Научно-методическая деятельность как средство формирования компетенций бакалавра физической культуры

Варфоломеева З.С., декан факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», доцент, к.п.н.

Компетентностный подход означает выбор новых стратегий образования и предполагает осознание и реализацию тесной связи образовательного процесса, содержания и результата, что обусловливает необходимость переноса акцента с намерений и задач преподавателя на реальные достижения обучающихся, в качестве которых выступают освоенные компетенции. В рамках основной образовательной программы по направлению 034300.62 Физическая культура, разработанной в Череповецком государственном университете, курс «Научно-методическая деятельность» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла объемом 3 зачетных единицы и базируется на знаниях, полученных студентами преимущественно при изучении дисциплин «Математика», «Информатика», «Психология и педагогика», «Основы метрологии в физической культуре и спорте».

Из числа общекультурных и профессиональных компетенций, которые определены ФГОС ВПО, для данной дисциплины мы отобрали следующие: - готовность к использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12) – в части знания общенаучных методологических принципов, логики научного исследования в педагогике, основных методов психолого-педагогического исследования, умения отбирать и применять методы психолого-педагогического исследования для решения исследовательских задач; - готовность к использованию основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, к применению методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-14) – в части знания основных способов моделирования и количественной обработки эмпирического материала, задач теоретического и экспериментального исследования, умения провести мини-исследование по оценке показателей физического развития и обработать его результаты; - способность к выявлению актуальных вопросов в сфере физической культуры и спорта (ПК-25) – в части знания показателей актуальности направления и темы исследования, логики обоснования актуальности проблемы исследования, умения аргументированного обоснования темы исследования; - готовность к проведению научных исследований по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ПК-26) – в части мотивационной и теоретической готовности: желания заниматься научно-методической деятельностью, знания логики и методики научного исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры; - владение методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способность к формулированию и представлению обобщений и выводов (ПК-27) – на уровне умений; - способность к проведению научного анализа результатов исследований и использованию их в практической деятельности (ПК-28) – в части понимания цели и содержания научного анализа результатов исследования.

В требованиях к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата ФГОС ВПО отмечено, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Поэтому для достижения запланированного образовательного результата нами отобраны образовательные технологии, предполагающие использование интерактивных методов и форм обучения (интерактивных занятий от объема аудиторных занятий - 28%).

Образовательные технологии, используемые при изучении дисциплины «Научно-методическая деятельность»Педагогика компетенций направлена на комплексную оценку теоретического и практического аспектов профессиональной готовности в процессе непосредственной деятельности или ее имитации. Поэтому для определения уровня сформированности компетенций по результатам изучения дисциплины нами предлагается рейтинговая оценка с использованием соответствующих диагностических средств. Средства контроля результатов освоения учебной дисциплины «Научно-методическая деятельность в физической культуре и спорте». Основное назначение дисциплины «Научно-методическая деятельность» мы видим в том, чтобы заложить некий фундамент для формирования соответствующих компетенций, поскольку процесс формирования компетенций, связанных с выполнением научно-исследовательской деятельности, невозможен без включения студента в реальный процесс научного поиска в рамках выполнения курсовых работ, учебно-исследовательских заданий в период производственной практики и выпускной квалификационной работы.

Наши рекомендации