Основные этапы работы с «одарёнными» ребятами над спектаклем
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
РАССМОТРЕНО на методическом совете протокол № ___ от «___» ________ 201_ г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД ДДЮТ Токарева З.Н. _________________________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ)
ПРОГРАММА
Театральной студии «Страна Вообразилия» для отдельной группы ребят, которые входят в состав Постановочной группы «Театр +».
возраст обучающихся – с 10 до 17 лет,
Автор-составитель:
Димитриева Е. В.
Педагог дополнительного образования
Кстово
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
2. Цель и задачи программы………………………………………………….4
3. Формы и режим занятий ………………………………………………….5
4. Три основных этапа работы с одарёнными детьми...……………………6
5. Условия реализации программы………………………………………….8
6. Ожидаемые результаты и способы их проверки…………………………9
7. Учебно – тематический план……………………………………………..10
8. Список литературы……………………………………………………….12
Пояснительная записка
Любое искусство несёт в себе тайну, а искусство драматического актёра особенно, так как в отличие от других видов искусств, человек, вышедший на сцену, соединяет в игре своё творение с собой. Стремление проникнуть в тайну актёрского искусства влечёт ребят на сцену. Воспитание добрых чувств и один из способов освоения окружающего мира – вот что такое детский театральный коллектив. Игра – извечная потребность человека, извечная его радость и лучшая из них – театр. Еще в XVI веке великий английский поэт и драматург сказал: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той…» И когда ребенок приходит в коллектив, его способность восприятия мира, характер его зрения, слуха, его воображение, мало чем отличается от обычной нормы – нормы потенциального зрителя или просто нормального человека. И цель педагога, в самом начале творческого пути ребенка, постараться выявить ещё пока «скрытую» одарённость: для этого необходимо уметь пользоваться педагогическим инструментарием диагностики, помогающим выявить эту одаренность. Лишь по каким-то скрытым признакам в нём можно угадать творческое начало и развить его творческую одарённость. Творческое мышление, творческое видение, образное видение – это, конечно, природный дар, но и развиваемая способность. При чтении художественной литературы эта способность активно развивалась, так как работало воображение. Телевидение, видео, компьютерные игры не только убавили количество чтения, но и чрезвычайно понизили активность этой способности, потому что исключили работу воображения. Прежде читательская фантазия создавала описанные в книге картины, сейчас всё это перешло на экраны в живой зримый образ, который задаётся в готовом виде. Воображение, активно работавшее у читателя, дремлет, а то и вовсе засыпает у телезрителя. И особенно это «бедствие времени» оказывает сильное влияние на подрастающее поколение.
Цель и задачи программы.
ЦЕЛЬЮ образовательной индивидуальной программы является-воспитание осознанного, творческого отношения к театру и театральному искусству, приобретение устойчивых актерских, речевых, вокальных и танцевальных навыков в сочетании с элементами исполнительского мастерства, освоение разнообразного жанрового репертуара.
Так же целью деятельности педагога театрального коллектива является создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что само по себе способствует развитию детской одаренности. Но и следует помнить, что традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренных детей по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, не могут развить в них стремление к активности и самореализации. Очевидно, что для формирования комплекса умений, его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуальный подход к каждому одаренному ребенку. Индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуальных занятий с обучающимися с потенциалом «одарённости». Этот индивидуальный подход обеспечивает обучающимся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки их самоопределения и самореализации.
Эффективность разработки индивидуальных занятий обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости индивидуальных занятий, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуальных занятий;
- активным включением обучающихся в процесс на индивидуальных занятиях;
Дополнительные формы обучения:
- посещение театров, концертных залов;
- просмотр видеозаписей с театральными постановками;
- самостоятельные концертные выступления, показ отрывков, открытые уроки.
Формы и режим занятий:
· индивидуальные занятия – урок 2 часа, рассчитан на 20-30 минут для одного или двух-трёх обучающихся, в зависимости от будущего концерта (спектакля), по возможности 2 раза в неделю;
· сводные и генеральные репетиции в период подготовки к публичным выступлениям – урок рассчитан на 2 часа, в зависимости от постановки.
Занятия проходят в соответствии с учебно-тематическим планом.
Данная программа рассчитана на 2016 – 2017 учебный год (параллельно с групповыми занятиями). Занятия проводятся индивидуально за счет имеющихся часов.
Важно при осуществлении программы руководствоваться требованиями к организации учебного процесса:
1. чётко определять объём знаний и навыков, обязательных для овладения репертуаром;
2. наиболее продуктивно использовать время уроков;
3. в развитии обучающегося ставить дальнюю цель, которая и будет определять стратегию и тактику развития, учитывать репертуарный план.
Этапы работы для выявления «одарённости»
1-й этап – “Открытие”
Открытие ребёнка в театрализованной деятельности для педагога, и открытие для ребёнка радости общения с театром.
Задачи первого этапа:
1. Выявить уровень эмоционального развития.
2. Определить основные направления развития эмоциональной сферы ребёнка.
3. Подобрать драматический материал, с учётом полученных данных.
На основе результатов диагностики, участников театральной студии и анкетирования родителей, производится подбор драматического репертуара.
Драматический репертуар должен соответствовать следующим основным формам: концертная программа, основанная на наблюдениях за звездами эстрады (пародия); создание новой оригинальной пьесы; инсценировка литературного произведения; адаптация готовой пьесы к условиям конкретной постановочной театральной группы, спектакли должны быть недлинные (не более 40–45 мин.). Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но и в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
2-й этап – “Развитие”
Второй этап – самый длительный и продуктивный. Непосредственно развивающая работа индивидуально с каждым «одарённым» ребенком.
Основная задача этого этапа – это воспитание свободных людей, т.е. помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному.
На данном этапе используются упражнения – более усиленная работа с каждым над выразительностью речи, мимики и жестов, дикции, силы голоса, речевого дыхания. Работа над отдельными номерами концерта (пародии), над отрывками из будущего спектакля.
3-й этап – “Творчество”
Это важнейший этап. Его основное содержание – создание и участие в концерте, спектакле (инсценировке).
Задачи:
1. Развивать потребность в активной театральной деятельности.
2. Развивать индивидуальные особенности детей в театральной деятельности.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать следующие правила: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Основные этапы работы с «одарёнными» ребятами над спектаклем
1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.
2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.
3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.
5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.
6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.
7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.
8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.
Главное педагог должен похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
И последний, заключительный раздел – это повторные показы концерта, спектакля (инсценировки). Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Этого можно избежать, если играть спектакль в разных составах, у одного ребенка может быть сразу две роли в одном спектакле, либо концерте. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.
Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).
Условия реализации программы
- Основная форма обучения - индивидуальные занятия, проводятся два раза в неделю по 20-30 минут (на каждого ребёнка). Программа будет реализована при совместном сотрудничестве педагога, родителей и обучающегося.
Материально-технические условия
Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:
- Наличие репетиционного зала (кабинет, сцена);
- Музыкальный центр, компьютер;
- Электроаппаратура.
Методический материал
Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:
- Дидактические материалы;
- Записи фонограмм в режиме «+» и «-» ;
- Записи аудио, видео формат CD, MP3.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате реализации программы каждый воспитанник должен знать:
- теоретические и практические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
- законы сценического действия;
- теоретические основы сценической речи;
- принципы построения литературной композиции;
- этикет и манеры поведения в разные эпохи;
уметь:
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
владеть:
- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- сценической пластикой;
- речевым общением;
По окончанию обучения у обучающихся должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.
Учебно – тематический план
Занятия по данной программе дополнительного образования постановочной группы «Театр +» в театральной студии «Страна Вообразилия» проводятся в тесном сочетании с занятиями по предметам «Мастерство актера», «Ритмика», «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Вокал» а также как синтез теоретических знаний и сольной исполнительской практики с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Все темы учебно-тематического плана отрабатываются на практике на каждом уроке.
№ | Наименование раздела/темы | 2015-2016 год | Итого | |||
Всего | Теория | Практика | Мероприятие | |||
Вводное занятие | ||||||
Особенности художественной литературы | ||||||
Стихи и проза: в чём разница и в чём отличие | ||||||
Рифма, ритм, строфа, виды строф, тропы выразительные средства стихотворения | ||||||
Стихи, стихотворный размер. Особенности стихотворных размеров, работа над стихами, стихотворная композиция, работа над дикцией | Стихотворные композиции, сценки для мероприятий в течении учебного года в стенах ДДЮТ | |||||
Работа над вокальными, а так же над танцевальными (движенческими) произведениями (постановками) | ||||||
Что такое образ. Характер и тип образа, наблюдения за людьми (походка, характер, одежда, речь, возраст, профессия, мысли и привязанности, история жизни (биография)) | ||||||
Что такое пародия. Особенности пародии и концертных номеров. Работа над концертными номерами | Показ для родителей и кружковцев достижений в форме открытого урока на сцене каб.№ 5 | |||||
Что такое драматургия, драматургия спектакля. Из чего состоит спектакль. | ||||||
Работа над ролью. | ||||||
Работа над отрывками из спектакля | ||||||
Сводные репетиции | Спектакль для малышей «Репка» (русская народная сказка); мини-спектакль «Поговорим о девочках» автор С.Б.Андреева | |||||
Итого: |
Список литературы для педагога:
1. Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера» - М.: Просвещение, 1978.
2. Поламишев А. М. «Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы» - М.: Просвещение, 2006.
3. Суркова М. Ю. «Игровой артикуляционно-дикционный тренинг».
4. Чистякова М.И. «Психогимнастика». - М: Просвещение, 2004.
5. Кох Иван Эдмундович. «Основы сценического движения» /38 уроков/
Литература для детей:
1. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «сценическая речь». - М.:ГИТИС, 2004.
2. Генералова И,А. Мастерская чувств. – М., 2006.
3. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
4. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
5. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
6. Шильгави В.П. Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.