Примерный перечень вопросов к зачету. Направление подготовки49.04.01 Физическая культура
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Направление подготовки49.04.01 Физическая культура
Профиль подготовки«Спорт и система подготовки спортсменов»
Квалификация (степень) выпускникамагистр
Форма обученияочная
Челябинск
2016 г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения магистрантами курса «Организационно-правовые основы деятельности тренера-преподавателя» является углубленное изучение вопросов правового регулирования отношений, возникающих в процессе тренерско-преподавательской деятельности, научить правильно и быстро ориентироваться в массиве российских и международных нормативных актов, показать и раскрыть междисциплинарных связи, место и роль практической деятельности, при правовом регулировании спортивных отношений, научить правильно применять правовые нормы, регулирующие деятельность тренера-преподавателя.
Целью воспитания студентов в рамках данной дисциплины служит развитие системы ценностных ориентаций, смысловой и мотивационной сфер личности, формирование личностных свойств и качеств: сознательности, ответственности, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др., а также интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Данная дисциплина относится к блоку дисциплин профиля «Б1.В. Дисциплины (модули). Вариативная часть. Дисциплины по выбору», что означает формирование в процессе обучения у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области физической культуры.
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих курсов: «Отечественные и зарубежные системы спортивной подготовки», «Современные проблемы наук о физической культуре и спорте». Набор входящих знаний и умений, состоящий в знании научной спортивной терминологии для изучения специфики правового регулирования физической культуры и спорта, в знании особенностей правового регулирования спортивной подготовки в Российской Федерации и за рубежом, в умении практически осмысливать накопленную информацию, анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы, процессы и события внутри страны и за ее пределами, понимать сущность и социальную значимость своей профессии, что обеспечивает требуемый знаниевый фундамент для изучения дисциплины «Организационно-правовые основы деятельности тренера-преподавателя».
Полученные в процессе изучения курса «Организационно-правовые основы деятельности тренера-преподавателя» знания необходимы для проведения научно-исследовательской работы и прохождения производственной практики, а также подготовки и написания выпускной квалификационной (магистерской) работы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В таблице указывается название разделов, тем и их краткое содержание.
Таблица – Темы и их краткое содержание
Тема | Краткое содержание |
1 Общие положения организационно-правовой деятельности тренера-преподавателя | |
1.1 Предмет и метод дисциплины «Организационно-правовые основы деятельности тренера-преподавателя» | Предмет дисциплины - конституционно-правовые основы, лежащие в основе организационной деятельности тренера-преподавателя в физкультурно-спортивных организациях. Нормативно-правовая база регулирования физической культурой и спортом в Российской Федерации. Законы и подзаконные акты, их классификация. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, их юридическая сила. Методы регулирования: императивные и диспозитивные, метод автономных решений - метод согласования, метод обязательных предписаний, метод рекомендаций, метод запретов |
1.2 Правовая основа (источники) организационно-правовой деятельности тренера-преподавателя | Гражданский кодекс Российской Федерации – как правовая основа существования физкультурно-спортивных организаций. Федеральные законы Российской Федерации «Об акционерных обществах». «Об обществах с ограниченной ответственностью». «Об общественных объединениях». «О некоммерческих организациях» и другие конкретизирующие источники правовых особенностей физкультурных организаций различных организационно-правовых форм |
2 Правовой статус физкультурно-спортивных организаций | |
2.1 Организационно-правовые формы создания физкультурно-спортивных организаций | Классификация физкультурно-спортивных организаций по размерам, по видам и формам собственности, по целям деятельности, по организационно-правовым формам. Правовой статус и особенности коммерческих физкультурно-спортивных организаций, созданных в организационно-правовых формах. |
2.2 Технология создания и учредительные документы физкультурно-спортивных организаций | Технология создания физкультурно-спортивных организаций, обусловливающая процессы движения и обработки документированной информации, придающей официальный характер статусу, направлениям деятельности организации и ее сотрудников, а документам юридическую силу. Выбор организационно-правовой формы физкультурно-спортивной организации: коммерческая или некоммерческая, организационно-правовая форма коммерческий или некоммерческий, приобретение или не приобретение организацией в случае создания ее в форме общественного объединения, прав юридического лица; институционализация физкультурно-спортивной организации. Лицензирование деятельности физкультурно-спортивной организации. Учредительные документы физкультурно-спортивной организации как юридического лица |
2.3 Учреждение дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта | Федеральный закон «Об образовании» и Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Правительством Российской Федерации - правовая основа деятельности учреждений дополнительного образования детей (ДЮКФП, ДЮСШ, ДЮСТШ, СДЮШОР, СЮСТШОР, ШВСМ). Организация спортивной школы, основные задачи деятельности спортивной школы, участники образовательного процесса, управление спортивной школой, имущество и средства спортивной школы, критерии оценки деятельности спортивной школы |
2.4 Правовой статус физкультурно-спортивных организаций, образовательных учреждений | Цели, задачи, формы физкультурно-спортивной работы; организационно-правовые формы клубов, как некоммерческих организаций (объединений). Устав клуба. Руководство клубом, учебно-спортивная работа; материально-техническая база и финансово-хозяйственная деятельность клуба. Взаимоотношения клуба и государства. Учет и отчетность клуба. Типы клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений. Виды клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений (по направлениям и содержанию работы). Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений путем предоставления льгот, поручения выполнения государственных заказов, выделения субсидий |
2.5 Правовой порядок формирования и функционирования сборных команд по видам спорта | Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и «Об утверждении статуса сборных команд России». Сборные команды России. Процедура формирования сборных команд. Структура сборных команд. Цели и задачи сборных команд. Руководство и организация работ в сборных командах России. Права тренеров и специалистов сборных команд. Обязанности тренеров и специалистов сборных команд. Права спортсменов и обязанности спортсменов-членов сборной команды России |
3 Правовой статус тренерско-педагогических работников системы физической культуры и спорта в Российской Федерации | |
3.1 Особенности социально-правового статуса тренерско-педагогических работников системы физической культуры и спорта в России | Понятие правового статуса. Нормативно-правовая база, регулирующая правовой статус тренерско-педагогических работников. Права и обязанности тренерско-педагогических работников. Социальные гарантии. Особенности социальной защиты прав тренера-преподавателя |
3.2 Трудовой договор с тренером-преподавателем | Особенности, порядок, форма и условия трудового договора с тренером-преподавателем. Расторжение трудового договора по инициативе работника (правовой порядок) и по инициативе работодателя (правовой порядок) |
3.3 Юридическая ответственность тренера-преподавателя | Понятие, виды и особенности юридической ответственности тренера-преподавателя: дисциплинарная; гражданско-правовая; административная; уголовная |
3.4 Правовые основы спортивной травматологии и борьбы с допингом | Основные положения спортивной травматологии. Судебно-медицинская травматологическая экспертиза: правовые основы. тренеров. Антидопинговая политика в Российской Федерации. Процедура тестирования. Процедура проведения допинг-контроля и порядок взятия проб |
Примерный перечень вопросов к зачету
1 Предмет, метод, источники дисциплины «Организационно-правовые основы деятельности тренера-преподавателя».
2 Понятие системы физической культуры и спорта в Российской Федерации.
3 Организационно-правовые формы физкультурно-спортивных организаций.
4 Понятие, признаки, цели создания юридического лица.
5 Технология создания юридического лица: общая характеристика.
6 Коммерческие организации по физической культуре и спорту.
7 Организационно-правовые формы некоммерческих физкультурно-спортивных организаций.
8 Процедура институционализации физкультурно-спортивной организации.
9 Правовой порядок лицензирования физкультурно-спортивной организации.
10 Учреждение дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта (общая характеристика).
11 Правовой статус детских юношеских спортивных школ: организация, учредители ДЮСШ.
12 Основные задачи детских юношеских спортивных школ на этапах многолетней подготовки обучающихся, критерии оценки деятельности.
13 Организация учебно-тренировочного процесса в детских юношеских спортивных школах.
14 Участники образовательного процесса учреждений дополнительного образования детей.
15 Управление, руководство, имущество и средства учреждений дополнительного образования детей.
16 Заработная плата тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей. Основания повышения разрядов оплаты труда и тарифных ставок.
17 Нормативы оплаты труда тренера-преподавателя и надбавок руководителям за подготовку высококвалифицированного учащегося-спортсмена.
18 Тарифно-квалификационная характеристика директора, заместителя директора спортивных школ.
19 Тарифно-квалификационная характеристики методистов тренеров-преподавателей школ.
20 Тарифно-квалификационная характеристики инструкторов-методистов спортивных школ.
21 Правовой статус и правовой порядок деятельности спортсмена-инструктора.
22 Квалификационные категории тренеров-преподавателей по спорту, требования по их присвоению.
23 Материально-техническое обеспечение труда тренера-преподавателя по физической культуре и спорту.
24 Формы морального стимулирования труда работника по физической культуре и спорту.
25 Государственные награды и ведомственные знаки отличия физкультурно-спортивных работников.
26 Участие работников по физической культуре и спорту в профессиональных конкурсах.
27 Правовой статус, виды, формы, типы физкультурно-спортивных организаций образовательных учреждений.
28 Устав, руководство, учебно-спортивная работа клубов по физической культуре и спорту образовательных учреждений.
29 Материально-техническая база и финансово-хозяйственная деятельность физкультурно-спортивных клубов образовательных учреждений.
30 Статус, состав, порядок формирования сборных команд РФ.
31 Права и обязанности спортсменов и тренеров сборных команд РФ.
32 Трудовой договор (виды, форма, стороны) тренера преподавателя по физической культуре и спорту.
33 Правовой порядок присвоения почетных спортивных званий и почетных знаков работников сферы физической культуры и спорта.
34 Основания и правовой порядок расторжения трудового договора по инициативе тренера-преподавателя.
35 Основания, порядок и особенности расторжения трудового договора по инициативе работодателя.