Лекция 2. Процесс психологической профилактики и коррекции отклоняющегося поведения
Индивидуальная профилактическая работа должна быть направлена:
1) на криминогенную среду конкретной личности
2) на саму личность с отклоняющимся поведением.
Воздействие на криминогенную среду, как правило, является не столько психологической задачей, сколько правовой, социальной и социально-психологической.
Воздействие на личность предполагает решение двух основных задач:
а) структурно-содержательную перестройку ее мотивационной сферы (стратегическая задача)
б) коррекцию конкретной мотивации субъекта в характерной для него криминогенной ситуации (тактическая задача).
Антонян считает целесообразным применение поэтапной программы индивидуальной профилактики, связанной с воздействием на мотивационную сферу личности, которая осуществляется в следующих ситуациях.
1. В «латентной» ситуации лишь формируются мотивы вероятных антиобщественных действий или возникает реальная угроза появления таких мотивов. На этапе формирования антисоциальной направленности единичные малозначительные проступки, как правило, не могут служить основанием для применения дисциплинарных, административных и других правовых мер воздействия. Однако в этом случае не только допустимы, но и необходимы меры воспитательного характера, направленные на коррекцию системы отношений, ценностных ориентаций личности, а по отношению к среде — совокупность мер, устраняющих и нейтрализующих ее криминогенный потенциал. Ранняя профилактика осуществляется семьей, учителями, воспитателями, наставниками, руководителями, учебным или производственным коллективом, а в случае необходимости и правоохранительными органами. В «латентной» криминогенной ситуации часто оказываются дети и подростки. Подобные ситуации складываются преимущественно в так называемых неблагополучных семьях, которые вследствие этого должны быть объектом повышенного внимания.
2. В «предпреступной» ситуации поведение субъекта в дополнение к негативным мотивационным сдвигам характеризуется относительно устойчивой аморальностью и противоправностью. Индивид совершает социально порицаемые проступки, дисциплинарные и административные правонарушения, нередко стоящие на грани преступления. Индивидуальные меры профилактики строятся в этом случае на применении не только мер убеждения, но и мер принуждения в рамках общественной, дисциплинарной и административной ответственности. Указанные меры больше тяготеют к непосредственной профилактике и даже к пресечению преступлений. Они применяются не только воспитателями, руководителями и коллективами, но и товарищескими судами, комиссиями по делам несовершеннолетних, милицией и другими правоохранительными органами.
3. В «преступной» ситуации в отношении субъекта уже ведется уголовное дело. Совершенное преступление и прогностические выводы о возможных путях исправления правонарушителя и предупреждения рецидива обусловливают содержание и форму воздействий. В их структуре доминируют меры уголовно-процессуального и уголовно-правового характера, реализация которых в процессе следственных действий и судебного разбирательства подчинена исправлению и перевоспитанию правонарушителя, профилактике рецидива. Они применяются дознавателями, следователями, прокурором и судом.
4. «Постпреступная» ситуация индивидуальной профилактики, как правило, связана с нахождением осужденного в местах лишения свободы. В целях перевоспитания виновного и предупреждения рецидива здесь особенно важно выявление мотивов совершенного преступления и принятие мер к их устранению. Такие меры применяются работниками исправительно-трудовых колоний, наблюдательными комиссиями при муниципальных органах власти и самодеятельными организациями осужденных. Индивидуальная профилактика рецидива осужденных после их освобождения проводится различными государственными и правоохранительными органами, администрацией предприятий и учреждений, общественностью. При этом используется весь возможный арсенал профилактических мер.
Объективная заданность внешних криминогенных факторов не всегда позволяет в процессе индивидуальной профилактики возможного преступного поведения конкретных лиц ликвидировать многие реально действующие условия и причины. В этих случаях принимаются меры по ослаблению или нейтрализации их криминогенного влияния, а иногда по блокированию механизма их действия на определенного человека или компенсированию негативных влияний факторами антикриминогенного характера. Набор криминогенных факторов в каждом конкретном случае уникален, но на массовом уровне их совокупность подчиняется общим и частным статистическим закономерностям. Индивидуальная профилактика преступного поведения должна строиться в плане последовательного устранения объективных негативных явлений социально-экономического, идеологического, социально-психологического характера.
Пропаганда вреда курения должна проводиться с учетом психологии подростка. Школьники скрывают, что они увлекаются курением, после соответствующих бесед уверяют, что не курят или бросили, хотя это не всегда соответствует действительности. Запреты и запугивания обычно неэффективны. Способность противостоять искушению надо воспитывать собственным примером. Без отказа от курения родителей, педагогов, воспитателей, медработников, всех тех, кто находится постоянно рядом с ребенком, нельзя вести работу по профилактике этой вредной привычки.
Воспитательная методика должна быть последовательной и комплексной, охватывать общеобразовательные, социальные и общественные дисциплины. Для профилактики целесообразно проводить лекции с демонстрацией кинофильмов на антиникотиновую тематику, групповые беседы, устные журналы с участием врача, психолога, юриста.
Важным методом коррекции многих видов отклоняющегося поведения является обучение приемам волевого самовоздействия. В отличие от сеансов гипноза, проводимых врачом, обучение таким приемам осуществляется учителем (методику разработал В.Б. Горский).
Упрощенно суть волевого самовоздействия заключается в том, что формула самовнушения («могу управлять собой») или образы произвольного воображения оказывают значимое и выраженное влияния на реальные обстоятельства. В значительной степени педагогическое внушение должно быть косвенным, т.е. через выполнение специальных тренировочных упражнений и занятий.
Перед выполнением таких упражнений предлагается предварительно их проиграть в воображении. Например, представить: «Произнесу слова самовнушения... пусть на две минуты стану другим я сразу... забуду свои вредные привычки... буду считать себя другим человеком, свободным от них... Когда произойдет обратное перевоплощение... вспомню себя, но уже оздоровленным...». Затем в необходимой позе, после глубокого расслабления участники упражнения произносят слова самовнушения вслух. Педагог добивается и вменения психического состояния детей, чтобы активизировать самовнушение особенно в момент произнесения ключевых слов: «Пусть произойдет перевоплощение...».
Участники как бы засыпают на некоторое время, не реагируя на окружающее. Затем происходит развоплощение и испытываемые вспоминают себя. При этом забывается все, что происходило в перевоплощенном состоянии.
Систематическое включение в тренировочный режим волевого управления способствует эффективному отдыху и оптимизации психического состояния; эффекту использования вызова сна со сновидениями желаемого содержания и перевоплощения в желаемый образ на заданное время. Эта методика эффективна при лабильных и неустойчивых заострениях характера подростка.
Методика саногенной рефлексии. Она предложена профессором Ю.М. Орловым. Суть ее заключается в начальном освоении некоторых умственных операций и навыков укрощения отрицательных эмоций, таких, например, как гнев, обида, вина, чувство стыда, зависти. «Размыслив» эти эмоции, обучающийся как бы нейтрализует их, т.е. переводит патогенное мышление в саногенное. Л.Н. Толстой говорил: Думайте хорошо, и хорошие мысли созреют в лучшие дела». Точно таким же образом мысли человека влияют на его настроение не меньше, чем реальные обстоятельства. Тренирующийся программирует позитивные образы и чувства, чему помогают самонаблюдение и ведение дневника. Чувство обиды или вины возрастает, если человек выбирает патогенный характер мышления, ибо смысл одного и того же события зависит от хода мыслей. Саногенное мышление позволяет осознать свое собственное «Я», благодаря чему человек «отстраивается» (отчуждается) от эмоциональной ситуации. Саногенное мышление не устраняет страсти, а ослабляет их «кипение», гасит психоэнергетический заряд. Рассмотрим методику обучения саногенному мышлени для психокоррекции табакокурения.
Курильщику предлагается изучить обстоятельства курения. В течение месяца он фиксирует, сколько выкуривает сигарет и ведет в дневнике записи не только внешних обстоятельств, связанных с возникновением импульса к курению, но и тех переживаний и желаний, с которыми связано курение.
Дается задание воспроизвести в сознании обстоятельства, в которых возникла привычка к курению. Анализируется и обычное психическое состояние при воздержании от курения.
Курильщику предлагается представить себе (описать) удовлетворение, которое он получает от выкуренной сигареты, восприятия запаха дыма, сосания сигареты, от ритуала курения, оригинальности сигарет и самого процесса.
Дается задание дать количественную характеристику курению. Для этого надо построить график числа выкуриваемых сигарет в течение недели и по праздникам, затем определить их количество в день.
Первая атака в борьбе с курением - это осознание процесса курения и связанных с ним обстоятельств. Надо перестать курить с приятными людьми, пережить неприятные симптомы воздержания. Двенадцати часов достаточно, чтобы кровь освежилась, и организм освободился от табачного стресса.
Вторая атака - замена курения жевательной резинкой, сосанием мятной конфеты и др. Этим ослабляется условно-рефлекторный акт привычного курения.
Третья атака - замена курения его ритуалом. Курильщик манипулирует сигаретой, поднося ее ко рту, зажигая, медленно прикасаясь к ней губами, но не затягиваясь. Он как бы наблюдает за самим собой со стороны, думает о себе в третьем лице, например: «Он опять захотел курить, сосет табачный дым...». Такое отделение своего «Я» приводит к ослаблению и угасанию импульса курения. Иногда можно предложить курильщику сделать одну-две затяжки. Постепенно происходит угасание потребности курения, снижение позыва к нему, ослабление мотивации.
Четвертая атака - полное воздержание от курения в течение суток или двух дней. Дается установка не набрасываться на сигарету импульсивно, оценить свое состояние, попытаться почувствовать прелести воздержания от курения.
Пятая атака - уничтожение курильщика в себе. Придумывается ритуал символического акта отказа от вредной привычки. Бывший курильщик учится спокойно проходить мимо табачного киоска, не поддаваться предложениям закурить, ссылаясь на нездоровье и неприятные ощущения, а иногда разыгрывая их.
Профилактика алкоголизма. Ранняя алкоголизация негативно влияет на процесс формирования подрастающей личности, препятствует реализации многих человеческих качеств и задатков. Временной промежуток между появлением привычки к систематическим выпивкам и заболеванием тяжелым недугом - алкоголизмом - для взрослого составляет несколько лет, для подростка же - около года. Алкоголизм подростков в большинстве случаев с трудом поддается лечению.
Антиалкогольная пропаганда в школе не может опираться лишь на поучения о токсичности этилового спирта. Важно широко использовать в борьбе с ранней алкоголизацией знания о реальных склонностях, интересах, потребностях других психологических особенностях нынешних подростков. При этом учитывать индивидуальные особенности каждого отдельного ученика.
В каждом учебном заведении разрабатывается общая комплексная программа противоалкогольной деятельности. Она должна охватывать всех учащихся: от первого до выпускного класса, но наиболее активно воздействовать на детей младших классов.
Желательно информацию о вреде алкоголя включать в содержание уроков обществознания, истории, литературы, биологии, химии, других предметов, дискуссии о здоровом образе жизни, сценарии развлекательных мероприятий и т.п. При этом целесообразно не столько привлекать внимание учеников к негативному влиянию алкоголя на жизнедеятельность человека, сколько подчеркивать безнравственность пьянства, преимущества трезвого образа жизни.
Как известно, групповая психокоррекция является одним из ведущих методов, в том числе и в антиалкогольной пропаганде. Она основывается на эмоционально-стрессовом воздействии на личность пьющих школьников.
Первый этап такой психокоррекции - информационно-ознакомителъный. Это сбор психоанамнеза. Уточнению подлежит не только количество выпиваемого алкоголя и стаж алкоголизма, но характер действия алкоголя на организм. Полезно осведомиться об особенностях памяти и внимания, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности пьющих.
В процессе индивидуального осмотра психолог оценивает и изменения в состоянии здоровья школьника (язвенная болезнь желудка и т.п.) из-за злоупотребления алкоголем, выявляет лиц, настроенных решительно покончить с выпивкой.
Для создания нужного психологического климата в одну группу целесообразно объединять лиц с противоположными характерологическими особенностями. В психотерапевтическую группу не следует включать школьников, не желающих избавиться от вредной привычки, ибо лечение показано только лицам с мотивацией бросить пить.
Второй этап состоит из сеансов эмоционально-стрессовой психотерапии в группе лиц, страдающих хроническим пьянством.
Собрав группу 10—12 человек, желающих бросить пить, врач или психолог рассказывает о вреде пьянства, предлагает бросить пить с какого-то определенного дня и назначает день следующей встречи. Возможно, не все придут на нее, отсеются пришедшие не лечиться, а полюбопытствовать, как «лечат от алкоголизма».
На следующем занятии проводится так называемый авторитарно-директивный сеанс внушения наяву.
Присутствующие выстраиваются вдоль стены на расстоянии 20—30 см от нее в позе «смирно» и выполняют под контролем психолога «падения» вперед и назад. Психолог определяет наиболее внушаемых и заинтересованных в психокоррекции. С них и начинается показ «модели паралича» У наиболее внушаемых вызывается функциональный парез рук («ваши руки парализованы, вы не можете ими производить каких-либо мелких операций, например, вдеть нитку в иголку»). Затем «паралич» снимается внушением. Психолог объясняет, что точно таким же внушением можно вызвать «паралич» защитных сил организма, «поломать иммунитет» против алкоголя, после чего организм станет беззащитным по отношению к нему и всякая выпитая рюмка может привести к шоку. Подходя поочередно к каждому, психолог вновь проводит пробу с «падением» вперед и назад и внушает «паралич защитных сил организма». После этого присутствующие делают несколько попыток выпить, получая установку на отвращение к алкоголю.
Третий этап. Закрепляются результаты, снимаются абстинентные явления. Участников убеждают в возможности воздержания от соблазна выпить, укрепляют безразличие или отвращение к алкоголю. Для этого проводится шесть-семь аутогенных тренировок.
По достижении симптоматического улучшения желающие окончательно бросить пить нуждаются в поддерживающей психокоррекции (четвертый этап), когда проводятся групповые собеседования (4—5 занятий) с обсуждением методом мотивированного противодействия соблазну выпить для закрепления начавшейся перестройки личности.
Во время групповых дискуссий образуется особая коллективная атмосфера неформальных отношений, участники сочувствуют и симпатизируют друг другу. Бросившие пить чуждаются прежних компаний и собутыльников. Члены группы стараются советом и делом помочь другим, особенно в трудный период абстиненции. Выявляется в группе и разнообразие мотивов алкоголизации. В процессе групповой работы формируются различные степени мотивации к прекращению пьянства.
Профилактика наркомании. Она должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых се проявлений, особенно в раннем возрасте.
Важно, чтобы содержание педагогической работы строилось с учетом реальной ситуации в среде несовершеннолетних. Как оказывается, немало ребят впервые узнают вкус алкоголя в 5-7 лет, пробуют курить в 7-10. Знакомство же с наркотическими и токсическими веществами происходит значительно позже. Тем не менее нельзя пассивно ждать, когда дети заинтересуются.
Особенность педагогической профилактики заключается и том, что она должна носить не запрещающий, а скорее альтернативный характер. Конечно, нужно настойчиво формировать неприятие к любым формам одурманивания, но не менее важно показать, как можно сделать свою жизнь здоровой, интересной и счастливой. Следует соблюдать принцип «запретной информации», т.е. не провоцировать интерес детей к наркогенным веществам, сообщая какие-то сведения об их свойствах или способах применения. Формирование негативного отношения к наркотикам осуществляется через воспитание у детей мотивации здорового образа жизни.
Можно провести тестирование детей, позволяющее выявить особенности восприятия ими самой проблемы, узнать, как дети относятся к различным наркогенным веществам, насколько они информированы о наркотиках. Предварительное тестирование позволит решить весьма сложный для многих взрослых вопрос: стоит ли вообще обсуждать тему наркотических веществ. Если окажется, что подопечные уже знают о существовании таких веществ, специфических эффектах, вызываемых ими, то проблему уже нельзя оставлять без внимания.
В общей воспитательной работе с детьми у них формируются антинаркотические установки, т.е. внутриличностные регуляционные механизмы, обеспечивающие здоровый образ жизни. Одновременно ведется коррекционная работа с детьми группы риска. Она предполагает помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации - развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, внутриличностных регуляционных механизмов. Осуществляется психолого-педагогическая диагностика, проводятся индивидуальные консультации, специальный психолого педагогический контроль, коррекционные тренинги.
Работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркотических веществ, заключается в предотвращении развития наркогенного заражения в образовательном учреждении. Для этого организуется специальный антинаркотический контроль, исключающий возможность использования детьми наркотиков и токсических веществ, приобщения к одурманиванию своих сверстников. На проводимых различных тренингах у учащихся вырабатывают] устойчивость к внешнему наркотическому давлению, а «подсевших» на наркотики учат преодолевать внутренний психологический дискомфорт, связанный с прекращением использования одурманивающих веществ. При необходимости организуют психологическое, медицинское консультирование несовершеннолетних в подростковых наркологических службах.
К профилактической работе привлекают родителей. Им помогают осознать важность и необходимость специальной работы с детьми по предупреждению наркотического заражения, овладеть основными приемами семейной профилактики. Выделяют общую и специальную работу с родителями. Общая включает специальные семинары, лекции, привлечение взрослых членов семей к процессу антинаркотического воздействия на учащихся. Общая работа ориентирована на все группы родителей. Специальная работа ведется с родителями детей группы риска и уже использовавших одурманивающие средства. Родителей консультируют, помогают взаимодействовать с учреждениями подростковых наркологических служб, привлекают к психолого-педагогическому контролю, исключающему возможность использования детьми наркотических веществ, участию в коррекционных программах, осуществляемых на базе психологической службы школы.
Профилактика сексуальных отклонений. Половое воспитание, как подчеркивал А.С. Макаренко, может показаться самым сложным из педагогических вопросов, если рассматривать его в отрыве от других проблем воспитания. Наиболее эффективно оно осуществляется при согласованных действиях семьи и школы, совместными усилиями родителей и учителей.
Причинами половых девиаций являются, как правило, серьезные ошибки семейного воспитания, педагогическая неподготовленность родителей и их низкая культура.
Компетентности учителя в вопросах полового развития, смятию эмоциональных барьеров, мешающих естественно и просто обсуждать вопросы полового воспитания с подростками, способствуют регулярные семинары, обсуждения докладов, выступлений в учительской среде. В теории и практике полового воспитания целесообразно исходить из задач формирования всесторонне развитой высоконравственно личности, с активной жизненной позицией, развитой способностью к взаимопомощи. Духовно богатые взаимоотношения между разнополыми подростками, истинная дружба, первая любовь не должны вызвать у педагогов излишних опасений, это - нормальные проявления правильно протекающего развития личности. Однако в половом воспитании не следует уповать на «голос природы», здесь необходим ненавязчивый, деликатный, но постоянный контроль родителей и учителей.
Психолого-педагогическая помощь и поддержка подростков, склонных к суициду. Как уже отмечалось, к суициду приводят разрушения социальных связей личности и окружающих ее людей, дисгармония человека со средой, т.е. нервный физический или психологический срыв, тягостный эффект которого не исчезает с окончанием очередного этапа фрустрации, а накапливается, усиливается. Суицид есть конечный результат процесса, проявление которого заметно специалисту, а часто и неспециалисту задолго до самого его факта. Подготовительный процесс (фрустрации) может отягощаться за счет таких явлений, как алкоголизм, приобщение к наркотикам.
Непосредственной причиной суицида часто являются родительское давление, перенос на детей трудностей и нестабильности жизни, соответственно избиение детей, пьяные дебоши и т.п. Поскольку у детей не сформирована достаточная стрессоустойчивость, а в подростковом возрасте они переживают кризы, то внутрисемейный или другой конфликт они переключают на себя или «на других». В первом случае это чревато суицидом, во втором - агрессией по отношению к окружающим. Последние статистические исследования показали, что рост числа суицида среди подростков прекратился. Детские психиатры объясняют это тем, что у подростков сменился объект агрессии; она идет не на себя, а на других, в частности на взрослых. Поэтому возросло число правонарушений подростков, агрессии, направленной на других людей.
Обостряет проблему детского суицида повышенная внушаемость детей, подверженность их различным видам суггестивных и гипнотических воздействий и созданием на этой основе эмоциональной привлекательности смерти. Деятельность различных псевдорелигиозных и оккультных обществ обостряет эту проблему.