Слуховые ощущения и восприятия
У глухих детей сохраняются определенные остатки слуха, которые позволяют неслышащему человеку воспринимать определенные звуки окружающего мира, контуры слов и позволяют в какой-то степени исправлять свое произношение и голос на основе восприятия звукового явления. Уровень развития слухового восприятия зависит от состояния слуховой функции, от применения звукоусиливающей аппаратуры и от личностных особенностей ребенка.
В школе для глухих детей вводятся специальные уроки по развитию слухового восприятия, которые имеют фронтальный характер и индивидуальные уроки. На фронтальных уроках проводятся специальные упражнения (РСВ) за экраном.
В процессе коррекционной работы у ребенка формируется умение опознавать с помощью слухового восприятия какие-то слова, словосочетания, т.о. ребенок хоть что-то начинает различать.
Кохлеарная имплантация – операция на внутреннее ухо, вставляют магнитный компьютер.
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Включают в себя:
1. Статические ощущения и восприятия – ощущение положения своего тела в пространстве, сохранение равновесия.
2. Кинестетические ощущения и восприятия (восприятие положения частей тела в пространстве).
1. Статические ощущения. У нормально слышащего ребенка все кинестетические ощущения, в т.ч. статические, формируются с опорой на зрительный анализатор и слуховой. В норме человек может стоять на одной ноге с открытыми глазами дольше, чем с закрытыми – с закрытыми глазами функция равновесия оказывается неустойчивой. У глухих детей функция равновесия страдает в значительной степени. Данные исследования говорят об отставании от нормы более, чем в 3 – 5 раз, т.е. глухие дети при закрытых глазах часто начинают падать на 1 – 2 секунде. При сохранении равновесия у глухих наблюдаются такие особенности, как изменение походки при закрытых глазах: отличается неуверенность, качание из стороны в сторону, расстройство походки и т.д. Т.о. время удержания равновесия у глухих детей, особенно младшего возраста, меньше, чем у нормально слышащих сверстников.
2. Кинестетические ощущения и восприятия. Отличаются своеобразием, что проявляется в следующем: у глухих детей наблюдается нарушение координации движений, точности, трудность удержания заданного ритма движений, ловкости движений, замедленность реакций, движения неуверенные и неловкие. Может проявляться шаркающая походка, излишне громкие удары. Наблюдаются сложности формирования кинестетических ощущений, прежде всего из-за отсутствия слуха, как фактора, участвующего в процессе формирования пространственной ориентировки и двигательной активности, а также, как фактора, участвующего в формировании точности и координации движений. Слух влияет на формирование двигательной сферы, а также на формирование двигательной сферы оказывает влияние недоразвитие речи. Второсигнальная (речевая) информация участвует в формировании всех видов деятельности человека, в т.ч. и движений. При объяснении механизмов движений включение словесной речи позволяет более точно дифференцировать движения, осуществлять их анализ. Для развития кинестетических ощущений и восприятий необходимо осуществлять оречевление выполняемых движений, сочетать показ движений со словесной речью, обучать детей выполнению движений по словесным указаниям. Особого внимания требуют функции равновесия. Для этого включаются необходимые упражнения на развитие функции равновесия: на ритмике, физкультуре, коррекционных занятиях, на внеклассных занятиях. Упражнения сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми: ходьба по прямой, по доске, стояние на одной ноге, принести мяч на подносе, поставить нос снеговику и т.д. Выполнение различного рода упражнений на координацию движений: напр.: выполнение сложно координационных движений.
ТАКТИЛЬНЫЕ И ВИБРАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Играют ту же роль, что у нормально слышащих, используются для отражения свойств предметов. У глухих детей кожные ощущения используются для контроля за произношением звуков, напр.: с, ш. Наибольшее значение для неслышащего ребенка имеют вибрационные ощущения и восприятия, которые заменяют во многом слуховые ощущения. Вибрационные ощущения и восприятия имеют со слухом одинаковую природу, т.е. возникают колебания какого-либо тела. Вибрационные ощущения возникают при воспроизведении человеком колебаний твердого тела, поэтому вибрационные ощущения называют часто константно-дистантными. Вибрационные колебания человек может различать в диапазоне от 5 до 8 тысяч (12 тыс.) колебаний в секунду. Вибрационная чувствительность человека гораздо ниже, чем слуховая чувствительность. Причем различительная вибрационная чувствительность ниже, чем слуховая » в 20 раз. Для неслышащего человека значение вибрационной чувствительности значительно возрастает. Вибрационная чувствительность в значительной степени заменяет слуховую.
Значение вибрационной чувствительности:
1. Она служит для познания свойств предметов, заменяя слуховые.
2. Служит источником для ориентировки в пространстве.
3. С помощью вибрации неслышащий человек воспринимает музыкальные звуки и может различать мелодии и даже полностью воспринимать сложные мелодии.
4. Особое значение имеет восприятие речи с помощью вибрации.
Контроль с помощью вибрации за голосом, контроль над звонкими и глухими согласными, гласными звуками.
Вибрационные ощущения и восприятия развиваются не сами по себе, а в процессе специальной работы. Поэтому для их формирования необходимо проходить специальные упражнения, направленные на различение вибрационных ощущений, на локализацию источника вибрации в пространстве.
Большое значение имеют занятия ритмикой и специальная работа по различению музыкальных инструментов.
Учат воспринимать детей вибрационные колебания через различные поверхности тела. Наиболее чувствительными к вибрации является тыльная сторона ладони, коленки, локоть, лоб, т.е. те участки, где костная ткань близко подходит к поверхности кожи. Т.о. у неслышащих детей осуществляется развитие вибрации в процессе обучения, значительно возрастают возможности вибрационного восприятия в процессе специальных занятий.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
У глухих детей зрительное восприятие на начальных этапах оказывается недостаточно дифференцированным, т.к. словесная речь недостаточно развита и словесные обозначения не включаются в процесс зрительного восприятия объектов.
Вначале у глухого ребенка обнаруживается недостаточность анализа и синтеза восприятия, недостаточная вербализация и осмысление воспринимаемого материала, поэтому у глухих детей обнаруживаются определенные особенности при воспроизведении изображений объектов, если они находятся в необычном ракурсе или заслонении объектами, или перевернуты на 180°. Это проявляется также при анализе предметов.
У глухих детей наблюдается недостаточность специфического анализа материала.
Исследования процесса восприятия изображения, проведенного Ешковой, обнаружилось, что глухие младшие школьники в 2 раза чаще, чем слышащие при воспроизведении картины указывали на изображение отдельных предметов и явлений вне связи друг с другом. Редко указывали на причинно-следственные связи между объектами и на картине поступков героев картины.
Ешкова выделяет 4 типа понимания смысла картин:
1. Перечисление предметов и непонимание основного смысла картин.
2. Обедненное понимание картин.
3. Полное понимание смысла картины с некоторыми обоснованиями.
4. Полное глубокое понимание смысла картины с обоснованием всех связей.
Для глухих младших школьников наиболее часто встречающимся типом понимания картин является II тип.
Зрительное восприятие постепенно обогащается в связи с развитием словесной речи. Осмысление материала становится более полным и обобщенным.
ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Изучить по данным практических занятий!
Для изучения осязания необходимо подобрать несколько объемных предметов. Осязание проводится с открытыми глазами, но за ширмой.
7 ЛЕКЦИЯ 24.09.03.