Учить детей решать двухфазные задачи
В основе теория Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Направления работы:
Год обучения
ЗАДАЧИ
1. Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления:
*формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;
*формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения;
*знакомство детей с проблемными практическими ситуациями;
*формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов-заместителей.
* формировать способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способы ее выполнения.
*формировать метод проб, как основной метод решения наглядно-действенных задач.
* включать речь в процесс решения проблемно-практических задач.
Рассмотрим это более подробно.
1. При формировании наглядно-действенного мышления одной из первых задач является — формирование обобщенного представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в своей каждодневной жизни.
На первом году обучения детям даются основные представления о двух типах орудий: с фиксированным назначением и предметы-заместители, которые используются в проблемных практических ситуациях.
* Взрослый учит их осознавать саму проблемную ситуацию, выделяя цель действия и условия ее достижения, а затем, помогает анализировать обстановку, искать средство ее достижения (орудие) — в окружающей обстановке. При этом слова «цель», «условие», «средство», «орудие» не употребляются.
ПРИМЕР
Рассмотрим в качестве примера дидактическую игру «Достань ключик», в которой педагог знакомит детей с проблемной практической задачей и учит анализировать условия такой задачи.
*Педагог показывает ребенку новую заводную игрушку и объясняет, что машина не едет, чтобы она поехала — нужен ключик. Ключик от игрушки висит высоко, так, что, стоя на полу, ребенок не может его достать.
*Задачазаключается в том, чтобы он догадался использовать стул в качестве вспомогательного средства для достижения цели, т.е. для доставания ключика. Стул находится в поле зрения ребенка.
*Ребенок должен прежде всего осознать цель:
необходимость достать ключик (иначе игрушка не заведется!).
Затем он, с некоторой помощью взрослого, должен проанализировать условия ее достижения, т.е. понять, что ключик висит высоко (на основе восприятия, с помощью ориентировочной деятельности).
затем начать поиск средства, при помощи которого можно достигнуть цель именно в этих условиях.
Действия дефектолога.
Прежде всего, он просит ребенка самостоятельно достать ключик и
**дает возможность ему испробовать любые пути — подпрыгивать, становиться на носки, тянуться рукой — и самостоятельно сделать вывод, что таким образом он достать ключик не может, так как он висит высоко.
После этого педагог предлагает ребенку подумать и поискать, что поможет ему достать ключик, т.е. направляет ребенка на активный поиск вспомогательного средства.
**Если ребенок сам не догадывается взять стул, педагог подсказывает ему этот выход.
После того как ребенок достигнет цели, педагог фиксирует его внимание на всех этапах решения задачи: «Молодец. Тебе надо было достать ключик. Рукой ты достать не мог, он висел высоко. Поэтому ты взял стул, встал на него и достал ключик».
Педагог помогает ребенку завести игрушку и дает ему возможность поиграть с ней.
На первом году обучения необходимо не только дать детям представление о проблемных практических задачах, но и сформировать перенос полученных представлений на разнообразные ситуации, в которых детям пришлось бы самостоятельно достигать цели с помощью различных средств, понимать их роль и применять их в проблемной ситуации,
Год обучения
Задачи
Задача.
Учить детей, находить в окружающей обстановке и применять наиболее подходящее орудие.
Условия. Меняется проблемная ситуация, в которой действует ребенок.
****В поле зрения ребенка находится несколько предметов и из них надо выбрать наиболее подходящий — по величине, по форме, по назначению.
***Так, например, ребенку нужно достать закатившуюся под шкаф игрушку, в его поле зрения находятся палки разной длины, щетка, сачок, лопатка и др.
***В другом случае ребенку надо приблизить к себе тележку со стержнем. Это можно сделать с помощью палочки, на конце которой колечко. Ребенку предлагается из нескольких видов палочек (с крючком, сачок, с колечком и просто палочки) выбрать нужную.
Во всех случаях ребенок может выбрать подходящее орудие только когда уровень его зрительного восприятия достаточно высок. Оно позволяет на расстоянии соотнести свойства предмета-цели и предмета-средства.
Ребенок с нарушениями интеллекта ко второму году обучения еще не достигает этого уровня. Его надо обучать основному способу решения проблемно-практических задач — методу проб.
Одна из главных задач педагогов на этом этапе — научить детей правильным, результативным пробам.
Примеры.
Игра «Звени, колокольчик».
На видном и легко доступном месте подвешивается колокольчик, укрепленный на дощечке, к язычку колокольчика привязана веревочка. Колокольчик висит так, чтобы ребенок не мог достать рукой до язычка и позвонить. Еще две веревочки — «ложные», более длинные, чем эта, прикреплены к дощечке по обе стороны колокольчика. Чтобы позвонить в колокольчик, ребенок должен выбрать ту веревочку, которая прикреплена к язычку, т.е. выбрать ее среди «ложных».
Вначале ребенку дается только общая инструкция: «Позвони в колокольчик».
Если ребенок начинает подпрыгивать, стремясь схватиться за язычок колокольчика, педагог говорит: «Подумай, что тебе может помочь позвонить в колокольчик».
Ребенок чаще всего начинает дергать за наиболее длинную веревочку. Но колокольчик при этом не звенит.
Предоставив ребенку возможность самостоятельно несколько раз дернуть за «ложную» веревочку, педагог говорит: «Ты видишь, что колокольчик не звенит. Попробуй дернуть за другую веревочку», — и дает возможность ребенку дергать за все веревочки». Когда наконец колокольчик зазвенит, педагог спрашивает: «Почему теперь звенит колокольчик?» — и помогает ребенку увидеть, что эта веревочка непосредственно прикреплена к колокольчику, а две другие — нет.
Игра «Достань камешки для аквариума».
В банке с водой лежат камешки.
Недалеко от банки разложены на столе палочки — с крючком, сачок, с колечком, вилка.
Ребенка просят достать камешки из банки и переложить в аквариум, не замочив при этом руки.
Если ребенок все-таки пытается залезть в банку руками, но не достает до камешков, педагог предлагает ему подумать, чем можно их достать.
Затем он дает ребенку возможность перепробовать все лежащие на столе орудия,пока он сам не убедится, что камешки можно достать только сачком.
При этом педагог обязательно фиксирует результат действия с каждым орудием: «Видишь, этой палочкой камешек достать нельзя. Попробуй достать другой палочкой».
После того как ребенок возьмет сачок и достанет первый камешек, педагог должен закрепить достигнутый успех: «Вот хорошо. Сачком можно достать все камешки».
Особую роль играют дидактические игры с предметами, имитирующими орудия труда — молоток, гаечный ключ, отвертка.
Ознакомление с этими орудиями в процессе игр, овладение действиями с ними вносят большой вклад в трудовое воспитание умственно отсталых детей, создает предпосылки к трудовому обучению в школе.
****Здесь развивается зрительно-двигательная координация, согласованность действий обеих рук, формируются представления об использовании орудий в трудовой деятельности человека.
Задача.
Учить детей решать двухфазные задачи.
**На пути могут встретиться различные препятствия, устранение которых само по себе может отвлечь ребенка от конечной цели. Ребенка с нарушениями интеллекта нужно специально учить удерживать в памяти конечную цель в таких ситуациях. Этому и служит решение так называемых двухфазовых задач.
Вид двухфазной задачи.
В двухфазовых задачахв качестве вспомогательных средств — предметы, которые нельзя просто взять, нужно вначале устранить препятствие, чтобы их использовать.
***Например, чтобы использовать палку, нужно догадаться вытащить ее из игрушки-каталки чтобы использовать веревку, нужно отвязать ее от тележки, и т.д. В таких ситуациях овладение вспомогательным средством выступает как новая цель. Хотя она является промежуточной и может отвлечь ребенка от основной цели, забыть о ней.
Пример. В качестве такой двухфазовой задачи может, например, выступать задача достать мешочек с игрушками во время сборов на прогулку или перед занятиями.
***Педагог предлагает ребенку достать мешочек с игрушками, который висит высоко на гвоздике, так, что, стоя на полу, он не может его достать.
Чтобы достать мешочек, ему надо использовать стул, но на стуле стоит ящик со строительным материалом.
Перед ребенком возникает промежуточная цель — убрать со стула ящик, не выпуская при этом из виду конечную цель — достать мешочек с игрушками. На первых порах дети часто об этом забывают. Педагог должен направить внимание ребенка на то, для чего он снял ящик со стула — зачем
ему нужен был стул, т.е. помочь вспомнить конечную цель.