Педагогические технологии: современные тенденции в образовании
Слова «образовательная технология» становятся довольно привычными, и все чаще преподаватели говорят о применении в своей работе тех или иных педагогических технологий. Это позволяет системно решать задачи повышения качества образования, способствует более эффективному развитию личности учащихся и, кроме того, дает возможность преподавателю выразить себя как творческую личность.
Понятие «педагогическая технология» позволяет определить процесс достижения образовательных целей и, в свою очередь, обязательно имеет структурные составляющие, к которым относятся:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического воздействия;
- определенную организацию учебного процесса;
- планируемы результат деятельности.
В последние годы, когда уровень требований общества к выпускникам школы растет, возникает разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала и применяемыми в образовательном процессе традиционными методами обучения.
Следовательно, педагогу важно не просто знать структуру образовательной технологии, но и суметь выделить ее главные аспекты:
- научный;
- процессуально – описательный;
- процессуально – действенный.
Необходимо также отобрать технологию, наиболее оптимальную целям учебного процесса, возрасту учащихся, и другим важным особенностям учебного процесса.
Как правило, любая технология охватывает учебный процесс в комплексе, делая при этом акцент на определенных аспектах процесса обучения, обеспечивая те или иные функции процесса образования.
В педагогической литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий, но в наиболее обобщенном виде они сформулированы Г.К. Селевко. Согласно этой классификации существует довольно много технологий, ориентированных на личностную структуру обучающегося. К ним следует отнести личностно ориентированные технологии, где личность обучающегося – приоритетная цель образовательной системы. Эти технологии предполагают развитие учащихся и реализуются на принципах демократизма, партнерства в отношениях педагога и обучающегося.
Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская выделяет ряд требований к технологиям, обеспечивающим личностное развитие учащихся. К ним относят:
- диалогичность;
- деятельностный творческий характер;
- поддержка индивидуального развития учащихся;
- представление обучающимся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания, способов обучения и поведения.
Использование современных технологий обучения определяют 5 инновационных тенденций в педагогике:
1. Педагогика сотрудничества. Ее суть в диалоге при общении педагога и учащегося на основе их равноправия. Кроме того, здесь обязателен учет и «зоны ближайшего развития», которую определил Л. Выготский.
2. Творчество преподавателя, от которого зависит разработка и применение инновационных технологий.
3. Гуманизация образования. В практике образования должны реализовываться следующие принципы гуманизации:
а) «не навреди»;
б) диалоговое изложение темы;
в) постоянная связь учебно – воспитательного процесса с жизнью;
г) свободная и творческая атмосфера на уроке.
4. Дифференциация и индивидуализация обучения.
5. Деятельностная теория в обучении.
Подходы к обучению
ДеятельностныйЛичностный
Деятельностный подход предполагает, что личность - это объект педагогической деятельности, без учета ее интересов, потребностей, ценностных ориентаций. Этот подход соответствует командно-административной системе управления учебным процессом.
Личностный подходполагает, что личность - это субъект обучения, равноправный с педагогом. Это достигается организацией взаимодействия и сотрудничества учащихся и преподавателя на принципах сотворчества, взаимодвижения, взаимопомощи.
Наибольшее развитие в настоящее время получают технологии, основанные именно на сочетании этих двух подходов: личностного и деятельностного. Причем наблюдается процесс их интеграции, и все чаще речь идет о личностно – деятельностном подходе в обучении. В этом случае исключается любая тенденция к абсолютизации каждого из них. Большинство известных технологий, по-существу, реализуют, так или иначе, личностно – деятельностный подход в обучении.
Принципиальная сущность этого подхода состоит в том, что при его реализации подвергается анализу учебная деятельность обучающихся с учетом их личных потребностей и способностей.
Выбор или разработка технологии преподавания зависит от преподавателя и осуществляется на основе его педагогических убеждений и составляет индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Выбор педагогических технологий зависит от:
а) приоритетности целей образования;
б) специфики содержания обучения (учебного материала);
в) состава учащихся (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество студентов);
г) уровня технической оснащенности учебного процесса;
д) уровня подготовленности педагога;
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ü Метод – (путь к чему-либо), способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.
лекция | ||||||||||||||||||||
словесные | беседа | |||||||||||||||||||
рассказ | ||||||||||||||||||||
по способу передачи и восприятия учебной информации | ||||||||||||||||||||
метод иллюстраций (плакаты, карты, зарисовки на доске и пр.) | ||||||||||||||||||||
наглядные | ||||||||||||||||||||
метод демонстраций (опытов, приборов, препаратов, технических установок, показ видео- и диафильмов) | ||||||||||||||||||||
практические | письменные (упражнения, решение задач) | |||||||||||||||||||
Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | ||||||||||||||||||||
лабораторные опыты | ||||||||||||||||||||
трудовые задания в мастерских | ||||||||||||||||||||
занятия с машинами - тренажерами | ||||||||||||||||||||
по логике раскрытия содержания изучаемой темы | индуктивный (от частного к общему) | |||||||||||||||||||
дедуктивный (от общего к частному) | ||||||||||||||||||||
по степени творческой активности студентов в познании | репродуктивные | |||||||||||||||||||
проблемно-поисковые | ||||||||||||||||||||
метод самостоятельной работы | ||||||||||||||||||||
по уровню самостоятельности студентов в выполнении учебной деятельности | ||||||||||||||||||||
метод под руководством преподавателя |
Метод стимулирования учебной деятельности | ||||||||||||||||||||
метод формирования познавательных интересов | ||||||||||||||||||||
метод формирования чувства долга и ответственности в учении | ||||||||||||||||||||
|
Контроля
И
Самоконтроля