Секция 3. Инновации и традиции в сфере экономических и технических преобразований. Руководители: проф., д-р, Патрин Г.С., к.э.н. Кислан Л.С. 6 страница

Система социального партнерства Новосибирской области сегодня работает и уже показала свою эффективность. Законодательное регулирование на уровне региона (Закон о социальном партнерстве №89-ОЗ, Региональное соглашение о минимальной заработной плате на территории Новосибирской области) позволяет оперативно согласовывать и принимать решения по наиболее актуальным вопросам жизни общества. Но многоуровневая система социального партнерства, которая существует в Российской Федерации в целом, как и каждый работающий механизм, порой нуждается в модернизации.

Решения, принимаемые на региональном уровне, являются обязательными к исполнению на уровнях нижестоящих. Но нижестоящие уровни – уровни районов Новосибирской области, тем более поселений, – не всегда полноценно выстраивают данные отношения, порой перетягивая на сторону более сильной стороны социального партнерства, которой чаще является администрация района либо сельсовета. Задачами системы социального партнерства являются формирование механизма коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, поэтапное повышение доходов населения области на основе роста производительности труда, повышение эффективности производства, преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере путем проведения коллективных переговоров, обеспечение занятости и социальной защиты населения области, охраны и безопасности труда, профессионального обучения работников, сохранение трудового потенциала общества. Кроме того, разработка, принятие и реализация согласованной социально-экономической и социально-трудовой политики. Имея богатый опыт работы системы социального партнерства на уровне субъекта Российской Федерации (существует необходимость переложить данный опыт на уровни более низкого порядка), мы не всегда получаем необходимый диалог и необходимую отдачу от системы в целом.

Полноценно формируя каждую единицу механизма социального партнерства, т.е. каждую сторону в конкретном субъекте, каждую комиссию на разных уровнях, мы получаем более полную картину социально-демографического, материального, финансового состояния конкретного субъекта. Кроме того, в процессе работы трехсторонних комиссий мы получаем конкретные решения обсуждаемых вопросов либо существующих проблемных зон. Решения трехсторонней комиссии носят рекомендательный характер, не имея возможности оказать прямого реального содействия в существующей проблеме.

Соответственно имеем несколько «узких» мест. Первое – полноценность представления сторон социального партнерства в различных субъектах Новосибирской области. Второе – некоторое отсутствие контроля за исполнением решений комиссий различных уровней и соблюдением принципов иерархичности подчинения принимаемых решений в системе социального партнерства. Третье – отсутствие прямых финансовых механизмов оказания взаимопомощи в руках комиссий.

Формирование полноценной системы социального партнерства – это прямая перспектива улучшения качества отношений в обществе, чем более полноценным и качественным получается диалог между сторонами социального партнерства, тем больше стороны от этого выигрывают. Как следствие, происходит повышение качества жизни населения и возможное увеличение уровня дохода населения, а отсюда и увеличивается покупательно-способный спрос на рынке. Вырастает емкость внутреннего рынка, значит, усиливаются стимулы для инвестиций. Рост инвестиций приведет к расширению производства и росту занятости, и как следствие – к увеличению количества рабочих мест.

Отстаивая права работников, профсоюзы на различных уровнях, начиная от маленькой компании и заканчивая уровнем Российской Федерации, защищают интересы личных доходов работников. С другой стороны, работодателю также выгодна стабильность в получении прибыли, без стачек и забастовок. Государство, в свою очередь, получает выгоду в увеличении внебюджетных фондов, формируемых за счет налоговых отчислений, и стабильную экономику.

Литература

1.Новый экономический словарь : 10000 терминов / под ред. А. Н. Азрилияна ; Ин-т новой экономики. – М. : Ин-т новой экономики, 2006. – 1088 с. – ISBN 5-89378-014-0.

2.Библия и русская литература : хрестоматия / авт.-сост. М. Г. Качурин ; худож. Г. Архипов. –СПб. : Каравелла, 1995. – 582 с. : ил. (Школьная библиотека).

3.Большой экономический словарь [Электронный ресурс] : более 20000 терминов и определений / авт.-сост. А. Б. Борисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Книжный мир, 2009. –1 электрон. опт. диск (CD-R). – (Электронные справочники и энциклопедии). – ISBN 978-5-8041-0337-9.

4.Маркс К. Избранные произведения : в 3 т. Т. 2 / Ин-т. марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – М. : Политиздат, 1980. – 548 с.

5.Профсоюзные организации современной России : (серия статей Института сравнительных исследований трудовых отношений)
// СОЦИС: социологические исследования. – 2001. – N 5. – С. 29-66.

6.Профсоюзная база данных: Приложение к газете «Солидарность» №31’2012.

7.Профсоюзы и социальное партнерство// Совет Директоров Сибири. – №9, –С.28-29, – 2011.

8.Закон Новосибирской области «О социальном партнерстве».

9.Федеральный закон №10-Ф3 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях».

10. Региональное соглашение № 181 «О минимальной заработной плате на территории Новосибирской области» от 28.09.2012г.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПАНИИ

Рыжкова Д. С.– студентка, Институт инженерной физики и радиоэлектроники, Сибирский федеральный университет, г.Красноярск, Россия

В современных условиях быстроменяющийся мир требует от предприятий иных методов управления. Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свои инновационные возможности [1].

Внедрение инновации и модернизация производства являются одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем. Он представляет собой интенсивный путь развития, ускоряет темпы роста экономики в целом. Необходимость инновационного развития в России особенно очевидна на фоне ключевых вызовов, которые стоят сегодня перед национальной экономикой. Сокращение доступных трудовых ресурсов, низкая производительность труда и низкая энергоэффективность, сырьевая зависимость экономики – все это, безусловно, означает, что стимулирование инноваций (в широком смысле) действительно является сегодня ключевой задачей для экономики и общества.

Развитие инновационных компаний и венчурных проектов является приоритетным направлением развития государства в целом, но необходимо отметить то, что, инновационная деятельность – прежде всего риск, поэтому развитие инновационных компаний требует более рационального подхода к управлению и оценке её деятельности.

В зависимости от вида венчурного проекта и сектора экономики используют ту или иную модель для оценки и управления развитием инновационной компании.

Рассмотрим сокращенную классификацию стадий развития инновационной компании, согласно которой она проходит в своем развитии 5 стадий: «посевную» стадию («seed»), стадию «запуска» («startup»), стадию «роста» («growth»), стадию «расширения» («expansion») и стадию «выхода» («exit») [2].

На «посевной» стадии («seed») компания находится в процессе формирования, имеется лишь идея или проект, идет процесс создания управленческой команды, проводятся НИОКР и маркетинговые исследования, определяется концепция бизнеса, происходит сбор начальных финансовых ресурсов, выполняется создание прототипа.

Вторая стадия развития инновационной компании – стадия «запуска» («startup») – компания недавно образована, обладает опытными образцами, пытается организовать производство и выход продукции на рынок, идет создание команды, проводится анализ конкуренции, осуществляется поиск и привлечение первых клиентов на рынке, выполняется переход от прототипа к действующему масштабируемому продукту.

Следует отметить, что «посевная» стадия и стадия «запуска» являются убыточными (рис.), здесь венчурное инвестирование – лишь один из инструментов поддержки инновационной деятельности, имеющий свои особенности и ограничения. Венчурный фонд, как правило, не финансирует проекты, находящиеся на данной стадии, поэтому необходимо привлекать иные формы финансирования: бизнес-ангелы, «посевные» фонды, гранды и т.д.

На этапе, который, по мнению специалистов, называется «рост» («growth») или «ранний рост» («early growth»), компания осуществляет выпуск и коммерческую реализацию готовой продукции, хотя пока не имеет устойчивой прибыли, происходит увеличение количества клиентов, выполняется поиск средств на развитие компании, комплектуется штатный персонал. На эту стадию приходится «точка безубыточности» (BEP - break-even point).

На стадии «расширение» («expansion») – венчурная компания занимает определенные позиции на рынке, становится прибыльной, ей требуются расширение производства и сбыта, проведение дополнительных маркетинговых исследований, увеличение основных активов и капитала. На данном этапе происходит переориентация продукта на массового пользователя и экспоненциальный рост продаж.

Иногда перед «выходом» выделяют промежуточную «мезонинную» (mezzanine) стадию, на которой привлекаются дополнительные инвестиции для улучшения краткосрочных показателей компании, что влечет общее повышение ее капитализации. На промежуточном этапе в компанию вкладывают инвесторы, ожидающие быструю отдачу от вложений.

Завершающая стадия развития инновационной компании – «выход» («exit») – стадия развития венчурной компании, на которой происходит создание публичной компании, продажа доли инвестора другому стратегическому инвестору (M&А), первичное размещение на фондовом рынке (IPO) или выкуп менеджментом (МВО - Management Buy-Out – доля инвестора приобретается менеджерами проинвестированной компании по устраивающей инвестора цене). Как правило, стадия «выхода» является точкой выхода венчурных инвесторов. Продажа на стадии «выход» происходит по ценам, намного превышающим первоначальные вложения, что позволяет инвесторам зафиксировать значительные объемы прибыли.

На рисунке представлены стадии развития инновационной компании в зависимости от времени и прибыльности венчурного проекта [2].

Секция 3. Инновации и традиции в сфере экономических и технических преобразований. Руководители: проф., д-р, Патрин Г.С., к.э.н. Кислан Л.С. 6 страница - student2.ru

Стадии развития инновационной компании

Общая продолжительность цикла инновационной компании от «посева» до «выхода» занимает 5-10 лет. По статистике, в 91% случаев венчурные проекты гибнут в «долине смерти» по причине низкого уровня деловой подготовки команды и слабого менеджмента, и лишь в 9% случаев – из-за ошибок в НИОКР (R&D - research and development) [2].

Сегодня достаточно большое внимание уделяется понятию инновационного развития, поскольку с его помощью предприятие способно поддерживать свою конкурентоспособность на рынке. В данной работе были проанализированы основные стадии развития инновационной компании, которые позволяют не только проследить развитие венчурного проекта на различных этапах его реализации, но и осуществлять контроль и мониторинг инновационной деятельности, то есть управлять проектом в течение всего жизненного цикла.

Литература

1. Андрианов Д.С. Сущность и структура инновационного потенциала организации. – URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2006/issue4/Econom2.html.

2. Электронный ресурс: Стадии развития инновационной компании – URL: http://venture-biz.ru/stadii-razvitiya.

УСИЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ

Татарин О.В. – студент, 5 курс, Кислан Л. С. канд.экон.наук, доцент, СФУ, г.Красноярск, Россия

В статье рассмотрены модель и риски «открытых инноваций». После детального анализа, авторами предложено создать в городе Красноярске Центр открытых инноваций. Ключевые слова: модель и риски «открытых инноваций», Центр открытых инноваций.

The article describes model and risks of "open innovation." After a detailed analysis, the authors propose a create in the city of Krasnoyarsk Center for Open Innovation. Key words: model and risks of "open innovation", Center for Open Innovation.

В научной литературе и экономической среде в последние годы получил широкое распространение термин «Открытые инновации», что заставляет подробнее остановиться на новом понятии, исследовать положительные и отрицательные стороны которые они могут оказать на инновационное развитие города Красноярска.

Открытые инновации - это парадигма, согласно которой компании могут и должны наряду с собственными идеями использовать и внешние. В основе концепции лежит утверждение о том, что компании и фирмы, заботящиеся о сохранении своей конкурентоспособности, обязаны наряду с собственными использовать и внешние идеи, а также применять «внутренние» и «внешние» способы выходов на рынок со своими более совершенными технологиями.

В настоящее время предприятиям и фирмам интереснее разрабатывать более совершенные модели бизнеса, а фундаментальные и прикладные исследования, с которых начинается первый этап инновационного процесса, можно предоставлять сторонним организациям.

Применение теории «открытых инноваций» в России и, особенно в Сибири создает определенные угрозы и риски. На стадии НИОКР компания не имеет гарантий, что часть или вся разработка будет распространена за пределами компании. В Сибири экстремальные природно-климатические условия, которые как удорожают производство нового продукта, так и делают производство сложным с технической точки зрения.

По нашему мнению городу Красноярску необходимо создание Центра открытых инноваций, который должен выполнять следующие функции: проводить инвентаризацию существующей интеллектуальной собственности (ИС) в городе Красноярске; ввести банк данных готовых бизнес-планов; наладить контакты с мировой сетью с целью коммерциализации и обмена существующей ИС.

В городе функционируют КРИТБИ, промышленный кластер, создается технологический парк. Таким образом, создание Центра открытых инноваций в городе дополнит существующую структуру и позволит минимизировать угрозы и поставить на службу города новую концепцию. А так же позволит развить и коммерциализировать новые механизмы трансфера технологий и пополнить бюджет города.

Литература

Наши рекомендации