Анализ решения воспитательных задач урока
Аспектные виды анализы урока
Предполагают анализ какого-либо аспекта деятельности учителя или учащихся, с этой целью проводится наблюдение и затем анализ урока в определенном аспекте. Приведем рекомендации аспектного анализа урока.
Что предпринял преподаватель в начале занятия, чтобы вызвать у учащихся интерес к предстоящей работе?
Какие приемы побуждения использовались?
Анализ урока в аспекте развития интеллекта учащихся
Анализ урока с точки зрения учета закономерностей развития интеллектуальной сферы учащихся предполагает внимание к следующим вопросам:
1) в какой мере урок подготовлен с точки зрения развития у учеников составляющих интеллектуальной сферы?
2) соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности учащихся?
3) формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?
4) в какой мере у учащихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?
5) обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?
6) учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою мыслительную деятельность?
7) какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как понят материал?
8) используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность?
9) в какой мере формируются элементы творческого мышления?
10) учитываются ли различия школьников по основным качествам интеллектуальной сферы (сообразительность, гибкость, самостоятельность, осознанность и пр.)
Анализ урока в аспекте развития мотивации учащихся
Анализ урока с точки зрения возможностей развития мотивационной сферы предполагает внимание к следующим вопросам:
1) 2) успешным ли с мотивационной точки зрения было начало урока?
3) актуализировал ли учитель по ходу урока мотивационные состояния учащихся?
4) удавалось ли учителю переключать учащихся с одного вида деятельности на другой? Насколько его приемы были эффективны?
5) в какой мере педагог обучает учащихся приемам целеполагания?
6) какие приемы побуждения использовал учитель чаще всего?
7) развитию, каких потребностей учитель уделял внимание (интеллектуальная, познавательная, потребность в достижении, потребность в познавательном общении)
8) удалось ли учителю достичь целей развития мотивационной сферы?
9) что необходимо предпринять для более успешного формирования мотивации?
10) учитывалось ли различие учащихся по основным качествам мотивационной сферы?
Анализ решения воспитательных задач урока
Анализ решения воспитательных задач урока предполагает рассмотрение следующих вопросов.
1. Какие воспитательные задачи целесообразно было решать на уроке.
2. Какие воспитательные задачи определены самим педагогом.
3. Какими способами, педагогическими средствами обеспечивается решение поставленных задач.
4. Как используются воспитательные возможности содержания материала, обеспечивается связь с жизнью детей и общества, практическим опытом детей.
5. Воспитательная эффективность педагогических средств, используемых на различных этапах урока.
6. Как стимулируются познавательная активность и творчество учащихся на уроке.
7. Создание условий для проявления и развития личности каждого ребенка, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
8. Повышение воспитательной эффективности оценивания знаний на уроке, привлечение детей к организации урока, развитие их самостоятельности и ответственности.
9. Формирование отношений между учащимися на уроке.
10. Воспитательное влияние обстановки, оформления кабинета, наглядных средств.
11. Влияние личности педагога на повышение воспитательной эффективности урока. Профессиональная речь учителя.
План наблюдения и анализа урока по реализации принципа межпредметных связей
Тема урока _________________________________________________________
Тип урока ___________________________________________________________
Вид урока ____________________________________________________________
Отражение принципа МПС в целях урока:
- формирование знаний, навыков, умений, опирающихся на другие дисциплины _______________________________________________________________
- развитие умений привлекать знания, умения, навыки из других дисциплин при изучении данной __________________________________________________
- развитие мыслительных операций, способствующих использованию знаний разных дисциплин (синтеза, сравнения, обобщения и т.д.) ________________
- воспитание положительного отношения к другим учебным дисциплинам, понимания их значимости для освоения данной _________________________
- воспитание положительного отношения к изучаемому предмету, понимания его роли и места в изучении других дисциплин ______________________
Межпредметный характер содержания учебного материала, наличие в нем изучаемого в других дисциплинах:
- понятий ____________________________________________________________
- теорий _____________________________________________________________
- законов _____________________________________________________________
- объекта познания (предмета, процесса, явления) ________________________
- подходов, принципов, методов научного исследования __________________
- приемов деятельности _______________________________________________
Методы преподавания, используемые при раскрытии межпредметных ситуаций:
- информационно-сообщающий ________________________________________
- объяснительный _____________________________________________________
- стимулирующий _____________________________________________________
- побуждающий ______________________________________________________
- инструктивный ______________________________________________________
Методы учения в процессе овладения межпредметными знаниями, умениями, навыками:
- исполнительский ___________________________________________________
- репродуктивный ____________________________________________________
- частично-поисковый _________________________________________________
- поисковый __________________________________________________________
- практический _______________________________________________________
Результаты реализации принципа МПС на уроке:
- умение учащихся использовать знания, умения из других дисциплин ______
- повышение познавательного интереса при использовании МПС ______- способность учащихся сравнивать, обобщать, систематизировать знания из разных предметов __________________________________________________
- умение переносить знания из одной дисциплины в другую _______________
- проявление понимания роли данной дисциплины в овладении профессиональными знаниями, навыками и умениями __________________________
Предложения и рекомендации _________________________________________
План наблюдения и анализа урока по реализации принципа проблемности
Тема урока _________________________________________________________
Тип урока ___________________________________________________________
Вид урока ____________________________________________________________
Отражение проблемности в целях урока:
- формирование умений видеть и решать учебные проблемы ______________
- формирование системы межпредметных знаний как основы проблемности ______
- воспитание учебно-познавательной активности учащихся _______________
- обучение умению критически подходить к оценке своих знаний и умений ______
- воспитание потребности в получении нового знания ____________________
- формирование самостоятельности учащихся ___________________________
Проблемная организация учебного материала:
- постановка проблемных вопросов _____________________________________
- создание проблемных ситуаций _______________________________________
- наличие исследовательских заданий ___________________________________
- привлечение материала из других предметов для постановки и разрешения проблемных ситуаций _________________________________________________
- использование жизненных ситуаций для создания проблемных ситуаций ______
Решение проблемных ситуаций:
- выдвижение предположений, гипотез
а) преподавателем ____________________________________________________
б) учащимися _________________________________________________________
в) преподавателем вместе с учащимися __________________________________
- обоснование выдвинутых предположений, гипотез:
а) преподавателем ____________________________________________________
б) учащимися _________________________________________________________
в) преподавателем вместе с учащимися __________________________________
- решение проблемы:
а) преподавателем ____________________________________________________
б) учащимися коллективно ____________________________________________
в) учащимися по группам ______________________________________________
г) учащимися индивидуально __________________________________________
д) преподавателем вместе с учащимися __________________________________
- проверка правильности решения:
а) преподавателем ____________________________________________________
б) учащимися _________________________________________________________
в) преподавателем вместе с учащимися __________________________________
Реализация проблемности посредством методов преподавания:
- информационно-сообщающего _______________________________________
- объяснительного ____________________________________________________
- стимулирующего ____________________________________________________
- побуждающего ______________________________________________________
- инструктивного _____________________________________________________
Реализация проблемности посредством методов учения:
- исполнительского __________________________________________________
- репродуктивного____________________________________________________
- частично-поискового_________________________________________________
- поискового__________________________________________________________
- практического_______________________________________________________
Результативность использования проблемного обучения:
- усвоение учебного материала большинством учащихся __________________
- сформированности умений проблемного учения ________________________
- повышенная учебно-познавательная активность ________________________
- повышенный интерес к учебно-познавательной деятельности ____________
- сформированность критичности, умений отстаивать свои позиции ______
Предложения и рекомендации _________________________________________
План наблюдения и анализа деятельности учителя на уроке
Тема урока _________________________________________________________
Тип урока ___________________________________________________________
Вид урока ____________________________________________________________
Деятельность по анализу содержания учебного материала:
1) Обоснованность:
- вычленения основных мировоззренческих понятий и идей, отражающих сущность явлений и процессов деятельности, изучаемых на данном уроке ______
- установления диалектических, логических и иерархических связей между ними ________________________________________________________________
- отбора ранее изученных теоретических знаний, необходимых для анализа событий и явлений, установления их связей с другими ___________________
- продуманность ситуаций и способа организации их применения _________
- выбора новых понятий, идей, оперирование которыми обеспечивает более глубокое усвоение материала урока ____________________________________
2) Умение педагога организовать подачу учебного материала таким образом, чтобы основные мировоззренческие идеи и понятия являлись его содержательным и композиционным стержнем ____________________________
3) Вычленение мыслительных приемов применения учащимися теоретических знаний, формирование которых возможно на данном содержательном материале:
- приемы анализа события, явления с целью его характеристики, установления причин, определения их значения __________________________________
- приемы сопоставления событий, явлений, процессов, выявления сходства (различия) и установление его причин __________________________________
- приемы выбора пути решения учебной проблемы _______________________
- методическая целесообразность введения приема (приемов) на данном уроке ________________________________________________________________
4) Умение педагога определить содержание и последовательность мыслительных действий, составляющих каждый прием, сформулировать требования к их выполнению _________________________________________________
5) Отражение специфических задач по обучению учащихся применению теоретических знаний в целях урока:
- обучающей _________________________________________________________
- развивающей _______________________________________________________
- воспитывающей _____________________________________________________
Методические приемы обучения учащихся применению теоретических знаний и характер деятельности учащихся:
1) Выявление с помощью соответствующих заданий и учет уровня овладения учащимися основными логическими операциями и необходимыми знаниями о главных структурных элементах знания _________________________
2) Способ введения формируемого приема:
- показ преподавателем образца деятельности по применению теоретических знаний в контексте конкретного задания __________________________
- сообщение знаний о способах действий, показ образца (деятельность учащихся более осознанна, имеет репродуктивный характер) ________________
- применение педагогом постановки учебной проблемы и организация коллективного поиска способа ее решения; совместная выработка ориентировочной основы действия (деятельность учащихся имеет творческий характер, они как бы “открывают” способ действия) __________________________
3) Отработка приема:
- применение педагогом знаний, рассчитанных на простое воспроизведение мыслительных действий, составляющих прием (репродуктивная деятельность учащихся) ______________________________________________________
- использование заданий, рассчитанных на самостоятельную перестройку приема, или на его использование на ином содержательном материале (творческая деятельность учащихся) ____________________________________
- использование заданий первого (а) и второго (б) типа в ходе сообщения информации о домашней работе _______________________________________
- дидактическая обоснованность соотношения на уроке заданий первого и второго типов ________________________________________________________
Деятельность преподавателя по выявлению и учету результативности обучения учащихся применению теоретических знаний:
1) Способы осуществления контроля:
а) задания на применение знаний в сходных ситуациях _________________
б) задания на применение знаний в новых ситуациях __________________
2) Методическая обоснованность выбора способа контроля и соотношения заданий обоих типов (“а” и “б”) ________________________________________
3) Степень охвата учащихся:
- вовлечены все учащиеся ______________________________________________
- вовлечены отдельные учащиеся _______________________________________
4) Оперативность обратной связи:
- результаты получены и осмыслены на уроке ___________________________
- результаты осмыслены сразу после урока ______________________________
- результаты осмысливаются в конце рабочего дня _______________________
- осмысление результатов отсрочено во времени _________________________
Предложения и рекомендации _________________________________________
План наблюдения и психологического анализа урока
Тема урока _________________________________________________________
Тип урока ___________________________________________________________
Вид урока ____________________________________________________________
Психологический аспект организации урока:
- восприятие учащимися целей и задач урока ____________________________
- рабочий настрой на предстоящую деятельность ________________________
- концентрация внимания учащихся на предстоящую деятельность ________
- создание на уроке условий, облегчающих запоминание _________________
- организованность учащихся __________________________________________
- наличие четкого ритма урока _________________________________________
- логическая завершенность урока ______________________________________
Активизация познавательной деятельности учащихся:
- использование методов проблемного обучения на уроке ________________
- степень обобщенности проблемных ситуаций __________________________
- приемы поддержания и развития внимания учащихся ___________________
- приемы развития памяти учащихся ____________________________________
- средства развития творческого воображения учащихся __________________
- развитие профессионального мышления учащихся ______________________
Психологическая характеристика учебной деятельности:
- интерес учащихся к уроку ____________________________________________
- проявление эрудиции ________________________________________________
- степень активности и самостоятельности ______________________________
- сосредоточенность __________________________________________________
- понимание учебного материала, степень осознанности выполнения учебных заданий __________________________________________________________
- участие учащихся в коллективных формах учебной деятельности
__________________________________________________________________
- положительное отношение учащихся друг к другу ______________________
- положительное отношение учащихся к преподавателю _________________
Психологическая характеристика деятельности преподавателя:
- эрудиция преподавателя, разносторонность интереса ___________________
- умение доступно излагать материал ___________________________________
- умение заинтересовать изучаемой темой _______________________________
- умение поддерживать дисциплину ____________________________________
- требовательность ____________________________________________________
- тактичность и вежливость в общении __________________________________
- коммуникативность педагога _________________________________________
- объективность оценивания учащихся __________________________________
Общая оценка урока:
- достижение целей обучения, развития, воспитания ______________________
Рекомендации и пожелания ____________________________________________
План анализа урока по реализации принципа оптимальной организации обучения
Тема урока_____________________________________________________
Тип урока ________________________ Вид урока____________________
Как были спланированы и поставлены перед учащимися цели и задачи урока: ____________________________________________________________
Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них ________________________
Как можно оценить избранное содержание урока __________________
Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности учащихся и возможностей педагога) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля:
- при актуализации опорных знаний и умений _____________________
- при формировании новых понятий и способов деятельности________
- при применении знаний — формировании умений ________________
Насколько удачным оказалось сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем развития индивидуальных способностей _______________________________
Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО, приборы и пр. _______________________________________________________
Как можно оценить стиль общения учителя с учащимися на уроке, соблюдение педагогического такта ______________________________________
Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержки работоспособности учащихся ___________
Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж ______________________________________________
Рекомендации и пожелания: _____________________________________