Семинарские (практические) занятия
Общие рекомендации по подготовке к семинарам:
Семинарские (практические) занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.
Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал и рабочую тетрадь текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.
Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений.Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения - достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников по праву, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять педагогические знания на практике при анализе актуальных социальных и педагогических проблем. Рекомендуемое время сообщения – 7 - 10 минут.
В процессе работы студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Место и время консультаций указано в деканате и на кафедре гражданского процессуального права.
Составной частью процесса обучения является проведение практических занятий с активным использование инновационных образовательных методик, основанных на индивидуально-деятельностном подходе. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, ролевых игр, решения ситуативных задач и казусов и их последующим обсуждением. На занятиях отдельные вопросы обсуждаются с применением таких методик активного обучения, как «мозговой штурм», «займи и обоснуй позицию», работа в малых группах. По отдельным темам студенты дают правовую оценку ситуации, возможные варианты ее решения с применением правовых норм, квалифицируют юридически значимые деяния. Также студенты составляют схемы, сравнительно-правовые таблицы, систематизируют действующее законодательство и практику его применения.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») реализация компетентного подхода предусматривает преимущественное использование интерактивных методов проведения занятий по большинству дисциплин, в том числе и по данной дисциплине, в частности:
– метод работы в малых группах;
– метод групповых дискуссий, с помощью которого приобретаются навыки коллективного взаимодействия;
– метод конкретных ситуаций, позволяющий выработать умение и навыки индивидуального или группового решения поставленных задач;
– использование дистанционных форм подготовки для ознакомления с необходимым материалом через восприятие текстового и схематической индивидуальной практики, что способствует процессу интеллектуального развития.
Применение интерактивных методов работы на семинарских занятиях представлено выше, применительно к планам семинарских (практических) занятий.
Рекомендации по изучению дисциплины:
Приступая к изучению курса «Арбитражный процесс», необходимо, прежде всего, уяснить понятие арбитражного процессуального права.
Арбитражный процесс – самостоятельная отрасль права, представляющая система юридических норм, регулирующих деятельность арбитражного суда и других заинтересованных субъектов, связанную с осуществлением правосудия по делам, отнесенным к ведению арбитражных судов.
В науке арбитражного процессуального права вопрос о предмете правового регулирования данной отрасли права является дискуссионным. Арбитражный процесс регулирует общественные отношения императивно-диспозитивным методом.
Принципы арбитражного процессуального права – это основные идеи, положения, руководящие начала по вопросам осуществления правосудия по арбитражным делам, закрепленные нормами арбитражного процессуального права. При раскрытии содержания принципов следует руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе РФ», Федеральным конституционным законом РФ «Об арбитражных судах в РФ».
Арбитражные процессуальные правоотношения – это урегулированные нормами арбитражного процессуального права общественные отношения, возникающие в ходе осуществления правосудия между судом и участниками арбитражного процесса.
Классификация субъектов арбитражных процессуальных правоотношений: 1) субъекты, осуществляющие правосудие; 2) субъекты, участвующие в осуществлении правосудия; 3) субъекты, содействующие правосудию. Процессуальное положение лиц, участвующих в деле, определяется ст. ст. 40-42 АПК РФ.
Законодательно предусмотрено появление первого специализированного арбитражного суда – Суд по интеллектуальным правам.
Сторонами в арбитражном гражданском процессе являются истец и ответчик (ст. 44 АПК РФ). Их арбитражная процессуальная правоспособность и дееспособность определяются законом (ст. 43 АПК РФ). Распорядительные процессуальные права сторон определяются ст. 49 АПК РФ.
Процессуальное соучастие (ст. 46 АПК РФ) – это участие в одном процессе нескольких истцов или ответчиков, права требования или обязанности которых не исключают друг друга. Следует изучить основания и виды соучастия (обязательное и факультативное, активное, пассивное и смешанное).
Ненадлежащий ответчик (ст. 47 АПК РФ) – это лицо, в отношении которой исключается предположение, что она является субъектом спорного материального правоотношения.
Институт процессуального правопреемства регламентируется ст. 48 АПК РФ. Важно уяснить, чем отличается процессуальное правопреемство от замены ненадлежащего ответчика.
Третьи лица – это участвующие в деле лица, которые вступают (привлекаются) в уже возбужденное в суде дело для защиты своих прав или охраняемых законом интересов, не совпадающих с интересами первоначальных сторон. Необходимо обратить внимание на то, чем отличаются данные участники процесса друг от друга. Процессуальное положение третьих лиц определяется ст. ст. 51-52 АПК РФ.
Участие прокурора в гражданском процессе определяется ст. 52 АПК РФ и Законом РФ от 27 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Стоит обратить внимание на разъяснения, которые даны Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.
Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и отдельных граждан, защищающих права других лиц, определяется ст. 53 АПК РФ.
Судебное представительство – это процессуальная деятельность правоспособных и дееспособных субъектов от имени и в защиту прав и интересов лиц, участвующих в арбитражном процессе.
Институт судебного представительства регулируется гл. 6 (ст. ст. 59-63) АПК РФ.
Процессуальных срок – это время, устанавливаемое законом или судом для совершения процессуальных действий. Процессуальным срокам посвящена гл. 10 (ст. ст. 113-118) АПК РФ.
Судебные расходы – это затраты, возникающие в связи с рассмотрением арбитражных дел и исполнением судебных актов. Виды судебных расходов по арбитражным делам: 1) государственная пошлина; 2) издержки, связанные с рассмотрением дела.
Судебный штраф – денежное взыскание за уклонение участников процесса и других лиц от выполнения процессуальных обязанностей или поручений суда, а также за нарушение порядка в зале судебного заседания и неуважение к суду. При изучении темы следует руководствоваться гл. 11 (ст. ст. 119-120) АПК РФ и часть второй Налогового кодекса РФ.
Подведомственность – это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Следует различать подведомственность дел судам общей юрисдикции, арбитражным и третейским судам.
Вопросы подведомственности регулируются ст. ст. 27-33 АПК РФ.
Подсудность – это относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда. Следует различать родовую и территориальную подсудность. Вопросы подсудности определяются ст. ст. 34-39 АПК РФ.
Судебные доказательства – любые фактические данные, на основе которых суд в определенном законом порядке устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При изучении темы следует руководствоваться гл. 7 (ст. ст. 64-89) АПК РФ. При изучении темы стоит также учесть разъяснения, которые даны Высшим Арбитражным Судом РФ относительно отдельных доказательств. При этом также обратить внимание и на появление в законодательстве новых доказательств.
Иск – это обращение в суд первой инстанции с требованием о защите спорного гражданского субъективного права или охраняемого законом интереса.
В науке арбитражного процессуального права неоднозначно определяется и дается понятие иска, его элементов и видов.
Исковое производство в суде возбуждается путем предъявления искового заявления (ст. 125-126 АГПК РФ). Также стоит принять во внимание условия реализации права на предъявление.
Подготовка арбитражных дел к судебному разбирательству является обязательной и самостоятельной стадией арбитражного судопроизводства, целью которой является обеспечение своевременного и правильного разрешения дела.
Процессуальные действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству содержатся в ст. 135 АПК РФ. При изучении темы следует использовать гл. 14 АПК РФ.
Судебное разбирательство – это основная стадия арбитражного процесса, целью которой является правильное и быстрое рассмотрение и разрешение арбитражного дела по существу.
Суд первой инстанции выносит судебные акты – то есть выраженные в письменной форме волеизъявления этого суда.
В зависимости от вопроса, разрешаемого судом, различают два вида судебных актов суда первой инстанции: 1) решения (гл. 20 АПК РФ); 2) определения (гл. 21 АПК РФ).
Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, является самостоятельным видом судопроизводства (гл. гл. 22-26 АПК РФ). При изучении темы следует иметь в виду, что дела, возникающие из административных правоотношений, рассматриваются по общим правилам гражданского судопроизводства, с отдельными изъятиями и дополнениями, предусмотренными законом.
Особое производство – вид арбитражного судопроизводства, характеризуемого отсутствием спора о праве и спорящих сторон, в котором суд подтверждает наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств.
Основные категории дел особого производства перечислены в ст. 218 АПК РФ. При изучении темы следует руководствоваться гл. 27 АПК РФ.
При исследовании особенностей производства в арбитражном суде отдельных категорий дел необходимо обратить внимание на появление ряда новых судопроизводств – рассмотрение дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, рассмотрение дел по корпоративным спорам, рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц, а также на значительное реформирование упрощенного судопроизводства.
Пересмотр судебных актов в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства – один из способов устранения судебной ошибки и проверки законности судебных актов. Необходимо различать цели и задачи каждой инстанции. Необходимо обратить внимание на изменения, касающиеся объединения Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. С 6 августа 2014 года Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам. Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, состоящая из 30 судей.
Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Положения данного института регламентируются 37 АПК РФ, в которые были внесены существенные изменения. При изучении данной темы важным является прочтение разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ.
Исполнительное производство – заключительная стадия арбитражного процесса по принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов. При изучении темы следует руководствоваться Федеральными законами 2007 г. «Об исполнительном производстве» и 1997 г. «О судебных приставах».
Законодательное закрепление права иностранных граждан и лиц без гражданства обращаться в российские суды и пользоваться арбитражными процессуальными правами наравне с российскими гражданами означает предоставление им национального режима в области защиты своих прав и охраняемых законом интересов. При изучении темы необходимо проанализировать положения АПК (гл.гл.32-33).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Семинар 1
Темы 1. Система арбитражных судов в РФ. Предмет и система арбитражного процессуального права. Источники арбитражного процессуального права. Принципы арбитражного процессуального права.
Вопросы для обсуждения:
1. Современная система арбитражных судов в России.
2. Понятие и система арбитражного процессуального права. Предмет и метод арбитражного процессуального права. Арбитражное процессуальное право в системе других отраслей российского права: взаимодействие и взаимосвязь.
3. Понятие источников арбитражного процессуального права и их классификация. Место судебной практики в системе источников арбитражного процессуального права.
4. Понятие и значение принципов арбитражного процессуального права. Система и классификация принципов арбитражного процессуального права.
Литература[1]
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 // «Российская газета». 25 декабря 1993 г. № 237;
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. 1997. № 1. Ст. 1;
3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589;
4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447;
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012;
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532;
7. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3013;
8. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019;
9. Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»;
10. Федеральный закон от 08.12.2011 № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»;
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2001. № 1;
2. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 2;
3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 № 59 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2011 № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»;
4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 № 60 «О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»;
5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 №61 «Об обеспечении гласности в арбитражном процессе»;
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 г. № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 10;
6. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 3;
Основная
1. Актуальные вопросы арбитражного законодательства: о чем молчит Арбитражный процессуальный кодекс РФ / Добровольский В.И. – М.: Волтерс Клувер, 2010*;
2. Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфотропик Медиа, 2010;
3. Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. Д.Х. Валеев и М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2010*.
4. Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. М.К. Треушникова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец». 2008*.
5. Арбитражный процесс: Учебник для студ. юр. вузов и фак. / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Городец, 2007;
6. Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Я.Ф. Фархтдинова. СПб.: Питер, 2004;
7. Курочкин С.А. Третейское разбирательство гражданских дел в РФ? теория и практика – М.: Волтерс Клувер, 2010*;
Дополнительная
1. Захарьящева И.Ю. Гарантии обеспечения доступности правосудия при определении подсудности по спорам с участием арбитражных судов. «Российская юстиция». 2010. № 3;
2. Ерпылева Н.Ю., Батлер У.Э. Сравнительный анализ арбитражного процесса России и хозяйственного процесса Белоруссии: новеллы правового регулирования. "Законодательство и экономика". № 7. 2007
3. Слепченко Е.В. Административное судопроизводство: понятие, единство и дифференциация. «Российская юстиция». 2009. № 3;
4. Шерстюк В.М. Действующий АПК РФ - этап в развитии арбитражного процессуального законодательства. "Законодательство". № 6. 2012;
Семинар 2