Краткий информационный материал. Основные понятия: отклоняющееся поведение, профилактика, предупреждение, коррекция.

Основные понятия: отклоняющееся поведение, профилактика, предупреждение, коррекция.

Отклоняющееся поведение — поведение, устойчиво проявляемое в нарушениях социальных норм. Различают аморальное (нарушение правил и норм морали), делинквентное (совершение противоправных деяний, прописанных в нормативных правовых актах), девиантное (отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе правовых, нравственных норм или норм психического здоровья) поведение.

Профилактика - это система социально-экономических, общественно-политических, организационных, воспитательных и иных мер, предотвращающих причины совершения людьми правонарушений. Педагогическая профилактика включает меры по выявлению и устранению конкретных недостатков семейного, школьного иного воспитания, а также целенаправленную работу с подростками, которые имеют отклонения в поведении от нравственных и правовых норм. Профилактика включает:

1) предупреждение противоправного поведения - деятельность, направленную на формирование у учащихся ценностных ориентаций, определяющих выбор социально ценного поведения согласно нравственно-правовым нормам;

2) педагогическую поддержку - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе, сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспитании, общении, образе жизни;

3) коррекцию - психолого-педагогическую работу с ребенком и его микросоциальным окружением по компенсации выявленных отклонений.

Наиболее известные в отечественной и зарубежной практике виды воспитательно-профилактической работы со школьниками: педагогическая поддержка; воспитательное воздействие; разрешение конфликта в отношениях «учитель-учащийся» и «учащийся-учащийся»; педагогическое требование; вовлечение подростков в продуктивную творческую деятельность; смена социального окружения; коррекция нарушений поведения; примирение или разрешение конфликта преступника и жертвы; работа с детьми осложненного поведения; формирование отношений доверия в классном коллективе и др.

Технология профилактики отклоняющегося поведения учащихся представляет собой систему взаимосвязанных между собой и последовательных педагогических взаимодействий всех участников воспитательного процесса, направленных на оказание помощи учащемуся, попавшему в социально опасное положение, в осознании себя пол­ноправным членом общества, в формировании его ответственности перед собой, другими людьми, обществом, государством. Технология включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, результативный.

Целевые ориентиры технологии. Воспитательная работа направлена на формирование ценностных ориентаций личности, определяющих выбор ею социально ценного поведения согласно принятым в обществе нравственно-правовым нормам.

Концептуальные позиции технологии определяют аксиологический, этико-правовой, личностно ориентированный, герменевтический, системный подходы.

Содержательный компонент технологии. Воспитательный процесс должен основываться на проверенных практикой и дающих положительные результаты ценностях: справедливости, свободы, ответственности, достоинства, совести, толерантности. Содержание воспитательной работы определяется особенностями развития личности школьника на каждом возрастном этапе.

Применительно к младшим школьникам необходимо воспитание в духе мира и добра, формирование нравственно-правовых представлений о Родине, об окружающем мире и обществе. Воспитательные задачи: удовлетворение базовых потребностей ребенка в любви, заботе, игре, творчестве; формирование опыта заботы о других, о классном коллективе; обеспечение ситуации успеха в учебной деятельности, стимулирующей интерес к учению; оказание помощи в преодолении трудностей, формирование самостоятельности и ответственности; приучение к соблюдению правил поведения в школе, семье, на улице; воспитание общительности, желания оказывать помощь друг другу; воспитание любви и заботливого отношения к живому миру, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;

Применительно к подросткам воспитательная работа направлена на формирование эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам, регулирующим отношения со сверстниками, педагогами, родителями. Воспитательные задачи: знакомство с нравственно-правовыми нормами, законодательными актами, рас­крывающими права и обязанности несовершеннолетних; ориентация подростков на нравственно-правовые ценности в оценке своих поступков и поведения других людей; формирование адекватной самооценки; оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности; установление равноправных, доверительных отношений с педагогом, снятие конфликтов с учителями-предметниками, одноклассниками; воспитание терпимости, неразрывно связанной с чувством собственного достоинства; профилактика противоправного поведения, табакокурения, алкоголизма, наркомании; создание условий для включения подростка в те виды продуктивной деятельности, в которой он может выразить и реализовать свои творческие способности.

Воспитательная работа с учащимися юношеского возраста (учащиеся Х-XI классов общеобразовательной школы) предусматривает формирование мировоззренческих взглядов на себя как члена общества, гражданина своего Отечества, будущего семьянина. Воспитательные задачи: знакомство с основными правовыми нормами, регулирующими отношения человека с обществом, государством и другими людьми; содействие в поиске смысла жизни, который будет задавать жизненные перспективы отдаленной цели как регулятора поведения личности; ориентация на вечные ценности - «счастье», «смысл жизни», «достоинство», «честь», «законность», «справедливость», «свобода и ответственность», отражающие нравственно-правовой аспект жизнедеятельности человека; воспитание уважительных отношений между девушками и юношами, знакомство с мерами предупреждения ранней беременности, заболеваний, передающихся половым путем; создание условий для поддержания стабильного здоровья, профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании и нездорового образа жизни; создание условий для осознания учащимися своих возможностей построения жизненной стратегии.

Организационно-деятельностный компонент технологии предполагает следующие направления деятельности: диагностику, нравственно-правовое просвещение, формирование позитивного нравственно-правового опыта учащихся во внеурочной деятельности. Остановимся подробнее на этих направлениях.

1. Диагностика включает: определение уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся; выявление детей «группы риска» и учащихся, находящихся в социально опасном положении; изучение условий, вызвавших возникновение у них противоправного опыта. Наиболее распространенными методы диагностики: составление социального паспорта семьи ребенка, попавшего в социально опасное положение, учета посещения семьи классным руководителем и т.п., составление карты наблюдения за учащимся с противоправным опытом, журнал учета преступлений и правонарушений, беседа, опрос, социометрия и др.

2. Нравственно-правовое просвещение учащихся в процессе обучения, которое осуществляется через изучение основ морали и права. С этой целью необходимо выделить в содержании учебных предметов нравственно-правовые идеи, ценности, понятия, нормы, создавать проблемные ситуации и задачи нравственно-правового содержания. Продуктивные методы работы - лекции, беседы, диспуты, интерактивные технологии, рабочая тетрадь учащегося по нравственно-правовому самообразованию и др.

3. Формирование позитивного нравственно-правового опыта учащихся во внеурочной деятельности предполагает вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении, в учебно-познавательную, игровую, общественную, смыслопоисковую, правоохранительную деятельность.

Учебно-познавательная деятельность способствует обогащению учащихся знаниями в сфере права и морали, формированию умений переносить их на собственный опыт. Продуктивные формы и методы работы: выступление работников правоохранительных и правозащитных органов: «60 секунд полезной информации»; «час вопросов и ответов»; пресс-конференции и др.; проведение месячников правовых знаний; организация праздников правовых знаний («Азбука правовых знаний», «Путешествие в страну права», конкурс знатоков детективной литературы); проведение информационных кампаний, интернет-конференций, подготовка и издание буклетов, стенгазет, журналов, видеоматериалов, социальной рекламы, информационных листков и другой печатной продукции нравственно-правового содержания и пр.

Игровая деятельность помогает в освоении учащимися социальных ролей, «проживании» правовых ситуаций и результатов их решения. Продуктивные формы и методы работы: организация и проведение театрализованных игр для младших школьников: разработка сценария и постановка спектаклей по проблемам морали и права, ситуационных игр для подростков по формированию навыков безопасного поведения; деловых игр для юношества («На приеме у юриста», «ОВИР», «Приватное пространство») и др.

В процессе общественной деятельности создаются условия для формирования социальной позиции учащихся, определение своего места и роли в учебном коллективе. Формируются коммуникативные умения налаживать отношения с другими людьми, обществом, разрешать конфликтные ситуации. Продуктивные формы и методы работы: участие в работе детских и молодежных общественных объединений, органов самоуправления общеобразовательных учреждений, различных клубов («Подросток», «Альтернатива», «Примирение» и др.).

Смыслопоисковая деятельность способствует активизации становления самосознания личности в старшем подростковом и юношеском возрасте. Продуктивные формы и методы работы: проведение тренингов с учащимися: «Сумей сказать «нет»; дискуссии по правовым проблемам; беседы: «Шалость, проступок, преступление: где граница?», «Откуда берет начало дорога к преступлению» и т.д.

Правоохранительная деятельность включает организацию и контроль за соблюдением правил поведения в учебном заведении и вне его, защита своих прав и прав других людей. Продуктивные формы и методы работы: юридическая помощь «Когда у вас не ладятся дела...», телефон доверия; открытая кафедра «Права ученика и обязанности учителя. Права учителя и обязанности ученика»; создание и регулярное обновление уголков права и др.

Формирование навыков общения способствует развитию у детей с девиантным поведением коммуникативных умений, регулируемых нравственно-правовыми нормами, умению позитивно разрешать конфликты без ущемления прав другого человека. Продуктивные формы и методы работы: клубы по интересам (защиты прав и интересов ребенка, правовые, природоохранительные, политические, дискуссионные и т.д.), диспуты, дискуссии.

Результативный компонент технологии профилактики отклоняющегося поведения учащихся включает анализ и оценку результатов успешности воспитательной работы по предупреждению правонарушений среди учащихся.

Управление воспитательно-коррекционной работой в школе могут осуществлять: Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Социально-педагогическая и психологическая служба (СППС). Специалисты общеобразовательного учреждения, осуществляющие воспитательно-коррекционную работу: классный руководитель/куратор учебной группы, педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по идеологической и воспитательной работе. Устанавливается обязательное взаимодействие школы, семьи с государственными и правоохранительными органами.

Лабораторная работа № 10

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Цель работы

Обобщить знания по применению компьютера в учебно-воспитательном процессе школы, научиться применять на практике значимые элементы компьютерных технологий, необходимые для работы современного учителя.

Оборудование и материалы

Персональный компьютер, электронные учебники.

Задания

1. Выполните тестовые задания:

1. Информационные технологии обучения - это:

1) педагогические технологии, использующие специальные методы, программные и технические средства работы с информацией;

2) технологии работы с Интернет-ресурсами;

3) вариант обучения, при котором учеником анализируются большие объемы информации;

4) технологии обучения учащихся использованию справочно-поисковых систем.

2. Сервисные программные средства (текстовые редакторы, графические редакторы, презентационные пакеты), в основном:

1)обеспечивают прохождение отдельного этапа усвоения знаний;

2) являются средствами аудиовизуализации учебного материала;

3) служат для поиска информации;

4) служат для доступа к Интернет-ресурсам.

3. Выберите правильный перечень программно-прикладных средств комплексного назначения:

1) автоматизированные обучающие системы, электронный учебник, экспертные системы, адаптивные гипермедиа системы;

2) электронный учебник, экспертные системы, поисковые системы, сайты, чаты, порталы;

3) базы данных, базы знаний, электронные системы и справочники, поисковые системы;

4) программы-тесты, программы-тренажеры, графические и текстовые редакторы.

4. Применение компьютера в качестве средства поддержки учебного занятия предполагает, что:

1)на отдельных этапах занятия определенный вид деятельности либо отдельные действия осуществляются с помощью компьютера;

2) учитель на всех уроках использует мультимедиа-презентации нового учебного материала;

3) контроль знаний осуществляется с помощью компьютерных программ;

4) в течение всего занятия используется компьютер как средство обучения.

5. Каково основное назначение поисковых систем?

1) доступ к электронным ресурсам;

2) автоматизация рутинных действий;

3) поиск и хранение информации;

4) среда для изучения процесса, явления.

Наши рекомендации