Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения (конец 14 – 16вв). 5 страница
Франческо Борромини (1599— 1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. В Риме он возвёл церкви Сант-Аньезе на площади Навона (1653—1661 гг.), Сант-Иво во дворе Римского университета (1642—1660 гг. ) и Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634— 1667 гг.).Для церкви Сан-Карло был отведён маленький и очень неудобный участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперёд, и её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжёлая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и лёгкими. Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом.
В XVII столетии в Италии возводилось много дворцовых ансамблей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий образец такого подхода — палаццо (дворец) Барберини (1625—1663 гг.). Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму которого определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк. Таким образом, дворец связан с городом и в то же время образует в нём некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу.
ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ(1598-1680) Бернини родился в Неаполе в семье художника и скульптора. Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал «Давид» (1623 г.). Согласно Библии, юноша-пастух Давид (будущий царь Иудеи) победил в поединке великана Голиафа, сильнейшего воина народа, воевавшего с иудеями. Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.В произведениях Лоренцо Бернини много черт, неизвестных эпохе Возрождения. Скульптор показывал не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение. Силуэты фигур усложнились. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Главная тема в творчестве Бернини — размышления о жизни и чувствах человека, вот почему его так сильно привлекал жанр скульптурного портрета. Прежде чем начать работать, мастер долго наблюдал за моделью и делал большое число зарисовок. Следя за поведением героев в различных ситуациях, он пытался поймать момент, когда сущность их характеров и внутренний мир открывались наиболее ярко. Пытливое и властное выражение лица, живо переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе, выполненном около 1632 г. Бернини изобразил с растрепавшимися волосами, без украшений. Но именно это позволяет почувствовать силу темперамента, энергию и душевную открытость модели. Скульптор стремился представить своих героев в минуты глубокого эмоционального подъёма, который он виртуозно передавал через жесты, неожиданные ракурсы, выражение лица, гибкую и подвижную мимику.Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций — «Экстаз Святой Терезы» (1645—1652 гг.) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витгориа.
Гварини.Богатству новых идей, предложенных Борромини, было суждено найти себе применение не в Риме, а в Турине, столице Савойи, которая стала центром итальянской барочной архитектуры конца XVII в. В 1666 г. в этот город был приглашен самый блестящий из последователей Борромини — монах Гварино Гварини (1624—1683), чей архитектурный гений был основательно подкреплен философскими и математическими знаниями. Его проект фасада палаццо Кариньяно (ил. 283) повторяет в большем масштабе волнообразные ритмы церкви Сан Карло алле Куаттро Фонтане, но с применением сугубо индивидуальных художественных средств. в наружной отделке всего здания, вплоть до мельчайших декоративных деталей, использован только кирпич.
Лонген Бальдасаре- ц. делла Салуте-центрический тип с элем-ми базалики. Двойной купол. Роскошные валюты, завершающие массивы купола. Реозонико- обильно украшалось декором. Работы в рамке барроко.
22.ДИЕГО ВЕЛАСКЕС (1599-1660) Произведения Диего Родригеса де Сильва Веласкеса справедливо считаются вершиной испанской живописи XVII в. Никто из современников не мог сравниться с ним по широте художественных интересов и виртуозности кисти. Живописец изучал античную историю и культуру, итальянское Возрождение и современное ему барокко. Диего Веласкес родился в Севилье. Он учился живописи у Франсиско Эрреры Старшего (1576—1656), а затем у Франсиско Пачеко (1564— 1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным. Большинство работ Веласкеса севильского периода близки к жанру бодегона, что в переводе с испанского означает «харчевня». Это картины с изображением лавки или трактира, нечто среднее между натюрмортом и бытовой сценой. Обязательный элемент бодегона — грубоватая деревянная или глиняная посуда; его персонажи — простые люди с обыкновенной внешностью («Завтрак», около 1617 г.). В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид. Его живопись привлекла внимание знатного вельможи, графа-герцога Оливареса, при помощи которого в 1623 г. мастер в возрасте двадцати четырёх лет стал придворным художником короля Филиппа IV и оставался им до самой смерти. Столица открыла ему новые возможности. Знакомство с шедеврами королевской коллекции живописи, встреча со знаменитым фламандским художником Питером Пауэлом Рубенсом в 1628 г., наконец, две поездки в Италию — всё это превратило Диего Веласкеса в мастера с огромной художественной эрудицией.
Центральное место в творчестве Веласкеса, безусловно, занимал портрет. Будучи придворным художником, он не всегда мог свободно выбирать модели; в основном ими становились члены королевской семьи и их приближённые. Мастер часто писал блестящие психологические портреты, с поразительной глубиной проникая во внутренний мир своих героев. К их числу относятся портрет Папы Римского Иннокентия X (1650 г.), который сам Папа назвал «слишком правдивым», и знаменитая серия «Шуты и карлики» (30—40-е гг.). В ней образы физически уродливых людей наполнены огромным эмоциональным содержанием. Однако художник мог и скрыть внутреннюю жизнь героя, придав его облику традиционную для парадных портретов аристократическую сдержанность, и в то же время развернуть во всём блеске своё живописное мастерство. Именно в таком ключе он писал членов королевской семьи, и прежде всего инфанту Маргариту. Её портреты, написанные с 1653 по 1660 г., — это целая галерея, по которой можно проследить, как из хорошенькой девочки, похожей на куклу, она превращалась в замкнутую девушку-подростка, уже хорошо осознающую своё высокое положение. Для каждого полотна Веласкес выбирал определённый колорит, заставляя зрителя любоваться игрой тонов на костюме инфанты, её причёске или драгоценностях. Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини. Особое внимание Веласкес уделял античным образам. На знаменитой картине «Венера перед зеркалом» (1650 г.) изображена полулежащая обнажённая богиня. Она смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Картина была создана художником в Италии, так как инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Телесная, чувственная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно ощутить в неясном, расплывчатом отражении. Лучше всего глубину живописи Веласкеса позднего периода передают две монументальные работы — «Менины» (1б5б г.) и «Пряхи» (1657 г.). Картина «Менины»(«Придворные дамы») вызывает много споров. Перед зрителем — занимательная жанровая сцена. Придворные дамы и карлица окружают маленькую инфанту Маргариту. Слева от них — сам художник, работающий над огромным холстом. В зеркале на стене видны отражения короля и королевы, это наводит на мысль, что художник пишет их портрет. На стенах изображено копии двух картин — «Наказание Арахны» фламандского живописца Якоба Йорданса и «Наказание Марсия» Рубенса. Возможно, картина «Менины» не жанровая сцена, а автопортрет Веласкеса. Картины на стене королевских покоев отражают вечную проблему творчества, которую сам Веласкес блистательно разрешил всей своей жизнью, соединив в гармоничном союзе духовное богатство с редким техническим мастерством.
Пряхи. 1657 г. Картина «Пряхи» — на первый взгляд жанровая сцена, показывающая труд работниц королевской ткацкой мастерской. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. Здесь изображена сцена из античного мифа, переданного древнеримским поэтом Овидием в «Метаморфозах»: мастерица Арахна вызвала Афину на состязание в ткачестве, а разгневанная богиня в наказание за дерзость превратила её в паука. Сцена с работницами показана очень поэтично, все фигуры окутаны мягким светом. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну, изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Поэтому границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить. Историки искусства полагают, что эта необычная картина на самом деле отражает два эпизода мифа. Старая работница на переднем плане — это Афина, а молодая — Арахна, и Веласкес показал сцену их состязания. В глубине же представлено завершение мифа: Афина предстаёт перед Арахной в своём истинном облике, намереваясь покарать её, а мастерица испуганно прижимается к вытканному ею ковру.
24.рание аванг-е напр-я20в. в 20в возн-о большое кол-во авангар иск,пришло с запада. Крупн центрами б-о париж, мюнхен, дрезден. В первые его десятилетия многие мастера порвали со сложившимися художественными традициями: появились различные направления авангарда(франц.—«передний край»,«передовой отдел»). Авангард начала XX в. в большинстве случаев восставал против традиционных форм, но был родствен классике тем, что также стремился творчески воплотить черты материального или духовного мира, — недаром в последнее время его наследие признаётся равноправной частью мирового искусства.
ФОВИЗМ Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX в, был фовизм. Его название произошло от фр слова — «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники.
Андре Дерен(1880—1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам,которых внимательно изучал в Лувре. Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме. В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. Дерен с успехом работал в области книжной графики, иллюстрировал произведения французских поэтов Гийома Аполлинера и Андре Бретона. Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов».
Морис де Вламинк(1876—1958) не получил систематического художественного образования. Его пейзажи динамичны по форме и ярки по колориту. Работая в «классической» фовистской манере, он действительно почти не смешивал красок, писал то геометрически правильными, широкими раздельными мазками, то вангоговскими крутыми завитками.(баржи на Сене).
Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875—1947) выделяла его из фовистского окружения. Даже когда он писал чистыми красками и использовал контрастные цвета, их сочетания были тонки, изысканны. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом(пристань в ментоне).
ЭКСПРЕССИОНИЗМ В истории искусств термин экспрессионизм (от лат.— «выражение») применим к широкому кругу явлений. И всё же как определённое течение в изобразительном искусстве экспрессионизм объединяет прежде всего творчество группы художников, работавших в Германии перед Первой мировой войной.
Экспрессионизм — это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения. Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов, и швейцарца Фердинанда Ходлера, и норвежца Эдварда Мунка, и бельгийца Джеймса Энсора. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост»(нем). В 1905 г. четверо студентов-архитекторов из Дрездена — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф создали нечто вроде средневековой цеховой коммуны — вместе жили и работали. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество — «мост» в искусство будущего. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Экспрессионисты отреклись от светотени, передачи пространства. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Художники искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение. Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 г. в помещении завода осветительной аппаратуры. И эта и последующие выставки мало интересовали публику. Лишь экспозиция 1910г. была снабжена каталогом. Но с 1906 г. «Мост» ежегодно издавал так называемые папки, каждая из которых воспроизводила работы одного из членов группы. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. «буря»).В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. В результате объединение официально прекратило существование. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
КУБИЗМ Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили две большие выставки Поля Сезанна — в 1904 и 1906 гг. В 1907 г. молодой испанский художник Пабло Пикассо(1881-1973) родился в городе Малаге на юге Испании. Первые уроки жипописи он получил от отца — Хосе Руиса, учителя рисования и мастера декоративных росписей. Подлинной школой для него стала художественная жизнь Парижа, куда он впервые попал в 1900 г. В это время, на рубеже веков, именно здесь рождалось новое искусство., обосновавшийся в Париже, показал друзьям своё незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трёхмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины — и фон, и тела пяти обнажённых женщин — была рассечена на геометрические сегменты. Выглядели «девицы» как грубо вытесанные древние идолы. Спустя два года кубистические объекты Пикассо уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в картинах стали прерывистыми. Грани же представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, «Аккордеонисте» (1911 г.) Пикассо. Зрителю давали возможность рассмотреть, из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма«Девушка с веером». Подчас в дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму, и тогда художники стали делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет, например колки скрипки или горлышко бутылки. Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д.) и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань). Коллаж стал весьма популярным в среде кубистов. Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующему своему этапу — синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей (Ж. Брак «Композиция с трефовым тузом», 1913 г.). Сочетания различных поверхностей на холсте были очень декоративны. Эта черта кубистической живописи ещё ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом — по названию самого причудливого и склонного к украшениям стиля (П. Пикассо «Музыкальные инструменты», 1912 г.) Некоторых художников кубистические эксперименты с формой постепенно привели к беспредметному, абстрактному искусству. Ведь если зрителю позволено рассмотреть предмет одновременно с разных точек зрения, а точек таких может быть сколько угодно, то в этом бесконечном «перечислении» ракурсов сам предмет просто потеряется, исчезнет.
ФУТУРИЗМ(от лат.— «будущее») говорило об их намерении создавать новое искусство, искусство будущего, приверженности к переменам и о решительном отказе от традиций. Основатель движения Филиппо Томмазо Маринетти (1876—1944), итальянский поэт, опубликовал первый манифест футуризма на страницах парижского журнала «Фигаро» в феврале 1909 г. «Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт». «Нет шедевров без агрессивности», — провозглашал он. Программ и манифестов у футуристов было очень много — гораздо больше, чем творческих достижений. его идеологическим центром была Италия. Здесь набирало силу националистическое движение, позже приведшее к установлению фашизма. Под первой, собственно художественной программой, «Манифестом художников-футуристов» (1910 г.), подписались все итальянские художники — члены группы: Боччони (1882—1916), Дж Балла (1871 — 1958), К Kappa (1881 — 1966), Д Северини (1883—1966) и Л Руссоло (1885—1947). Вскоре они выпустили «Манифест техники футуристической живописи». определяющим признаком будущего было движение. И конечно же, прославление машины, индустриализации, урбанистической цивилизации. Передача движения достигалась просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются мультипликаторы, разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по кадрам. разложение движения доводит изображение до абстракции, как это происходит, например, в циклах Баллы «Скорость-Пейзаж» (1912 г.), «Линия-Скорость», «Вихрь» (1914 г.). Постепенно футуризм растворился в других художественных течениях.
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ(1878-1935) Как и многие крупные мастера авангарда, Казимир Северинович Малевич не получил систематического худ-го обр-я. Сначала он занимался в худ шк в родном Киеве, с 1904 г. — в Московском училище жив-и, ваяния и зодчества, а затем в частной школе, но нигде не задерживался надолго.
Первый этап творчества художника обычно связывают с импрессионизмом. Однако неб-ой этюд «Цветочница» (1903 г.) показывает, что М пытался решать в его рамках новые зад-и, такие, как сочетание объёмности и плоскостности в изоб-и чел фигуры, поиски декор-о эффекта в цветовых соотношениях. Фигура девушки с цветами на переднем плане написана жёстко и статично,одежда показана отдельными крупными пятнами, контуры чётко прорисованы. К началу 10-х гг. Малевич сблизился с М Ларионовым и Н Гончаровой. Вместе с ними он участвовал в первых выставках объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»,под их влиянием обратился к примитивизму. Так в 1912— 1913 гг. появилась первая из его «крестьянских серий», свидет-ая о том, что худ вступил в пору настоящей тв зрелости. Сюжеты картин просты: полевые работы («Уборка ржи», «Косарь»), бытовые сцены («Крестьянка с вёдрами и с ребёнком»). Фигуры крестьян тяжеловесны, статичны и будто сложены из каких-то условных объёмных форм. В их лицах с огрублёнными чертами, с огромными глазами чувствуется почти иконная неподвижность. Колорит всех картин, как правило, яркий, но от них исходит ощущение торжественной суровости, грубой земной силы. Важным событием в жизни Малевича стала работа над оформлением футуристической оперы М. В. Матюшина, А. Е. Кручёных и В. В. Хлебникова «Победа над Солнцем. Рисунки к этому спектаклю оказались решающим шагом на пути к новому стилю, супрематизм (от лат.— «высший»). главными элементами живописи мастера стали простейшие геометрические фигуры — квадрат, крест, прямоугольник Одна из них может занимать всё полотно. Но возможна и композиция из нескольких фигур. В первые годы после Окт рев-и он ставил зад-у капитального переустройства жизни посредством супрематизма. Именно с этой целью Малевич основал в Витебске в 1919 г. груп УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). В неё вошли Л. М. Лисицкий, И. Г. Чашник, Н. М. Суетин и другие мастера.. в 1922 г. в Петрограде, возглавил один из научных отделов только что созданного Института художественной культуры (ИНХУК). процесс развития иск М объяснял поисками в области абстрактных форм. Сов-я худ-ая критика яростно обрушилась на ИНХУК, и осенью 1926 г. институт был закрыт. В конце 20-х гг. он снова вернулся к изобр жив-и и создал свою вторую «крестьянскую серию». На картине «Крестьянка» (1928—1932 гг.) — плоская и неподвижная женская фигура сложена из геометрических тел, похожих на трапеции. У неё нет лица, что ещё более усиливает сходство с супрематическими конструкциями. Цветовая гамма стала более яркой и просветлённой. теперь мастер стремился к абстрактной бесплотности, к некому духовному началу, уводящему далеко от реальности.
19. Алберхт Дюрер (1471-1528)жив-ц,рисовальшик, гравер, теоретик иск-ва,основоп. Иск-ва нем Возрж.А.Д, род. в Нюрнберге в семье серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского жив-ца М. Вольгемута (1486 — 1490). Обязательные для худ-ка тех времен «годы странствий» (1490 — 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Вернувшись в Нюр-г, отправился в новое путешествие, в Сев. Ит. (1494—1495, Венеция и Падуя). В Венеции Д. побывал еще раз в 1505—1507 годах. В 1520—1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). Работал в основном в Нюрнберге. Главная ценность дюреровского худ-го мироздания — чел-ек. С обостренным вниманием предавался мастер живому наблюдению различных людских характеров и обликов, пытливому изучению строения человеческого тела. Последней задаче посвящен спец-ый теор-ий труд "Четыре книги о пропорциях человека" (1528), снабженный множеством рисунков, аналитических схем и чертежей.Д. -первый нем. Худ-к, кто стал работать одноврм-но в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. В кон.90-х гг. Д.создал ряд ксилографий, в т.ч. один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (15лист)(1498),он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы. Здесь Дюрер воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимают т.н. “Три мастерские гравюры” (“Drei Meisterstiche”) – “Рыцарь, Смерть и Дьявол” (1513), “Св. Иероним в келье” (1514), “Меланхолия” (1514). С виртуозной тонкостью выполненные в технике резцовой гравюры на меди, триптих, объединенный сложным морально-философским подтекстом, истолкованию которого посвящена обширная литература. суровый, немолодой воин, движущийся к неведомой цели на фоне дикого скалистого пейзажа, невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола, навеян трактатом Эразма Роттердамского “Руководство христианского воина” и олицетворяет нравственную готовность идти по избранному пути. Св. Иероним в просторной, залитой светом келье, углубившийся в ученые занятия, предстает как олицетворение одухотворенной красоты самоуглубленности и созерцательной жизни. Величественная, погруженная в размышление крылатая Меланхолия, предстающая в странном, тревожном мире, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося творческого духа человека. .Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504).
В живописи он обращался к самым разным жанрам и темам: писал традиционные для немецкой художественной культуры алтарные композиции и картины на евангельские сюжеты, создал большое количество портретов. Ему же принадлежат исполненные акварелью великолепные пейзажи, изображения растений, животных и птиц. Еще шире его диапазон в гравюре, где ко всему перечисленному добавляются мифологические сцены и образы, бытовые сюжеты, аллегории.
Праздник четок (точнее следовало бы называть "Праздник венков из роз") — работа, исполненная для одной из венецианских церквей. Мастер обратился к довольно редкой теме, позволяющей объединить в одном картинном пространстве легендарные фигуры и реальные лица. Он создал своего рода групповой портрет современников, где среди изображенных можно увидеть и императора Максимилиана, и Папу Римского, и самого художника. Празднество, на котором Богоматерь с Младенцем раздают пришедшим ей поклониться розовые венки, происходит на открытом воздухе на фоне прекрасной природы с густозелеными деревьями, рисующимися на ясном голубом небе, с высящимся вдали заснеженными горами — воспоминание об Альпах. Все великолепно в этой картине: ее крепкая композиционная построенность, удивительное разнообразие лиц и выражений, красочное и фактурное богатство костюмов.
Как творческий итог художественной деятельности и завещание потомкам пишет знаменитую картину "Четыре апостола" (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). В пространном тексте, сопровождающем картину, даются изречения апостолов, взятые из Нового Завета: апостольскими словами художник предостерегает против опасных последствий религиозной и социальной войны, разразившейся в Германии. Но перед зрителем не просто глашатаи истин, а полнокровные, прочно обосновавшиеся на земле люди, преданные ученики Христа. Апостолы Петр, Иоанн, Павел и Марк, изображенные в натуральную величину и разделенные попарно (написаны на двух отдельных досках), являют собою олицетворение четырех темпераментов, и это важная составляющая замысла, выраженная всем образно-пластическим строем картин. Четыре разных характера, разных типа человеческой личности объединены общей нравственной идеей — быть верным высокому призвания человека, сохранять чистоту духовных помыслов и убеждений, не поддаваться соблазнам и заблуждениям. Однако религиозно-этническая общность не мешает оставаться самим собою каждому из евангельских персонажей. В них выказал он все свое теоретическое знание и все уменье, приобретенное долгими годами. По старинному преданию, кроме задачи художественной, он хотел решить здесь и психологическую задачу, представив характеристические особенности четырех темпераментов (картина известна также под этим именем). Многие художники до Дюрера изображали себя скрыто на полотнах, в основном на створках алтарей. Еще в детском возрасте он начал рисовать себя, придя затем к созданию своих живописных изображений. Три автопортрета, написанные на протяжении всего семи лет, раскрывают формирование творческой личности: меняется человеческая натура самого творца, меняются и принципы ее воплощения в искусстве. На "Автопортрете в двадцать два года" (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания. На полотне изображен молодой Альбрехт Дюрер с чертополохом (синеголовиком) в правой руке, воспринимавшимся как символ на Страстей Христовых. 1498.«Автопортрет» — картина Альбрехта Дюрера. Самый маленький из трех известных автопортретов Дюрера (26лет) Через пять лет перед нами предстает уже совсем другой человек — уверенный в себе, элегантный, красивый, сознающий свою красоту и свои творческие возможности. Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ Фигура Дюрера занимает все полотно,. изображены арка, частично обрамляющая голову художника, а справа раскрытое окно с изысканным ландшафтом. Самый известный-Д. изобразил себя в анфас без каких-либо сопутствующих предметов интерьера. Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя. Абсолютно правильное лицо, обрамленное волнистыми прядями длинных волос, напоминает канонический лик Христа. Портрет построен по геометрическим канонам. Нос и кисть руки образуют ось симметрии, грудная клетка и предплечья — трапецию, а голова и распущенные до плеч волосы — треугольник.
29. Развитие школы и педагогики в России в19в. В перв-ой половине 19в. форм-ся нац.-я система обр-я и педагог. мысль. Сохран-я трад-и сословного обр-я. Основная масса народа нах-ся без системат-го образов-я. В 1802г было создано министерство народного просвещ-я. Были приняты документы, в к-ых была определена новая система обр-я(универ-ты, гимназии, уездное училище, приходская шк.). создавались 6 округов в каждом из кот-х д-ы быть универ-т во гл.округа. в этот периодвелась полемика м-у западниками и славянофилами. Западники приветств-и зап-евр систему обр., славянофилы отстаив-и идею восп., кот-е сочетал народно-православн-е черты и то что присуще чел вообще. В 1864 был принят новый устав ср шк. В нем отвергалось классоо- сословное дискриминация обучения. Созданы 3 типа ср шк:1. Класич гимназ с Др. языками.2.класич гимн с латин языком.3. реальн гимназ. В эти годы были созданы женские гимназии.