Подготовка социальных работников за рубежом и в России

Кадры – главная составляющая социальной работы. Различают социальных работников и специалистов по социальной работе.

Социальный работник – лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы.

Специалист по социальной работе – лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы.

Профессиональных социальных работников не так много. Всего в мире – 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность «социальная работа». В России в результате принятых в последнее время мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников.

Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями. Так, в Англии в 1896г. были созданы курсы по подготовке социальных работников Обществом организации благотворительности, действовавшим в Лондоне. Практически одновременно с ними аналогичные курсы появились в Германии, США. Как правило, они давали одногодичную подготовку в сфере помощи всем нуждающимся.

Голландия же основала первый в мире институт по подготовке социальных работников – Институт развития социального благосостояния, который предлагал всем желающим (и мужчинам, и женщинам) программу обучения, рассчитанную на 2 года.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914г., обострила экономические, политические и социальные проблемы стран-участниц, что привело к увеличению числа государств, приступивших к подготовке социальных работников. Если перед первой мировой войной такая подготовка осуществлялась только семью странами, то после ее окончания их число стало непрерывно расти. В тридцатые годы школы социальной работы открываются в Бельгии и Норвегии, Испании, Ирландии, Израиле, Португалии, Греции, в Чили, и даже в Италии, которая уже шесть лет находилась под властью Муссолини.

Социальная работа была известна уже не только на Западе, но и в странах третьего мира. Так, в 1936г. она вошла в жизнь Индии, крупнейшая промышленная группа которой – «Тата»- основала Институт социальных наук, а также Египта, открывшего у себя курсы по подготовке социальных работников.

Подготовка специалистов включала в себя не только организационный, но и методический аспект. Учебные заведения, приступившие в конце Х!Х-ХХв.в. к ее осуществлению, не имели еще ни квалифицированных преподавателей, ни методической литературы. Что касается учебных пособий по социальной работе, то их тоже практически не было: в США ими служили две книги, написанные Амосом Уорнером «Американская благотворительность» и Мери Ричмонд «Дружеское пребывание среди бедных». Среди первых преподавателей социальной работы было много членов благотворительных организаций, обладавших большим опытом в деле помощи нуждающимся, но не имевших педагогического образования. Понадобилось несколько лет, чтобы в учебных заведениях были разработаны программы по социальной работе. Началась подготовка узких специалистов, например, в США начинают готовить психиатрических социальных работников, специалистов по социальной работе с группами.

Развитие сотрудничества между странами Запада ставило на повестку дня унификацию требований, которые предъявлялись в них для профессиональной социальной работы. Первый шаг на пути к такой унификации был сделан в 1919г., когда возникла Ассоциация учебных заведений для профессиональной социальной работы.

Социальная работа как профессия существует в России с 1991г., когда в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства труда СССР были внесены дополнения. В этих дополнениях характеризовалось 5 новых должностей – социального работника, педагога-организатора, социального педагога, заведующего отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и специалиста по социальной работе. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями, они образовывали иерархию в рамках профессии социального работника. В 1991г. началась подготовка социальных работников, центрами которой стали университеты, и также педагогические и медицинские институты. Их число сейчас увеличилось до 140.Ведущее место в этой сети учебных заведений занимает Московский государственный социальный университет, на базе которого создано Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области социальной работы. К числу ведущих вузов в этой области следует отнести Алтайский государственный университет, Социально-технологический институт МГУСа, Институт молодежи. Профессорско-преподавательский состав этих вузов разработал первый Энциклопедический словарь по социальной работе.

Современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов современных социальных служб: во-первых, функционирующие социальные службы на 80% укомплектованы специалистами, не имеющими профильного образования; во-вторых, стационарные факультеты и отделения вузов не в состоянии удовлетворить потребности служб в специалистах; в-третьих, сложившаяся ситуация на рынке труда диктует необходимость привлечения в систему социальной защиты, в том числе социального обслуживания, безработных специалистов, что, естественно, предполагает их переподготовку по направлению «социальная работа». Переподготовка этих специалистов организуется: на федеральном уровне - на основе федеральных целевых программ, на региональном – на базе республиканских и областных программ социального развития.

Наши рекомендации