Место дисциплины в структуре ООП. Современная система образования Российской Федерации представляет собой единую иерархическую структуру взаимосвязанных единой стратегической целью
АННОТАЦИЯ
Современная система образования Российской Федерации представляет собой единую иерархическую структуру взаимосвязанных единой стратегической целью образовательных организаций разного типа и уровня, которые обеспечивают непрерывный процесс, направленный на развитие российской системы образования с учетом перспективных отечественных и мировых тенденций в области развития образования, национальных и региональных приоритетов, запросов регионального сообщества, обучающихся (и их семей), потенциала образовательной организации.
Настоящая программа составлена с учетом требований, предъявляемых к подготовке магистра в соответствии с трудовыми функциями, заявленными в Профессиональном стандарте педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) и Профессиональном стандарте руководителя образовательной организации (управление в сфере образования). Данная дисциплина призвана вовлечь магистров в процесс проектирования стратегических и тактических дефиниций управления образовательными организациями на основе базовых категории менеджмента, принципов и функций управления. Ориентируясь на цель федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы - создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, в программу дисциплины включены знаковый понятийный аппарат по теории и методам управления образовательными системами для формирования управленческих компетенций, необходимых для современного педагога, руководитель образовательной организации.
В соответствии с утвержденными трудовыми действиями педагога, ориентированными на разработку и реализацию программ учебных дисциплин в рамках образовательной программы, и заявленными (в проекте) трудовыми действиями руководителя(организации, служб, подразделений) данная дисциплина формирует компетенции, способствующие реализации магистром в последующей профессиональной деятельности трудовых действий, заявленных в соответствующих Профессиональных стандартах.
При составлении программы автор исходила из того, что обучающимся магистрантам не следует навязывать ответы на сложные и нерешенные управленческие вопросы и предлагать готовые рецепты, а ориентировать их на интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения, поэтому из всего многообразия подходов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся мы обратили внимание на метод анализа ситуаций (кейс-метод), который, на наш взгляд, учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки, использует развивающие технологии, стимулирующие активную познавательную деятельность студентов, их творческое мышление. Опыт решения управленческих педагогических задач-ситуаций поможет обогатить магистранта навыками профессиональной деятельности, сформировать устойчивую педагогическую позицию как основу профессионализма, изменить подходы к профессиональному обучению.
1. Цели освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Менеджмент образования» является усвоение основных понятий и ключевых концепций современного менеджмента, изучение основных подходов и принципов управления системами образования; рассмотрение методов принятия управленческих решений; формирование умения осознавать современные проблемы и перспективы реформирования системы образования, успешно решать профессиональные проблемы в интересах образовательной организации, обучающихся с учетом текущих и перспективных потребностей региона и государства.
Задачи дисциплины «Менеджмент образования»:
1. формирование у магистрантов современного управленческого мышления, направленного на проектирование и участие в реализации стратегий развития образовательных организаций;
2. знакомство магистрантов с современными концепциями управления и наиболее важными вопросами образовательного менеджмента;
3. выработка навыков научного анализа управленческих проблем с использованием управленческих технологий, обеспечивающих реализацию задач модернизации российского образования;
4. содействие социально-экономическому развитию региона посредством подготовки нового поколения педагогов, способных управлять реализацией образовательных программ и руководителей, способных эффективно управлять образовательными организациями.
5. формирование основ профессионального мышления магистрантов в области управления образовательными организациями.
Место дисциплины в структуре ООП
Курс «Менеджмент образования» разработан на основе анализа Профессиональных стандартов сферы образования и ориентации на Федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 годы, что обязывает формировать у выпускников магистерской программы профессиональные компетенции, направленные на решение управленческих задач в области федеральной и региональной образовательной политики. Дисциплина содержит как общетеоретические положения концепции управления системой образования, так и те положения, которые характеризуют инновационный характер технологий в сфере менеджмент образования.
В связи с этим в структуре дисциплины демонстрируется деятельностный подход к управлению образовательными организациями, взаимосвязанный с новыми требования к педагогическим кадрам, готовыми к стратегированию и тактическому управлению различными структурными элементами образовательных систем.
Дисциплина «Менеджмент образования» относится к блоку дисциплин блока Б1. Для ее освоения магистранты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Современные проблемы науки и образования», «Педагогика профессионального образования». В процессе обучения создаются необходимые условия для освоения магистрантами управленческих умений, различных моделей управления образовательными системами, изучения нормативных документов по проблеме менеджмента в сфере образования. Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Коммуникации в профессиональной деятельности», «Информационные технологии в управлении образовательным процессом», а также для организации и проведения практики и итоговой государственной аттестации. Компетенции, сформированные при изучении дисциплины «Менеджмент образования» будут способствовать формированию у студентов-магистрантов основ управленческой культуры, необходимых навыков в вопросах стратегического управления.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Компетенции | Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП | ||
пороговый (удовл.) | базовый (хор.) | повышенный (отл.) | |
ОК-3 - способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности | Знает:новые методы исследования и способы их применения под руководством преподавателя | Знает: технологии самостоятельного освоения и использования новых методов исследования в новых сферах профессиональной деятельности | Знает:технологическую систему самостоятельного освоения и использования новых методов исследования в новых сферах профессиональной деятельности |
Умеет:использовать новые методы исследования и способы их применения под руководством преподавателя | Умеет:применять технологии самостоятельного освоения и использования новых методов исследования в новых сферах профессиональной деятельности | Умеет:применять технологическую систему самостоятельного освоения и использования новых методов исследования в новых сферах профессиональной деятельности | |
Владеет: новыми методами исследования и способами их применения под руководством преподавателя | Владеет: технологиями самостоятельного освоения и использования новых методов исследования в новых сферах профессиональной деятельности | Владеет: технологической системой самостоятельного освоения и использования новых методов исследования в новых сферах профессиональной деятельности | |
ПК-13 - готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа | Знает: методы стратегического и оперативного анализа при изучении состояния и потенциала управляемой системы. | Знает: возможности применения методов стратегического и оперативного анализа при изучении состояния образовательных систем и ее макро- и микроокружения. | Знает: способы изучения состояния и потенциала управляемой системы, используя комплекс методов стратегического и оперативного анализа, при решении управленческих задач |
Умеет: делать анализ по образцу состояния и потенциал управляемой системы и применять их при решении конкретных управленческих задач. | Умеет: осуществлять анализ состояния конкретной образовательной системы и применять методы стратегического и оперативного анализа при решении управленческих задач различного типа. | Умеет: использовать комплекс методов стратегического и оперативного анализа при изучении состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения. | |
Владеет: методами стратегического и оперативного анализа. Использует их с помощью преподавателя при решении управленческих задач в практической деятельности. | Владеет: методами стратегического и оперативного анализа при изучении состояния и потенциала управляемой системы. Использует в практической деятельности, выполняя задания по предложенному образцу. | Владеет: комплексом методов стратегического и оперативного анализа при изучении состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения при решении любых управленческих задач. | |
ПК-14 - готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа | Знает:инновационные технологии менеджмента и специфические закономерности развития образовательной системы. Может обосновать с помощью преподавателя применение инновационныхтехнологий менеджмента. | Знает: инновационные технологии менеджмента, специфические закономерности развития образовательной системы и подходы к оцениванию управленческого процесса и может обосновать их при решении конкретных управленческих задач по предложенному образцу.. | Знает:инновационные технологии менеджмента, специфические закономерности развития образовательной системы и может предложить собственные варианты подходов к применению технологий и оцениванию управленческого процесса при решении управленческих задач. |
Умеет: применять с помощью преподавателя инновационные технологии менеджмента к исследованию, организации и оцениванию управленческого процесса. | Умеет: выделять общие и специфические закономерности развития управляемой системы и применять инновационные технологии менеджмента к исследованию, организации и оцениванию конкретно предложенного управленческого процесса. | Умеет: применять инновационные технологии менеджмента к исследованию, организации и оцениванию любого управленческого процесса с учетом общих и специфических закономерностей развития управляемой системы | |
Владеет: навыками применения с помощью преподавателя инновационных технологий менеджмента при исследовании, организации и оценивании управленческого процесса. | Владеет: навыками выделения общих закономерностей развития управляемой системы и применения по образцу инновационных технологий менеджмента к исследованию, организации и оцениванию конкретно предложенного управленческого процесса. | Владеет: навыками самостоятельного выделения общих и специфических закономерностей развития управляемой системы и применения инновационных технологий менеджмента при исследовании, организации и оценивании любого управленческого процесса. | |
ПК-15 - готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы | Знает:подходы к организации командной работы для решения задач развития образовательных организаций. | Знает: подходы к организации командной работы при решении задач развития образовательных организаций по предложенному образцу и реализующих программы экспериментальной работы. | Знает:подходы к организации командной работы для решения задач развития образовательных организаций, реализующих программы экспериментальной работы |
Умеет:применять с помощью преподавателя различные подходы к организации командной работы для решения задач развития образовательных организаций и реализующих программы экспериментальной работы. | Умеет:применять по образцу различные подходы к организации командной работы для решения задач развития конкретно предложенной образовательной организации реализующей программу экспериментальной работы. | Умеет:применять различные подходы к организации командной работы для решения задач развития любой образовательной организации и реализующей программу экспериментальной работы. | |
Владеет: навыками применения с помощью преподавателя различных подходов к организации командной работы для решения задач развития образовательных организаций и реализующих программы экспериментальной работы. | Владеет: навыками применения различных подходов по организации командной работы по образцу для решения задач развития конкретно предложенной образовательной организации реализующей программу экспериментальной работы. | Владеет: навыками работы по применению различных подходов к организации командной работы для решения задач развития любой образовательной организации, реализующей программу экспериментальной работы | |
ПК-16 - готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность | Знает:индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательной организацией. | Знает: индивидуальные и групповые технологии и способы принятия решений в управлении конкретно предложенной образовательной организацией. Воспроизводит их с помощью преподавателя. | Знает:значимость применения индивидуальных и групповых технологий и способов принятия решений в управлении любой образовательной организацией. Воспроизводит их осознанно |
Умеет:использовать с помощью преподавателяиндивидуальные и групповые технологии Принятия решений в управлении образовательной организацией. | Умеет: Находить оригинальные технологии и способы принятия индивидуальных и групповых решений в управлении конкретно предложеннойобразовательной организацией. | Умеет: Находить оригинальные технологии и способы принятия индивидуальных и групповых решений в управлении любойобразовательной организацией. | |
Владеет: навыками использования с помощью преподавателяиндивидуальных и групповых технологий принятия решений в управлении образовательной организацией. | Владеет: навыками находить оригинальные технологии и способы принятия индивидуальных и групповых решений в управлении конкретно предложеннойобразовательной организацией. | Владеет: навыками находить оригинальные технологии и способы принятия индивидуальных и групповых решений в управлении любойобразовательной организацией. |
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 24 ауд. часа.
Календарно-тематический план (очная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Неделя семестра | Количество часов по учебному плану | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||
Макс. нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Контрольные работы | коллоквиумы | Курсовые работы | Самостоятельная работа | |||||||
Всего (в том числе в интерактивной форме) | В том числе | |||||||||||
Лекции (в том числе в интерактивной форме) | Практические занятия, семинары (в том числе в интерактивной форме) | Лабораторная работа (в том числе в интерактивной форме) | ||||||||||
1 семестр | зачет | |||||||||||
1.Менеджмент в современном образовании. | ||||||||||||
1.1Природа менеджмента и ис торические тенденции его развития | ||||||||||||
1.2 Сущность и классификация функций менеджмента | ||||||||||||
2.Образовательная организация как объект управления: внешняя и внутренняя среда | ||||||||||||
2.1Основные организационные структуры, их преимущества и недостатки. | 9,5 | 3,5 | 0,5 | |||||||||
2.2.Способы выбора наиболее эффективных структур и механизмов управления в образовательных организациях. | 8,5 | 2,5 | 0,5 | |||||||||
3.Управление образовательными системами. | ||||||||||||
3.1 Технология процессов управления в области образования. | ||||||||||||
3.2 Стратегия и тактика менеджмента в образовании | ||||||||||||
4. Менеджер в системе управления образованием. Персонал образовательных организаций. | ||||||||||||
4.1 Лидерство. Концепции лидерства. Типы отношений лидерства | 8,5 | 2,5 | 0,5 | |||||||||
4.2 Управление персоналом и проблема конструирования трудового коллектива. Кадровая политика. Рост квалификации. | 8,5 | 2,5 | 0,5 | |||||||||
Виды учебной работы: лекции, консультации, семинары, практические занятия, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа, дискуссии.
Активные и интерактивные формы проведения занятий: творческие задания; работа в малых группах; дискуссия; изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция- дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, мини-лекция);эвристическая беседа; разработка проекта (метод проектов);использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, выставки; системы дистанционного обучения; обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»); метод кейсов.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос на лекциях и практических занятиях, профессиональные кейсы, профессиональное эссе, защита творческих проектов, собеседование по контрольной работе, тестирование (письменное), терминологические диктанты, обзор литературы (составление аннотаций), рефераты, портфолио.
5. Образовательные технологии:
проблемное обучение, модульное обучение, активизация лекционных занятий: лекция – визуализация, лекция-консультация, проблемная лекция, лекция вдвоем, технология деловой игры, метод case-study , метод проектов, портфолио.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов: