ПЦ.В.11 «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

ПЦ.В.11 «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

Направление подготовки «Педагогическое образование»

Профиль подготовки «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Нижневартовск

1. Цели освоения дисциплины

1. Цель освоения дисциплины «Методология и методы психолого-педагогических исследований» - сформировать у студентов представление об основных методологических принципах и методах психолого-педагогических исследований, ввести в курс наиболее актуальных методических проблем образования, а также дать первоначальные умения и навыки исследовательской работы в области педагогики.

Задачи курса

§ обсудить основные принципы и способы педагогических исследований;

§ раскрыть сущность основных методологических принципов и методов педагогических исследований;

§ ознакомить студентов с логикой построения и проведения педагогического исследования;

§ организовать со студентами работу по организации коллективной педагогической деятельности по реализации целей и задач исследования;

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» находится в вариативной части профессионального цикла Основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» профиль «Экономика». Она занимает важное место в структуре педагогического образования и подготовки будущих бакалавров. Ее изучение базируется на знании общих гуманитарных дисциплин, а также педагогики и психологии.

Дисциплина ПЦ. В.11 «Методология и методы психолого-педагогических исследований» в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» читается на дневном отделении на втором курсе в третьем семестре. При изучении дисциплины проводятся лекционные, семинарско-практические занятия. Завершается изучение дисциплины зачетом в третьем семестре.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Данная дисциплина способствует (вместе с другими дисциплинами и курсами профильного цикла, а также всей основной образовательной программы) формированию и развитию следующих компетенций: ОК-4; ОК-8; ОПК-2; ПК-3.

Выпускник должен обладать следующими о компетенциями:

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в

· образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

· готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

· способен использовать систематизированные теоретические и практические знания

· гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК-3);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации); принципы и функции методологии в педагогике; основные требования к оформлению отчетов о результатах исследований; методы и методики педагогического исследования.

Уметь:реализовыватьосновные требования к оформлению отчетов о результатах исследований; планировать и осуществлять экспериментальную работу в системе педагогического исследования; применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников;

Владеть: способами организации опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях; способами использования систематизированных теоретических и практических знаний гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении научно-исследовательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц часа.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Семин. (практ.) занятия Лабор. занятия Самост. работа  
Раздел 1. Методологические основы педагогического исследования.  
Методология как учение о методах познания и преобразования мира      
Методологические основания научного исследования   Работа на семинарском занятии Терминологический диктант Проверка схемы    
Характеристика видов исследований в педагогической работе     Опорный конспект  
Принципы и функции методологии в педагогике.   Проверка таблицы Выступление с докладом    
Раздел 2. Общая характеристика педагогического исследования.    
Научное исследование как особая форма процесса познания. Источники и условия педагогических исследований.   Выполнение учебно-исследовательского задания  
Соотношение предмета, цели и задач исследования. Основные требования к оформлению отчетов о результатах исследований.   Работа на семинарском занятии Составление таблицы    
Типология научных исследований в педагогике. Логика педагогического исследования.   Проверка таблицы    
Организация опытно-поисковой исследовательской работы. Критерии успешности исследовательского поиска.     Работа на семинарском занятии Проверка аннотации  
Раздел 3. Методы и методики педагогического исследования. Тема 2. Методы эмпирического педагогического исследования.
Методы теоретического исследования.      
Основные опросные методы педагогического исследования.   Терминологический диктант Проверка таблицы  
Методика педагогического наблюдения.   Опорный конспект  
Другие методы и методики педагогического исследования.       Работа на семинарском занятии Выполнение учебно-исследовательских заданий    
Эксперимент в системе педагогического исследования.     Выполнение учебно-исследовательских заданий    
Организация опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях.     Работа на семинарском занятии Проверка схемы  
  ВСЕГО по дисциплине          


Основное содержание курса:

Раздел 1.Методологические основы педагогического исследования.

Методология как учение о методах познания и преобразования мира: определение, задачи, функции методологии педагогической науки. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Методологические принципы научного исследования. Методологические требования к проведению психолого-педагогичес­ких исследований.

Основные положения методологии педагогического исследования.Методология как учение об организации деятельности. Философско-психологические и системотехнические основания методологии педагогического исследования: деятельность, субъект, объект, потребности, цели, управление, саморегуляция, проект, технология, рефлексия. Науковедческие основания методологии педагогического исследования: наука, научное познание и научное исследование, научная деятельность, научные знания, специфика педагогики как науки, критерии научности знания, классификации научного знания, формы организации научного знания

Методологические основания научного исследования. Основные положения методологии педагогического исследования. Метод, методика, методология, процедура исследований. Сущность, роль и место методологии исследований. Специфика исследования в теории и практике педагогической работы. Фазы научного исследования в педагогической работе. Специфика предмета исследования, структура, парадигмы и стратегии исследований. Этические проблемы исследований педагогической работе.

Характеристика видов исследований в педагогической работе: монографическое и сравнительное; разведывательное, описательное и аналитическое; точечное и повторное; полевое и лабораторное (эксперимент) и т.д.

Принципы и функции методологии в педагогике. Основные принципы методологии: принцип объективности; принцип детерминации; принцип развития; личностный принцип. Основные функции методологии в педагогике.

Раздел 2. Общая характеристика педагогического исследования.

Научное исследование как особая форма процесса познания.Сущность научного исследования. Элементы научного исследования: объект, субъект, цель и задачи, средства, результат. Основные этапы исследования: подготовка исследования; сбор первичной информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации и оформление выводов.

Источники и условия педагогических исследований. Методологическое основание и методологическое обеспечение педагогического исследования. Требования к подготовке, проведению и оценке результатов педагогического исследования. Формулировка проблемной ситуации и нахождение педагогических противоречий, требующих научного разрешения.

Соотношение предмета, цели и задач исследования. Теоретические, прикладные и практические задачи. Уточнение и интерпретация основных понятий. Предварительный системный элемент объекта исследования. Объяснительные и описательные гипотезы. Стратегический план исследования. Тезаурус и ключевые понятия исследования.

Общая схема хода научного исследования. Использование методов научного познания. Применение логических законов и правил. Методика интерпретации и понимания результатов исследований. Обобщение и подведение итогов исследований.

Основные требования к оформлению отчетов о результатах исследований. Апробация иэкспертиза полученных результатов исследования в педагогике и в социально-педагогической практике. Пути и формы внедрения результатов исследований в педагогике и в социально-педагогической практике. Проблемы формулировки идей, концепций, теорий и т.п. в педагогике и всоциально-педагогической практике.

Типология научных исследований в педагогике.Типология научных исследований в педагогике: методологические, теоретические, эмпирические (прикладные, опытно-конструкторские разработки). Язык педагогической науки,ее понятийный аппарат. Характеристика понятий: проблема, цель изадачи исследования, гипотеза, предмет и объект.

Организация опытно-поисковой исследовательской работы.Программа педагогического исследования. Разделы программы: формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение целей и постановка задач исследования, формулировка рабочих гипотез, уточнение иинтерпретация основных понятий, описание методов и методик исследования. Этапы исследования. Обработка результатов исследования. Составление заключения.

Логика педагогического исследования.Обоснование актуальности выбора темы, формулирование темы, проблемы, объекта, предмета, задач исследования; планирование работы, определение методов и базы. исследования; изучение истории и теории вопроса, анализ базовых понятий, изучение опыта решения данной проблемы, сбор констатирующего материала, формулировка гипотезы исследования, проведение опытно-экспериментальной работы, проведение контрольных срезов, обобщение и формулировка теоретического обоснования проведенного исследования. Оформление.

Критерии успешности исследовательского поиска.Профессиональное мастерство и исследовательский потенциал исследователя. Методологическая компетентность исследователя. Научное обеспечение исследования. Реализация методологических принципов. Реализация системы исследовательских методов. Условия эффективного использования методов исследования. Наличие программы исследовательского поиска. Наличие критериев оценки ожидаемых результатов. Условия проведения исследовательского поиска.

Раздел 3. Методы и методики педагогического исследования.

Методы теоретического исследования.Метод теоретического анализа и синтеза. Методы абстрагирования и конкретизации. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Метод моделирования. Этапы построения моделей. Требования к моделям. Функции моделей. Связь моделирования с другими методами педагогического исследования. Сравнительно-исторический анализ. Комплексные методики. Формы логического мышления в педагогическом исследовании: анализ, сравнение, классификация, индукция и дедукция.

Методы эмпирического педагогического исследования.Изучение литературы идругих источников. Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта. Основательная документальная база исследования - важное условие его объективности и глубины. Составление библиографии, тематических обзоров, рецензий, рефератов для изложения существа отдельных положений, основных точек зрения. Систематизация и анализ полученных данных.

Основные опросные методы педагогического исследования. Опроси его разновидности: интервью, свободные характеристики, анкета. Характеристика метода. Виды опроса: групповой, индивидуальный, очный, заочный, устный, письменный. Принципы конструирования опросников.

1. Анкетирование. Виды анкетирования: сплошное и выборочное, прямая и косвенная. личное и заочное, через СМИ, по почте, раздаточное, групповое и индивидуальное. Принципы конструирования анкет. Достоинства и недостатки разных видов анкетирования.

2. Интервью. Виды интервью: стандартизированное, нестандартизированное, полустандартизированное. Применение интервью в педагогической практике. Специфика интервью в педагогической практике. Интервью по месту жительства и по месту работы. Процедура интервью: выбор объекта; определение места и времени интервью; запись ответов и оформление. Ситуация интервью. Классификация интервью: разведывательное, контрольное, основное интервью. Способы регистрации ответов. Функции интервьюера. Требования, предъявляемые к интервьюеру. Способы регистрации данных. Достоинства и недостатки метода интервью.

3. Метод беседы. Применение беседы в педагогической практике. Специфика беседы в социально-педагогической практике. Процедура беседы: выбор объекта; определение места и времени беседы; запись ответов и оформление. Требования, предъявляемые для успешного проведения исследования. Достоинства и недостатки метода беседы.

Методика педагогического наблюдения. Наблюдение как целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений.

Виды наблюдений. Классификация видов наблюдения: неструктурализованное и структурализованное; непосредственное (прямое) и косвенное; контролируемое и неконтролируемое; открытое и скрытое; включенное и невключенное; полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение и т.д. Общая процедура наблюдения: определение задачи и цели; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения; выбор способов регистрации наблюдаемого; обработка и интерпретация полученной информации. Основные знания и умения, которыми должен обладать наблюдатель. Формирование у исследователя необходимых умений и навыков. Инструкция проведения исследования, в которой содержатся задания наблюдателю. Надежность данных наблюдения. Зависимость надежности данных наблюдения от регистрации событий, а также от контроля обоснованности и устойчивости полученной информации. Основные правила, которые необходимо выполнять для повышения надежности (обоснованности и устойчивости) данных наблюдения. Типичные ошибки, имеющие место при проведении наблюдения. Дневник наблюдения. Примеры использования метода наблюдения. Типичные ошибки наблюдения. Пути повышения надежности данных наблюдения. Преимущества и недостатки метода наблюдения.

Другие методы и методики педагогического исследования.

Метод тестов. Тестирование как исследовательский метод, позволяющий выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Типы тестов. Подготовка тестовых заданий. Правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов.

Метод изучения продуктов деятельности. Особенности метода. Сохранение продуктов деятельности, их последующее сравнений, оценка динамики и результатов развития. Сочетание метода изучения продуктов деятельности сдругими методами исследования.

Оцениваниекак исследовательский метод (метод экспертной оценки, метод обобщенных независимых характеристик, психолого-педагогический консилиум, метод диагностических ситуаций).Оценивание как исследовательский метод, связанный спривлечением компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют охарактеризовать изучаемое.

Методы рейтинга и ранжирования. Статистические методы в педагогическом исследовании. Проективные методики. Изучение и использование передового опыта.

Перечень вопросов к зачету.

1. Методология как учение о методах познания и преобразования мира: определение, задачи, функции методологии педагогической науки.

2. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

3. Методологические принципы научного исследования. Методологические требования к проведению психолого-педагогичес­ких исследований.

4. Основные положения методологии педагогического исследования. Философско-психологические и системотехнические основания методологии педагогического исследования.

5. Науковедческие основания методологии педагогического исследования.

6. Характеристика видов исследований в педагогической работе: монографическое и сравнительное; разведывательное, описательное и аналитическое; точечное и повторное; полевое и лабораторное (эксперимент) и т.д.

7. Соотношение предмета, цели и задач исследования. Теоретические, прикладные и практические задачи.

8. Организация опытно-поисковой исследовательской работы. Программа педагогического исследования.

9. Связь методологии, метода и методики исследования Логика психолого-педагогического исследования.

10. Основные принципы педагогического исследования

11. Эмпирический и теоретический уровни исследования, их специфика и взаимосвязь;

12. Выбор и локализация темы исследования. Проблема как сущность исследования;

13. Объект и предмет исследования.

14. Исходный и потребный факт в исследовании. Теоретическая платформа и фактологическая база исследования. Педагогическое прогнозирование;

15. Основная идея и замысел исследования.

16. Гипотеза, ее виды, способы выдвижения и развития. Требования к гипотезе.

17. Наблюдение как метод исследования.

18. Опрос как метод исследования. Анкетирование, интервьюирование и тестирование;

19. Виды источников исследовательского поиска. Рекомендации по изучению и анализу научной литературы.

20. Метод экспертной оценки. Организация экспертизы.

21. Исследовательские методы психолого-педагогического консилиума и обобщение независимых характеристик.

22. Методы теоретического исследования в педагогике и психологии. Моделирование. Идеализация.

23. Основные принципы статистической обработки эмпирических данных.

24. Статистические методы обработки результатов исследования. Математическое моделирование.

25. Основные алгоритмы статистической обработки эмпирических данных.

26. Изучение и использование передового опыта в педагогическом исследовании.

27. Тестирование как исследовательский метод.

28. Метод изучения продуктов деятельности и его особенности.

29. Опытно-поисковая работа.

30. Педагогический эксперимент.

31. Апробация результатов исследования.

32. Требования к изложению результатов исследования.

Семинарское занятие №1, 2

1. Раскройте сущность понятия «методология» в широком и узком смыслах.

2. Назовите причины, по которым в настоящее время возросла роль методологии в определении перспектив педагогической науки.

3. Что характеризует методология?

4. Какие подходы существуют к определению методологии педагогики?

5. Назовите и охарактеризуйте функции методологии педагогики.

6. Перечислите признаки методологии в педагогическом исследовании.

7. Уровни методологического знания.

8. Методологические принципы научного исследования, их характеристика.

9. Методологические требования к проведению психолого-педагогических исследований.

Семинарское занятие №3-4

1.Методология как учение об организации деятельности.

2. Философско-психологические и системотехнические основания методологии педагогического исследования.

3. Основные структурные компоненты деятельности.

4.Науковедческие основания методологии.

5. Общие понятия о науке.

6. Наука как социальный институт.

7. Наука как результат.

8. Общие закономерности развития науки.

9. Свойства науки как результата.

Семинарское занятие №5

1. Характерные признаки научного знания.

2. Специфика педагогики как науки.

3. Критерии научности знания.

4. Классификация научного знания.

5. Формы организации научного знания.

6. Общее понятие о семиотике.

Семинарское занятие №6

1. Научное исследование как особая форма процесса познания.

2. Сущность научного исследования.

3. Элементы научного исследования: объект, субъект, цель и задачи, средства, результат.

4. Основные этапы исследования: подготовка исследования; сбор первичной информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации и оформление выводов.

Семинарское занятие №7

1. Источники и условия педагогических исследований.

2. Методологическое основание и методологическое обеспечение педагогического исследования.

3. Требования к подготовке, проведению и оценке результатов педагогического исследования.

4. Формулировка проблемной ситуации и нахождение педагогических противоречий, требующих научного разрешения.

Семинарское занятие №8

1. Соотношение предмета, цели и задач исследования.

2. Теоретические, прикладные и практические задачи.

3. Уточнение и интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный элемент объекта исследования.

5. Объяснительные и описательные гипотезы.

6. Стратегический план исследования.

7. Тезаурус и ключевые понятия исследования.

Семинарское занятие №9

1.Общая схема хода научного исследования.

2.Использование методов научного познания. Применение логических законов и правил. Методика интерпретации и понимания результатов исследований.

3.Обобщение и подведение итогов исследований.

4.Основные требования к оформлению отчетов о результатах исследований. Апробация и экспертиза полученных результатов исследования в педагогике и в социально-педагогической практике.

5.Пути и формы внедрения результатов исследований в педагогике и в социально-педагогической практике.

6.Проблемы формулировки идей, концепций, теорий и т.п. в педагогике и в социально-педагогической практике.

Семинарское занятие №10.

1.Типология научных исследований в педагогике: методологические, теоретические, эмпирические (прикладные, опытно-конструкторские разработки).

2.Язык педагогической науки,ее понятийный аппарат.

3.Характеристика понятий: проблема, цель изадачи исследования, гипотеза, предмет и объект.

Семинарское занятие №11

Организация опытно-поисковой исследовательской работы.

1. Программа педагогического исследования. Разделы программы: формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение целей и постановка задач исследования, формулировка рабочих гипотез, уточнение и интерпретация основных понятий, описание методов и методик исследования.

2. Этапы исследования.

3. Обработка результатов исследования. Составление заключения.

4. Логика педагогического исследования. Обоснование актуальности выбора темы, формулирование темы, проблемы, объекта, предмета, задач исследования; планирование работы, определение методов и базы. исследования; изучение истории и теории вопроса, анализ базовых понятий, изучение опыта решения данной проблемы, сбор констатирующего материала, формулировка гипотезы исследования, проведение опытно-экспериментальной работы, проведение контрольных срезов, обобщение и формулировка теоретического обоснования проведенного исследования. Оформление.

Семинарское занятие №12.

1. Критерии успешности исследовательского поиска.

2. Профессиональное мастерство и исследовательский потенциал исследователя. Методологическая компетентность исследователя.

3. Научное обеспечение исследования. Реализация методологических принципов. Реализация системы исследовательских методов.

4. Условия эффективного использования методов исследования.

5. Наличие программы исследовательского поиска. Наличие критериев оценки ожидаемых результатов.

6. Условия проведения исследовательского поиска.

Семинарское занятие №13

1. Методы теоретического исследования.Метод теоретического анализа и синтеза. Методы абстрагирования и конкретизации. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

2.Метод моделирования. Этапы построения моделей. Требования к моделям. Функции моделей. Связь моделирования с другими методами педагогического исследования.

3.Сравнительно-исторический анализ.

4.Комплексные методики.

5.Формы логического мышления в педагогическом исследовании: анализ, сравнение,

6. Методы эмпирического педагогического исследования.Изучение литературы идругих источников. Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта.

7.Основательная документальная база исследования - важное условие его объективности и глубины.

8.Составление библиографии, тематических обзоров, рецензий, рефератов для изложения существа отдельных положений, основных точек зрения. Систематизация и анализ полученных данных.

Семинарское занятие №14.

1. Основные опросные методы педагогического исследования. Опроси его разновидности: интервью, свободные характеристики, анкета. Характеристика метода. Виды опроса: групповой, индивидуальный, очный, заочный, устный, письменный. Принципы конструирования опросников.

2. Анкетирование. Виды анкетирования: сплошное и выборочное, прямая и косвенная. личное и заочное, через СМИ, по почте, раздаточное, групповое и индивидуальное. Принципы конструирования анкет. Достоинства и недостатки разных видов анкетирования.

3. Интервью. Виды интервью: стандартизированное, нестандартизированное, полустандартизированное. Применение интервью в педагогической практике. Специфика интервью в педагогической практике. Интервью по месту жительства и по месту работы. Процедура интервью: выбор объекта; определение места и времени интервью; запись ответов и оформление. Ситуация интервью. Классификация интервью: разведывательное, контрольное, основное интервью. Способы регистрации ответов. Функции интервьюера. Требования, предъявляемые к интервьюеру. Способы регистрации данных. Достоинства и недостатки метода интервью.

4. Метод беседы. Применение беседы в педагогической практике. Специфика беседы в социально-педагогической практике. Процедура беседы: выбор объекта; определение места и времени беседы; запись ответов и оформление. Требования, предъявляемые для успешного проведения исследования. Достоинства и недостатки метода беседы.

Семинарское занятие №15

a. Методика педагогического наблюдения. Наблюдение как целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений.

b. Виды наблюдений. Классификация видов наблюдения: неструктурализованное и структурализованное; непосредственное (прямое) и косвенное; контролируемое и неконтролируемое; открытое и скрытое; включенное и невключенное; полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение и т.д.

c. Общая процедура наблюдения: определение задачи и цели; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения; выбор способов регистрации наблюдаемого; обработка и интерпретация полученной информации.

d. Основные знания и умения, которыми должен обладать наблюдатель. Формирование у исследователя необходимых умений и навыков.

e. Инструкция проведения исследования, в которой содержатся задания наблюдателю.

f. Надежность данных наблюдения. Зависимость надежности данных наблюдения от регистрации событий, а также от контроля обоснованности и устойчивости полученной информации.

g. Основные правила, которые необходимо выполнять для повышения надежности (обоснованности и устойчивости) данных наблюдения. Типичные ошибки, имеющие место при проведении наблюдения.

h. Дневник наблюдения.

i. Примеры использования метода наблюдения.

j. Типичные ошибки наблюдения. Пути повышения надежности данных наблюдения.

k. Преимущества и недостатки метода наблюдения.

Примерные темы рефератов

1. Становление методологии педагогической науки в историческом контексте

2. Философия как основа развития методологии науки

3. Использование современных методов исследования в процессе изучения педагогической реальности

4. Педагогическая действительность и ее изучение

5. Методы научного исследования в педагогике.

6. Наблюдение как способ познания объективной педагогической реальности.

7. Педагогическая беседа как метод исследования.

8. Методологическая культура как высший уровень готовности педагога к профессиональной деятельности.

9. Формирование методологической культуры педагога.

10. Реализация методологических принципов в практике педагогических исследований.

11. Изучение личности учащихся посредством использования различных методов педагогического исследования.

12. Изучение классного коллектива посредством использования методов педагогического исследования.

13. Использование методов математической статистики в педагогическом исследовании.

14. Роль педагогической диагностики в изучении эффективности образовательного процесса.

15. Применение различных видов педагогической диагностики в деятельности учителя.

16. Технология подготовки и проведения интервью в педагогическом исследовании.

17. Педагогические тесты и их виды как необходимое средство изучения учебной успешности школьников.

18. Использование тестов школьных достижений в процессе изучения интеллектуальных способностей школьников.

19. Основные требования к построению тестовых заданий, используемых в практике педагога.


Тестовые задания по дисциплине.

1. Методы педагогических исследований в зависимости от задач.

1) неэкспериментальные;

2) диагностичес­кие;

3) экспериментальные;

4) формирующие.

5)проверочные

2. Методы педагогических исследований в зависимости от характера участия школьников.

1) пассивные

2) диагностические

3) активные.

3. Методы педагогических исследований в зависимости от времени проведения.

1)разовые

2) одномоментные

3) длительные.

4. Методы педагогических исследований в зависимости от места проведения.

1) лабораторные;

2) школьные;

3) выездные

5. Учение о принципах, методах, формах и проце­дурах познания и преобразования педагогической дей­ствительности — ...

6. При проведении научно-педагогического иссле­дования необходимо соблюдать следующие ... :

— исходить из объективности и детерминирован­ности;

— обеспечивать целостный подход в изучении;

— изучать явление в развитии;

— изучать явление в его связях и взаимодействии;

— рассматривать процесс в самодвижении и само­развитии.

7. Пути, способы познания объективной реальности принято называть ...

8. Установите соответствие:

А. Объект Б. Предмет

1. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в ко­торой вычленяется проблема, требующая решения.

2. Исследование педагогической системы, явлений, процессов воспитания, образования, развития и фор­мирования личности, коллектива.

9. К какому из методов подходят следующие ха-
рактеристики?

1. Постановка задачи, А. Беседа
определение объекта, разработка

схемы наблюдения.

2. Результаты обязательно Б.Наблюдение
фиксируются.

3. Полученные данные В. Эксперимент

обрабатываются.

10. Основные функции педагогической диагностики.

1) исследовать;

2) обнаружить;

3) найти;

4) объяснить;

5) проанализировать;

6) оценить;

7) описать;

8) наметить пути развития.

11. Научно-поставленный опыт преобразования педа­гогической действительности в точно учитываемых ус­ловиях —...

1) наблюдение;

2) беседа;

3) эксперимент.

12. Установите последовательность этапов научного исс

Наши рекомендации