Особенности развития ВУЗа в 2000-е годы

Карельский государственный педагогический университет в 2000-е годы продолжил развиваться тем курсом, что был заложен в 1990-е годы. Продолжала развиваться как структура ВУЗа, так и его учебно-методическая и научная деятельность.

В 2000 году были получены лицензии: по специальности - «История»[191]; в сфере послевузовского профессионального образования по специальности «теория и методика обучения (информатика)»[192]. Открыты филиалы университета в гг. Сортавала и Пудож[193]. Упразднены кафедры методики преподавания легкой атлетики и зимних видов спорта и методики преподавания спортивных игр и плавания, образована кафедра спортивных дисциплин[194]. Кафедра анатомии, физиологии и валеологии переименована в кафедру анатомии и физиологии с курсом медицинских знаний[195]. Университет завершил переход на новые государственные образовательные стандарты на всех специальностях. На ЕГФ открыт прием по заочной форме обучения на специальности «химия», «биология», «география». Изменена структура управления вузом, произведена передача части полномочий ректора проректорам[196], введено в действие Положение о внебюджетных средствах КГПУ[197]. Создан планово-финансовый отдел университета[198].На основании приказов МО РФ №2967 и №2968 от 16 октября 2000 годабыл создан Североладожский филиал КГПУ в г. Сортавала и Пудожский филиал КГПУ.

Таким образом, реорганизация структуры Университета продолжалась. В 2001 году Правительством Республики Карелия и Минобразования России утверждена Программа развития КГПУ на 2002-2006 годы. Была получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по специальностям «информатика» и «изобразительное искусство» и открыт прием на эти специальности. На основании решения Ученого совета КГПУ от 19.12.2001 кафедра машиноведения переименована в кафедру технологии и дизайна[199]. Завершился 10-летний этап эксперимента в учебно-научно-педагогическом центре КГПУ. С 01.11.2001 открыта дополнительная платная специализация «Методика развития и коррекции речи» на заочном отделении ФНО[200]. На основании решения Ученого совета от 27.06.2001 на ФФК открыто платное обучение по специальности «Физическая культура» с правом преподавания дисциплин специализации: тренер (инструктор) по атлетической гимнастике, тренер (инструктор) по тхэквондо[201].

В 2002 г. на основании решения Ученого совета КГПУ от 27.04.2001 открыт факультет дополнительного образования[202]. Получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по специальности «Психология»[203]. Кафедра технологии и дизайна разделена на две кафедры – технологии и изобразительного искусства и дизайна[204]. Кафедра отечественной истории переведена с 01.03.2002 из статуса межфакультетской кафедры в статус специальной кафедры ФФ[205]. На основании решения Ученого совета КГПУ от 30.01.2002 переименованы: кафедра педагогики и методики дошкольного образования в кафедру дошкольной и социальной педагогики; кафедра отечественной истории в кафедру истории[206]. На основании решения Ученого совета КГПУ от 19 декабря 2001 года кафедра машиноведения переименована в кафедру технологии и дизайна[207]. На договорной основе на ФФ начато обучение студентов по дополнительной специализации «английский язык»[208]. На факультете психологии утверждена очно-заочная (вечерняя) форма обучения[209].

В 2003 годуПриказом МО РФ от 15.12.2003 ликвидированы Пудожский и Североладожский филиалы КГПУ. Кафедра зоологии переименована в кафедру зоологии и экологии[210].

В том же году были созданы: научно-методическая лаборатория лингвистического краеведения и языковой экологии[211], центр содействия занятости и трудоустройства студентов (пр. №30-а от 12.03.2003), штаб оповещения военнообязанных (пр. №46 от 08.03.2003).

В 2004 г. факультет дошкольного образования переименован в факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии[212], а кафедра общей психологии разделена на две кафедры: социальной психологии и общей психологии[213]. Межфакультетская кафедра психологии переименована в кафедру педагогической психологии и введена в состав факультета психологии; кафедра общей и практической психологии разделена на две кафедры: общей психологии и практической психологии образования[214].

В 2005 году филологический факультет был переименован в историко-филологический факультет[215]. Открыто представительство КГПУ в г. Сортавала. 2006 г. Вычислительный центр КГПУ преобразован в «Центр информационных технологий» с включением в его структуру лаборатории учебного телевидения, преобразованной в «лабораторию цифровых технологий и учебного телевидения»[216]. Ликвидировано структурное подразделение – хозрасчетный комплекс «Витражи»[217].

В 2007 году при КГПУ созданы комиссии: экспертная для соблюдения единой государственной системы делопроизводства в подразделениях КГПУ и экспертизы ценности дел[218]; техническая по защите государственной тайны[219]; по размещению заказов путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд[220]; по экспертизе материалов, представляемых к опубликованию в открытой печати[221].

В этом же году был создан официальный сайт КГПУ[222]. Делегация КГПУ приняла участие в проведении лагеря французского языка и культуры в г. Ла-Рошель (Франция).

В 2008 году была создана кафедра философии и социально-экономических дисциплин путем объединения кафедр философии и экономики и политологии[223]. Кафедра анатомии и физиологии с курсом основ медицинских знаний переименована в кафедру анатомии, физиологии и гигиены[224]. Ликвидированы подготовительное отделение и подготовительные курсы как самостоятельные структурные подразделения, функции подготовки к поступлению в вуз переданы факультету дополнительного образования КГПУ[225]. Создана научно-исследовательская лаборатория «Социализация и профессиональное самоопределение личности студента в образовательном пространстве педагогического вуза»[226].

В 2000-е годы была продолжена учебно-методическая и научная деятельность Университета.Воссоздана научная часть КГПА. Созданы Методический совет КГПУ[227] и совет СНО КГПУ[228]. Создана научно-исследовательская лаборатория «Аксиология Русского Севера»[229]. Научно-исследовательская лаборатория «Физика наноматериалов» при кафедре теоретической физики и методики преподавания физики переименована в научно-исследовательскую лабораторию «Физика наноструктурированных оксидных пленок и покрытий»[230]. Статус опытно-экспериментальной площадки научно-исследовательской лаборатории теории и практики развития сельской школы Карелии «Сельская школа Карелии: теория и практика развития» присвоен Заозерской СОШ №10 и Шуйской СОШ №1 Прионежского района, Пушкинской СОШ Беломорского района[231]. Научно-исследовательская лаборатория «Социализация и профессиональное самоопределение личности студента в образовательном пространстве педагогического вуза» переименована в научно-методическую лабораторию по проблемам сопровождения воспитательной деятельности в педагогическом вузе[232]. На основании решения ученого совета КГПУ от 25.02.2009 продлена деятельность учебно-исследовательской лаборатории фольклора[233]. В 2010 году в КГПА были созданы научная часть[234] и службы безопасности[235].

Постоянные структурные перемены не лучшим образом сказывались на работе Университета, однако они продолжались и в конце десятилетия. Серьёзные изменения в конце 2000-х годов, затронувшие ВУЗ, стали результатом серии проверок, проведённых в Университете рядом образовательных инстанций. В 2008 году Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ проведена комплексная оценка деятельности КГПУ и проверка соблюдения в КГПУ порядка проведения ЕГЭ[236]. На основании этих проверок, а также новой программы развития образования в России Педагогический Университет был переименован в 2009 году на основании решения Ученого совета КГПУ и приказа Федерального агентства по образованию РФ №711 в ГОУВПО «Карельская государственная педагогическая академия (КГПА)»[237].

Как видим, процесс развития Университета в 2000-е годы в общих чертах повторял 1990-е годы, и был характерен различными многочисленными изменениями учебной структуры ВУЗа. Прошедшее в 2009 году переименование Университета в Академию не изменило эту специфику. Очередной этап реформирования системы образования в России в 2012 году повлек за собой более тяжелые для КГПА последствия, вылившиеся в Приказ о присоединении КГПА к Петрозаводскому государственному университету[238].

Таким образом, история самостоятельного развития первого и единственного в Карелии педагогического ВУЗа на данный момент завершается. Однако, опираясь на опыт прошлого, можно быть уверенным, что эти перемены – не последние и, может, в будущем, самостоятельность педагогического института-университета-академии будет вновь признана целесообразной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами был рассмотрена многоликая история развития первого в Карелии высшего учебного заведения – Карельского Педагогического Института.

Педагогическое образование в Карелии прошло долгий и сложный путь, неотделимый от истории первого и единственного в республике педагогического ВУЗа. За несколько десятилетий своего существования Педагогический институт смог стать надежной опорой для всей системы образования в Карелии, сформировать свои собственные педагогические научные кадры и наладить работу с образовательными учреждениями Республики.

В первое десятилетие своей работы, в 1930-е годы, Карельский Педагогический и Учительский институт в непростых условиях сталинского времени смог развернуть работу по обеспечению школ и промышленности Карелии квалифицированными кадрами специалистов, которые были крайне необходимы как образовательным учреждениям, так и промышленности.

В конце 1930- годов начинаются первые шаги по реформированию Пединститута, которые в первую очередь были направлены на формирование более специализированного высшего образования, в частности, первого в Карелии полноценного Петрозаводского Университета. В этих условиях работа Пединститута была парализована и прекращена, однако вскоре стало понятно, что без полноценного Педагогического Института карельского образование не может нормально работать. Именно поэтому работа Учительского института была продолжена, хотя и в составе ПетрГу.

Годы войны тяжелейшим образом сказались на работе Учительского института, фактически почти полностью парализовав его работу. Однако эвакуированный в Сыктывкар коллектив ВУЗа продолжил свою работу, что, в итоге, привело к быстрому возобновлению нормальной учебной работы в кратчайшие сроки после освобождения Петрозаводска. Первое послевоенное десятилетие прошло под знаменем возвращения утраченных ранее позиций Института как кузницы кадров карельского образования.

Развитие института в первой половине 1950-х годов и необходимость расширения обучения специалистов для образовательных учреждений потребовали придания ему большей автономности и, как следствие этого, был воссоздан Педагогический институт. Именно с этого периода развитие института пошло в направлении формирования всё большей учебно-методической и научной базы, создания новых кафедр и факультетов, научных лабораторий, формирование полноценного и отмеченного многими научными степенями преподавательского коллектива. К концу 1980-х годов этот процесс был в основных чертах завершен.

1980-е годы также можно охарактеризовать как период создания и внедрения в жизнь новых учебных методик, методик преподавания в школе, а также началом развития информационных технологий в школах.

1990-е годы стали тяжелейшим, после периода Великой Отечественной войны, периодом истории Института. Нехватка денег и оборудования, невыплаты зарплат стали хроническим явлением ВУЗа. Однако в 1990-е годы институт также вышел на международную арену, создав связи с несколькими иностранными учебными заведениями и развивая новые учебные технологии. Переименование Института в Университет в середине 1990-х годов стало закономерным итогом процесса реформирования ВУЗа в переходный период.

На заре нового тысячелетия Карельский Педагогический Университет смог в целом закончить своё реформирование и наладить учебно-методическую работу, вновь налаживая связи с системой образования Республики. Одна на 2000-е годы приходится новый этап реформирования ВУЗа, который, фактически, не зависел от самого Университета, сперва согласно новой реформе образования переименованного в Академию, а в начале 2010-х годов – присоединяемого на правах института к ПетрГу. Так, завершив полный круг своего развития, первый карельский педагогический ВУЗ вновь становится институтом в составе Петрозаводского университета. Как это скажется на работе института, покажет время.

Наши рекомендации