конспиративное;
2. Опросные методы;
3. Эксперимент: естественный, лабораторный, долговременный и кратковременный, констатирующий, формирующий. Стадии эксперимента.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов, изучение и анализ литературы к занятию.
Терминологический словарь: эмпирическое исследование, наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, валидность, тест, тестирование, экспертный опрос, эксперимент, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент
Практикум
1. Составьте анкету в соответствии с требованиями
2. Проанализируйте методы, которые вы использовали при написании курсовой работы
Заполнить таблицу:
Эмпирические методы в исследовании
Название метода | Содержание |
Наблюдение | |
Эксперимент |
Литература основная:
1.Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания. – М: ИНФРА-М. – 2011.- 408 с.
2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер. – 2013. - 304 с
3.Загвязинский В.И. Исследовательская де6ятельность педагога. – М.: Академия. – 2006.- 176 с.
Дополнительная:
1. Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление (диалектика и связь времен). М., 1996.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). – М.: Педагогика, 1982.
3. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. – М.: Наука, 1981.
4. Георгиевский А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы. – М.: Наука, 1982.
5. Герасимов Н.Г Структура научного исследования. – М., 1985.
6. Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: Научно-методическое пособие. – М.: Академия ФСБ, 1997.
7. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.
СРС: составьте таблицу классификации методов.
Занятие № 4 – 2ч.