Подготовка кадров социальных работников
Вопросы подготовки квалифицированных кадров в области социальной работы впервые встали в конце XIX века. Депрессия, многочисленные проблемы отдельных людей и групп заставили многих в те годы по-иному посмотреть на социальные службы, помогавшие преимущественно беднякам. Проблемы помощи отдельному индивиду или конкретной семье стали рассматриваться с научной точки зрения. Стало ясно, что для улучшения и совершенствования работы социальных служб на высоком профессиональном уровне необходимы квалифицированные специалисты.
В 1898 году Нью-Йоркское Благотворительное общество профинансировало 6-недельную программу подготовки социальных работников. Это начинание вдохновило организаторов работы в других городах. Шесть лет велась подготовка и, наконец, в Нью-Йорке был открыт одногодичный курс обучения. Первые программы фокусировали свое внимание на вопросах содержания предметов, соотношения теоретических и практических знаний, развития образовательных стандартов.
Большинство из первых школ были независимыми, но связанными с социальными службами Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии. 1904–1907 годы характеризовались тем, что программы социальной работы стали вливаться в университетские программы. К концу I мировой войны существовало уже 17 университетских программ социальной работы, в 1927 году они организовали Ассоциацию школ социальной работы, основной целью которой в тот период было объединение преподавателей и студентов различных университетов.
Школы социальной работы в настоящее время являются подразделениями университетов, где идет подготовка социальных работников со степенью бакалавра, магистра и доктора. В ведущих университетах страны – таких, как Католический в Вашингтоне, Фордхэм, Хантер, Колумбийский в Нью-Йорке, Бостонский, Калифорнийский и многих других – готовят специалистов в области социальной работы.
Есть университеты, предлагающие либо программу бакалавра, либо магистра, либо доктора. Есть университеты, аккредитованные для выдачи сертификатов всех трех уровней.
Для официального разрешения той или иной программы требуется согласие Совета по вопросам обучения социальной работе, который является структурным подразделением Национальной Ассоциации социальной работы. Именно этот Совет является основным органом аккредитации школ социальной работы и различных программ.
Для получения степени бакалавра социальной работы студент подает заявление с просьбой принять его в школу социальной работы. Специальная комиссия проводит собеседование и тестирование будущего студента, проверяет его базовые знания. Курс обучения для получения степени бакалавра включает 4 года. В учебную программу в качестве основных базовых элементов входят шесть областей знания: поведение человека в социуме; социальная политика; теория и практика социальной работы; ценности и этика; исследовательская работа; практика. Школы социальной работы могут изменять свою специализацию, но шесть основных компонентов обязательны в учебных планах.
Чтобы стать магистром социальной работы, необходимым условием является наличие степени бакалавра и опыт практической работы в социальной сфере. Срок обучения – 2 года. Особенно углубленно осуществляется изучение специализированных предметов – социальная политика, социальная экономика, социальное право, социальная психология, геронтология, методы социальной работы.
Основной тенденцией при получении докторской степени является развитие научно-исследовательских навыков студентов, получение глубоких теоретических знаний. Обучение ведется в течение двух лет и завершается написанием и защитой докторской диссертации.
Повышение квалификации в США очень актуально. Продолжение образования включает последипломные университетские курсы, курсы повышения квалификации административных работников и служащих, самообразование, разовые консультации.
Программы по повышению квалификации существуют под всевозможными покровительствами. Университеты предлагают такие программы через свои курсы, профессиональные школы и школы повышения квалификации. Агентства социальных служб, самоокупаемые фирмы, государственные филиалы и местные отделения Национальной Ассоциации социальных работников – все они являются спонсорами программ продолжения образования социальными работниками.
Основная цель подобных курсов – освежить или обновить старые знания, познакомить с новыми методами, используемыми в социальной работе. Участие в программах этих курсов –дело добровольное, однако, законы лицензирования в ряде штатов требуют от имеющего лицензию социального работника проходить курсы повышения квалификации регулярно. Органы лицензирования штатов тесно сотрудничают с организаторами курсов и влияют на содержание программ и учебных планов.
ГЛАВА 13